Недействующий

О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2007 годы

Таблица 1.12.

Ввод в действие социальных объектов

В аварийном и ветхом состоянии находится 67 общеобразовательных школ. Школы значительно перегружены (при проектной мощности 1176 учащихся обучаются 2 тысячи и более школьников). Нарастает дифференциация уровня школьного образования между сельской местностью и городами и внутри городской среды, которая изначально формирует неравные стартовые условия для молодого поколения и порождает социальную напряженность.

Анализ социальной сферы Воронежской области приводит к таким основным выводам:

- о недостаточной развитости социальной инфраструктуры,

- о неудовлетворительном состоянии ряда объектов образования, не отвечающим современным техническим и санитарно-гигиеническим требованиям,

- об отсутствии необходимых объектов здравоохранения, таких

как перинатальный центр и наркологический стационар,

- о неудовлетворительном состоянии окружающей среды, что отражается на здоровье населения, и в связи с этим необходимости строительства очистных сооружений, предприятий по переработке токсичных отходов производства и бытовых отходов.

Крайне низок уровень оплаты труда, не соблюдаются нормативы выплаты пособий - в результате у населения нет достаточных средств для решения своих проблем в части покрытия спроса на услуги, на строительство жилья и приобретение товаров длительного пользования. Низкий уровень доходов стал большим тормозом в развитии внутреннего спроса на товары и услуги со стороны населения.

К 2000 году индекс активности инвестиций в основной капитал в промышленности по сравнению с 1994 годом составил 56%. Износ основных фондов промышленности в области составил 62%, износ парка сельхозмашин - 90%, подвижного состава автобусов - свыше 90%, трамваев - 83%, троллейбусов - 82%. Кроме того 42,7% предприятий и организаций являются убыточными, а уровень рентабельности значительного количества остальных предприятий недостаточен для повышения инвестиционной активности. В промышленности сохраняется низкий уровень специализации, особенно в части обслуживания предприятий промышленными услугами (ремонт оборудования, поставки литья, стандартных узлов, нестандартного инструмента, использование промышленных отходов и т.п.). В результате не получает развития малый производственный бизнес, а предприятия содержат большое количество вспомогательного персонала и теряют на производительности труда и уровне себестоимости готовой продукции. Часть старого промышленного менеджмента по-прежнему не способна работать в новых экономических условиях.

Заемные средства, кредиты банков и внебюджетные фонды незначительны и не оказывают влияния на экономику области. Ограниченные финансовые ресурсы областных бюджетов, выделяемые на поддержание промышленного и сельскохозяйственного производства, уходят на беспроцентное или безвозвратное кредитование, на пополнение оборотных средств и фактически не стимулируют само производство, а позволяют ему лишь стагнировать.

Урожай 2001 года позволил поправить финансовое положение части сельскохозяйственных предприятий. Основная же часть сельхозпредприятий не смогла этим воспользоваться. Сельское хозяйство по-прежнему катастрофически нуждается в новом типе управления, способного эффективно вести хозяйство в рыночных условиях. В сельском хозяйстве области сохраняется низкий уровень зарплаты, который стимулирует сохранение на селе системы внеэкономических отношений и высокий уровень зависимости населения от местных органов власти.

Основные проблемы на пассажирском транспорте общего пользования - это недостаточное бюджетное финансирование на покрытие убытков транспортных предприятий от перевозок пассажиров, пользующихся льготами по оплате проезда в соответствии с федеральными нормативными актами, а также полный износ большей части подвижного состава автобусов, трамваев и троллейбусов.

Область занимает последнее место в Центрально-Черноземном регионе по уровню газификации, который в сельской местности составляет всего 17%, а 5 районов из 32 вообще не имеют газа.

Особо остро стоит проблема обеспечения жителей области питьевой водой. Дефицит ее составляет более 300 тыс. куб. м в сутки, и, как результат, вода подается строго по графику (табл. П-21).

Усложнит ситуацию в энергоснабжении области и прилегающих к ней регионах предстоящий выход из эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС.

Анализ экономических показателей области за ряд лет и его места в территориальной структуре хозяйства страны, а также учет факторов конкурентоспособности региона позволяет определить следующие проблемы.

1. Эффективность хозяйственного комплекса невелика в силу наличия в промышленности области значительной доли предприятий, испытывающих кризис. Заметную роль в экономике области играет сельское хозяйство, доля которого в ВРП области сравнима с промышленностью. Вместе с тем рентабельность аграрного сектора очень низкая.

2. На рынке товаров и услуг экономика области позиционируется в области производства потребительских товаров и продукции промежуточного потребления для внутреннего рынка. При увеличении доли услуг в структуре производства ВРП до 48% доля налогов от этой сферы экономики пока еще в 1,5 раза ниже. Наиболее эффективно развивающими сферами услуг в области следует отметить транспорт, современные виды связи, услуги по строительству и торговле. В то же время слабо развиты конкурентные предприятия по оказанию услуг в здравоохранении, образовании и особое отставание наблюдается в ЖКХ.

3. Инвестиционная активность в области также относительно низкая, причем велика доля инвестиций в нерентабельные предприятия госсектора из федерального бюджета.

4. Инфраструктурная освоенность территории области хуже, чем в соседних регионах: низок уровень газификации, водоснабжения и других видов инженерных сетей. Также низки показатели обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Невелики масштабы внешнеэкономической деятельности.

5. Бюджет области в значительном мере еще зависит от трансфертов из федерального бюджета. С точки зрения структуры прибыли и убытков выделяется сельское хозяйство, в котором занято около 20% от общей численности работающих, но этот сектор практически не дает налогов. На другом полюсе находится транспорт, где занято около 6% работающих, но который дает 20% налогов областного бюджета. Доля промышленности в налогах в последние годы снижается, но эта отрасль пока остается основой бюджета. Перспективы же развития почти половины предприятий области проблематичны из-за низкой конкурентной способности выпускаемой продукции не только на мировом, но и на внутреннем рынке страны. Предстоящее в среднесрочной перспективе вступление России в ВТО может значительно осложнить положение таких отраслей специализации Воронежской области как авиастроение, сельхозмашиностроение, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности. Но наиболее сложная ситуация может возникнуть в АПК. И особенно жесткая конкуренция с мировыми производителями сельхозпродукции ожидается у производителей зерна, маслосемян, молока и сахара.

6. Отражением проблем экономического и социального развития области являются демографические проблемы - низкая рождаемость, высокая смертность, высокая демографическая нагрузка на трудоспособное население.