Управление экономикой и социальной сферой Воронежской области организовано в соответствии с административно-территориальным делением области и осуществляется на базе и в полном соответствии с федеральным законодательством и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законодательными и нормативными актами Воронежской области.
В области действуют законы об инвестиционной деятельности, о мерах по поддержке развития лизинговой деятельности, о стимулировании развития промышленных предприятий, о регулировании земельных отношений, об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, об отношениях, возникающих в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о мерах по поддержке лизинга авиационной техники, о межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью. Для регулирования отношений в социальной сфере приняты законы о порядке осуществления фармацевтической деятельности, об образовании, об охране семьи, материнства, отцовства и детства, об охране атмосферного воздуха, о прожиточном минимуме и ряд других.
Глубина и многоаспектность социально-экономического кризиса области свидетельствуют о том, что инерционное развитие региона, с опорой на прежние организационно-экономические механизмы, не может вывести область из кризиса. Для этого недостаточны и многие уже принятые в области постановления и действия органов власти области, совокупность которых не образует комплексную, самодостаточную, реалистичную программу развития социальной сферы и экономики Воронежской области.
С 2001 года в области действует новая администрация, которая пришла к выводу, что для успешного развития области и преодоления кризисных явлений необходима координация усилий федерального и областного уровня в экономической деятельности и социальной сфере.