ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 ноября 1998 года N 59-II-ОЗ
О квотировании рабочих мест для особо нуждающихся категорий населения
Принят областной Думой 25 сентября 1998 г.
(Изменения и дополнения:
Закон Воронежской области от 06.12.1999 г. N 125-II-ОЗ НГР ru36000199900016)
Утратил силу законом Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ НГР ru36000200500108
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Воронежской области для обеспечения дополнительных гарантий гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, реализации ими права на труд, социальную защиту от безработицы и в целях смягчения напряженности на рынке труда.
Основные понятия, употребляемые в настоящем Законе:
Квотирование рабочих мест - резервирование рабочих мест на предприятиях, в организациях, учреждениях всех форм собственности для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Право на установление квоты имеют органы местного самоуправления.
Целевой счет фонда занятости - счет, на который поступают средства работодателей, в виде обязательных платежей, за невыполнение условий квотирования рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, указанные средства направляются на создание дополнительных рабочих мест для категорий граждан, определенных настоящим Законом.
Квотирование рабочих мест для особо нуждающихся категорий населения в Воронежской области регулируется Конституцией РФ, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством, настоящим Законом.
Настоящий Закон распространяется на жителей Воронежской области, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости населения, а также направляемых в службу занятости комиссиями по делам несовершеннолетних, территориальными органами социальной защиты, управлениями народного образования, комитетами по делам молодежи, общественными организациями инвалидов, органами внутренних дел.
1. К категориям граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, настоящим Законом отнесены:
* молодежь:
- лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в возрасте до 18 лет, впервые ищущие работу;
* инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, рекомендации к труду;
2. С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда района (города) и в соответствии с действующим федеральным законодательством, органом местного самоуправления по предложению государственной службы занятости могут быть установлены квоты и для других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы:
* имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
* предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выходить на пенсию по старости (по возрасту);
* беженцев и вынужденных переселенцев;
* одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей - инвалидов;
* семей, в которых оба родителя признаны безработными;
* подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
*граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
*освобожденные из мест лишения свободы.
(ст. 4 в редакции Закона Воронежской области от 06.12.1999 г. N 125-II-ОЗ НГР ru36000199900016)
Квота для приема на работу граждан из числа лиц, определенных ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, устанавливаются организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Воронежской области (кроме территориальных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений инвалидов и находящихся в их собственности организации, уставной капитал, которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов), численность работников в которых составляет свыше 15 чел.
Квота для приема на работу граждан из числа лиц, указанных в ч. 2 ст. 4 устанавливается постановлением органа местного самоуправления по согласованию с работодателями.
(ст. 5 в редакции Закона Воронежской области от 06.12.1999 г. N 125-II-ОЗ НГР ru36000199900016)
Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, по представлению органа местного самоуправления могут быть представлены льготы по налогам, зачисляемым в областной бюджет.
1. Создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников.
2. Средства целевого счета фонда занятости населения области, поступающие в виде обязательной платы и штрафов от работодателей, не выполняющих условия квотирования рабочих мест, используются для финансирования создания рабочих мест сверх установленных квот, а также на создание специальных рабочих мест, специальных предприятий (цехов, участков) для инвалидов.
1. Перечень конкретных организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства категорий граждан, определенных ст. 4, в пределах установленной квоты, утверждается постановлением администрации района (города) по предложению районных (городских) служб занятости.
Предложения по перечню предприятий подготавливаются органами службы занятости по согласованию с работодателями для категорий граждан, указанных в ч. 2 ст. 4 настоящего Закона, ежегодно.
2. Конкретное количество, создаваемых или выделяемых работодателем рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в поиске работы, в пределах установленной квоты, определяется договором, заключаемым работодателем с органами местного самоуправления и государственными органами службы занятости.
3. Договор о квотировании должен содержать: наименование рабочего места, категорию граждан, для которых созданы рабочие места, санитарно - гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда, график ввода рабочих мест, источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), ответственность сторон.
4.Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями по направлению районных (городских) служб занятости населения с учетом предложений комиссий по делам несовершеннолетних, территориальных органов социальной защиты, управления народного образования, комитета по делам молодежи, общественных организаций инвалидов; органов внутренних дел.
(ст. 8 в редакции Закона Воронежской области от 06.12.1999 г. N 125-II-ОЗ НГР ru36000199900016)
1. Размер квоты и порядок ее ввода определяются органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона.
2. Квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, устанавливаются на период не менее одного года.
3. О проведении мероприятий по квотированию работодатели информируются за три месяца до начала введения квоты.
1. Размер квоты устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет для организаций:
- от 15 до 30 человек - 1 рабочее место для гражданина из категорий, определенных ст. 4 настоящего Закона;
- от 31 до 100 человек - 1 рабочее место для инвалида, 1 рабочее место для молодежи, и 1 рабочее место на каждые последующие 30 работников для любой другой категории, определенных ч. 2 ст. 4 настоящего Закона;
- свыше 100 человек - 3 процента для инвалидов, 1 процент для молодежи, и 1 процент для других категорий, определенных ч. 2 ст. 4 настоящего Закона.
В случае, если предприятие не может по объективным причинам принять в счет установленной квоты инвалидов, молодежи, по предложению службы занятости может быть заключен договор между работодателем работодателем, администрацией района (города) и государственными органами службы занятости о квотировании рабочих мест для других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, указанных в ч. 2 ст. 4 настоящего Закона.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
2. Суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать 8 процентов от среднесписочной численности работников на предприятиях численностью свыше 100 человек, с учетом лиц, уже работающих на данном предприятии.
(ст. 10 в редакции Закона Воронежской области от 06.12.1999 г. N 125-II-ОЗ НГР ru36000199900016)
1. Работодатели имеют право:
- участвовать в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- запрашивать и получать от органов государственной службы занятости и других ведомств информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест;
- в счет установленной квоты арендовать рабочие места на других предприятиях. Работодатели, по предложениям органов местного самоуправления и по договоренности между собой, могут создавать совместные производства за счет собственных средств для категорий граждан, указанных в ст. 4 настоящего Закона;
- самостоятельно принимать на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сверх установленной квоты, при условии ее полного заполнения.
2. Работодатели в соответствии с установленными органами местного самоуправления квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства граждан, определенных ст. 4.
3. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема инвалидов и молодежи (категорий, определенных частью 1 статьи 4), работодатели вносят обязательную плату за каждого нетрудоустроенного, в рамках установленных квот, гражданина в размере 12 кратного среднего уровня заработной платы, сложившейся в Воронежской области на момент введения квоты. Работодатели вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для трудоустройства граждан, относящихся к категории населения, особо нуждающихся в социальной защите.
(п. 3 в редакции Закона Воронежской области от 06.12.1999 г. N 125-II-ОЗ НГР ru36000199900016)
4. Работодатели обязаны ежеквартально представлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квот для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
5. Работодатели обязаны информировать городские (районные) службы занятости об освобождении квотируемых рабочих мест в 5-дневный срок с момента появления вакансий.
6. При увольнении граждан из числа категорий, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, освободившиеся рабочие места сохраняются для трудоустройства лиц, определенных настоящим Законом.
7. Ликвидация рабочих мест, выделенных в рамках квот, производится решением органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
1. Органы службы занятости имеют право:
- осуществлять проверку документов, содержащих сведения о квотировании рабочих мест, движении кадров;
- запрашивать у работодателей информацию по вопросам, связанным с обеспечением занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- ежеквартально осуществлять проверку выделения работодателями рабочих мест под квоту по заключенным договорам и их заполнение.
2. Органы службы занятости обязаны: