ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 мая 1995 года N 15-з
Об административно-территориальном устройстве Воронежской области
Принят областной Думой 27 апреля 1995 г.
(Изменения и дополнения:
Закон Воронежской области от 23.09.1996 г. N 67-з НГР ru36000199600016;
Закон Воронежской области от 16.02.2000 г. N 138-II-ОЗ НГР ru36000200000055)
Отменен: Законом Воронежской области от 27.10.2006 N 87-ОЗ НГР ru36000200600246
Настоящий закон определяет административно-территориальное устройство Воронежской области, его принципы; порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселения области к городским и сельским населенным пунктам, обеспечивает необходимое нормативно-правовое регулирование в этих вопросах в целях организации государственного управления на местах и местного самоуправления, развития производственной и социальной инфраструктуры, обеспечении благоприятной среды обитания и рационального природопользования, а также условий для удовлетворения материально-бытовых и национально-культурных потребностей населения Воронежской области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законами Воронежской области определение районного деления, образование городов, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов и решение иных вопросов административно-территориального устройства области подлежит исключительному ведению Воронежской области.
Административно-территориальное устройство (деление) - территориальная организация Воронежской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц. В соответствии с административно - территориальным устройством (делением) строится система органов государственной власти и управления области, а также система местного самоуправления.
Административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами, признанная в установленном законодательством Воронежской области порядке самостоятельной единицей административно-территориального устройства области.
Населенный пункт (поселение) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей.
Городской населенный пункт (городское поселение) - населенный пункт, который, исходя из характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном законодательством области порядке к категории городов или поселков городского типа, рабочих, курортных, дачных поселков.
Город-район - урбанизированная административно-территоральная единица, которая по характеру занятий большинства ее жителей, может быть отнесена в установленном законодательством порядке к категории городов, однако обладает протяженной территорией и четко выделенной пригородной зоной - зоной перспективного развития городского населенного пункта. В настоящем Законе, если особо не оговаривается, под городом или городским населенным пунктом понимается также город-район.
(ч. 5 ст. 2 в редакции Закона Воронежской области от 23.09.1996 г. N 67-з НГР ru36000199600016)
Сельский населенный пункт (сельское поселение) - населенный пункт (село, деревня, поселок сельского типа, хутор, поселок при железнодорожной станции, кордон, иные территории в поселениях), который не отнесен к городским поселениям.
Сельсовет - административно-территориальная единица, которая своими фиксированными границами охватывает один или несколько сельских населенных пунктов вместе с находящимися в их ведении землями.
Район - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельсоветов, а также городские и сельские поселения. Район следует отличать от городских районов.
Городской микрорайон, район - часть территории, которая может являться самостоятельной административно-территориальной единицей города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города, решения других производственных и социально-экономических проблем и задач.
Административный центр - городской или сельский населенный пункт, который в установленном законодательством Воронежской области порядке определен как место постоянного нахождения представительных и исполнительных органов местного самоуправления сельсовета, района.
Территории административного управления - участки территории области, района, города, выделенные компетентными органами государственного управления или местного самоуправления, в целях осуществления по этим территориям отдельных управленческих функций.
Черта - внешняя граница земель города, поселка (городского, рабочего, курортного, дачного), сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель.
1. Административно-территориальное устройство Воронежской области, обеспечивая целостность ее территории, основывается на следующих принципах:
а) соответствия исторически сложившейся системе расселения в области и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов местного самоуправления, участия населения в их работе и осуществления на соответствующих территориях функций государственного управления;
в) обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания;
г) учета природно-географических условий;
д) содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;
е) развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих на данной территории.
2. Каждая административно-территориальная единица области должна иметь четкие границы, закрепленные в натуре межевыми знаками установленного образца и привязанными к единой государственной системе.
3. Установление границ в натуре, систематизации и хранение геоданных (ведение дежурных карт) выполняется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Воронежской области и его органами на местах.
Законодательство Воронежской области об административно-территориальном устройстве области состоит из настоящего Закона и изданных в соответствии с ним иных правовых нормативных актов областной Думы.
1. В соответствии с особенностями социально-экономического и естественно-исторического развития в Воронежской области ее территория подразделяется на следующие административно-территориальные единицы: районы, города, поселки, сельсоветы и сельские населенные пункты.
2. Территория Воронежской области непосредственно подразделяется на районы и города (включая города-районы) являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами области, которые составляют в системе административно-территориального устройства области высший уровень. Перечень административно-территориальных единиц области закрепляется в Уставе области.
Территория районов Воронежской области непосредственно подразделяется на города местного значения, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты, составляющие в системе административно-территориального устройства области первичный уровень.
Города могут иметь в своем составе городские микрорайоны и районы, которые могут являться самостоятельными административно-территориальными единицами в составе города.
Города-районы могут иметь такое же административно-территориальное деление как и города, а также выделенную пригородную зону.
(ст. 5 в редакции Закона Воронежской области от 23.09.1996 г. N 67-з НГР ru36000199600016)
1. При образовании новых административно-территориальных единиц высшего уровня (район, город) учитываются сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями. Численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный - для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенческого значения. При соблюдении всех прочих установленных настоящим Законом требований любая новая административно-территориальная единица высшего уровня может быть образована лишь при условии, что в его пределах имеется налогооблагаемая база, достаточная для того, чтобы обеспечить установленный законодательством уровень закрепленных доходов для минимального бюджета образуемой территории, а также при условии, что и в оставшейся части прежней административно - территориальной единицы высшего уровня также остается налогооблагаемая база, достаточная для формирования установленного законодательством уровня закрепленных доходов для минимального бюджета. При этом никакая новая административно-территориальная единица не может быть организована, либо существующая административно-территориальная единица не может быть уменьшена посредством отделения части территории, если ее население составит менее 10000 человек.
2. При отнесении поселения к городам учитывается численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.
При отнесении районов к категории городов-районов учитывается численность и характер занятости населения, плотность застройки городского типа, наличие развитой сети коммуникаций и возможность предоставлении большинству населения городских услуг.
(часть вторая пункта 2 введена законом Воронежской области от 23.09.1996 г. N 67-з НГР ru36000199600016)
3. При образовании в городах микрорайонов и районов учитывается численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
4. При отнесении поселений к категории поселков городского типа должны учитываться наличие производственного или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.
5. При образовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского населенного пункта или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, его транспортная доступность, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.
Образование новых сельсоветов производится при наличии населения на их территории, как правило, не менее 1500 человек.
1. Принятие решения об образовании, изменении и упразднении административно-территориальных единиц относится к исключительному ведению областной Думы.
2. Право внесения вопросов об образовании, изменении и упразднении административно-территориальных единиц на рассмотрение областной Думы принадлежит администрации области, заинтересованным представительным органам местного самоуправления и местным администрациям городов и районов.
3. Принятие областной Думой, районными и городскими представительными органами местного самоуправления решения по вопросам административно - территориального устройства допускается при соблюдении установленной законодательством Воронежской области и другими правовыми нормативными актами органов государственной власти области всей процедуры, в том числе выявления через референдумы и сходы граждан мнения населения, органов местного самоуправления, проведения необходимых экспертиз.
Административно-территориальная единица может быть разделена, ее часть может быть отделена лишь при условии, что большинство жителей на подлежащей отделению территории проголосует за отделение на местном референдуме, собрании (сходе) граждан.
4. При рассмотрении предложения об образовании, изменении или упразднении административно-территориальной единицы, в первую очередь, должна быть выявлена возможность разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованию внесенного предложения.
1. Населенным пунктом Воронежской области является официально получившая такой статус компактная территория совместного проживания населения.
2. Населенный пункт может входить в состав административно-территориальной единицы или быть отдельной административно-территориальной единицей.
3. Группы домов, законно используемые гражданами для проживания или хозяйственной деятельности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, другие поселения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т. д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и подлежат приписке к другим близлежащим населенным пунктам.
Населенные пункты, находящиеся на территории Воронежской области, делятся на городские и сельские.
К городским населенным пунктам Воронежской области относятся города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами области, города местного значения, поселки городского типа, рабочие, курортные и дачные поселки.
Все остальные населенные пункты в области относятся к сельским населенным пунктам.
1. Отнесение населенных пунктов к городам производится областной Думой в порядке, установленном настоящим Законом.
2. На территории области могут быть города со следующим статусом:
а) город - областной центр;
б) город - город особого функционального назначения федеральной значимости;
в) город - город, являющийся самостоятельной административно-территориальной единицей области;
г) город - город-район;
д) город - город местного значения.
Областным центром Воронежской области является город Воронеж.
Город особого функционального назначения федеральной значимости - город, в котором расположены особо важные узкоспециализированные объекты федеральной значимости, либо межрегионального значения с особым режимом хозяйственной деятельности. Городом особого функционального назначения федеральной значимости в Воронежской области является город Нововоронеж.
Город, являющийся самостоятельной административно-территориальной единицей области, и город местного значения - населенный пункт, являющийся промышленным и социально-культурным центром прилегающей к нему определенной территории, а также - административным центром района с численностью населения не менее 8 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов.