(с изменениями на 23 июля 2024 года)
(в ред. законов Воронежской области от 11.05.2007 N 58-ОЗ, от 20.11.2007 N 117-ОЗ, от 27.10.2008 N 93-ОЗ, от 27.11.2008 N 116-ОЗ, от 25.02.2010 N 13-ОЗ, от 24.12.2010 N 136-ОЗ, от 24.01.2011 N 11-ОЗ, от 08.04.2011 N 46-ОЗ, от 25.11.2011 N 163-ОЗ, от 09.12.2011 N 183-ОЗ, от 08.06.2012 N 66-ОЗ, от 27.12.2012 N 186-ОЗ, от 11.03.2013 N 05-ОЗ, от 08.07.2013 N 101-ОЗ, от 02.10.2013 N 119-ОЗ, от 06.11.2013 N 151-ОЗ, от 06.03.2014 N 18-ОЗ, от 04.08.2014 N 105-ОЗ, от 02.03.2015 N 32-ОЗ, от 13.04.2015 N 39-ОЗ, от 13.04.2015 N 41-ОЗ, от 30.11.2015 N 164-ОЗ, от 06.07.2017 N 73-ОЗ, от 25.05.2018 N 66-ОЗ, от 04.03.2019 N 28-ОЗ, от 11.10.2019 N 119-ОЗ, от 29.03.2021 N 41-ОЗ, от 14.12.2021 N 149-ОЗ, от 25.02.2022 N 4-ОЗ, от 14.04.2023 N 43-ОЗ, от 24.05.2024 N 45-ОЗ, от 23.07.2024 N 65-ОЗ, от 23.07.2024 N 66-ОЗ)
Принят
областной Думой
12 октября 2006 года
Настоящий Закон Воронежской области устанавливает административно-территориальное устройство Воронежской области, порядок образования, реорганизации и упразднения территориальных единиц, компетенцию органов государственной власти Воронежской области в решении вопросов административно-территориального устройства Воронежской области и не распространяется на порядок образования, реорганизации и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований.
(в ред. закона Воронежской области от 11.05.2007 N 58-ОЗ)
Правовую основу административно-территориального устройства Воронежской области (далее - административно-территориальное устройство) составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав Воронежской области, настоящий Закон Воронежской области, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Воронежской области.
Для целей настоящего Закона Воронежской области используются следующие основные понятия:
1) административно-территориальное устройство - это территориальная организация Воронежской области, представляющая собой совокупность административно-территориальных единиц Воронежской области и расположенных в их границах территориальных единиц Воронежской области и обеспечивающая упорядоченное осуществление на территории Воронежской области функций государственного управления и местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
2) административно-территориальная единица Воронежской области (далее - административно-территориальная единица) - часть территории Воронежской области в фиксированных границах, совпадающих с границами муниципального образования. Административно-территориальными единицами являются муниципальный район, городской округ, городское поселение, сельское поселение;
3) территориальная единица Воронежской области (далее - территориальная единица) - городской или сельский населенный пункт, имеющий сосредоточенную застройку и служащий постоянным или временным местом проживания людей;
4) городской населенный пункт - территориальная единица, которая, исходя из численности населения, социально-экономического и исторического значения, подразделяется на категории город или поселок городского типа (рабочий поселок);
5) город - территориальная единица, на территории которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения не менее 8 тысяч человек, в отдельных случаях к категории город могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 8 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и (или) роста численности населения;
6) поселок городского типа (рабочий поселок) - территориальная единица, на территории которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения, как правило, не менее 3 тысяч человек, в отдельных случаях к категории поселок городского типа могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и (или) роста численности населения;
7) сельский населенный пункт - территориальная единица с численностью населения, как правило, менее 3 тысяч человек, занятых преимущественно сельскохозяйственным производством, которая подразделяется на определенные категории: село, деревня, поселок, слобода, хутор и другие сельские населенные пункты;
8) утратил силу. - Закон Воронежской области от 11.05.2007 N 58-ОЗ;
9) административный центр Воронежской области, муниципального района, сельского поселения - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом Воронежской области находятся органы государственной власти Воронежской области и (или) представительный орган соответствующего муниципального образования;
10) образованием административно-территориальной (территориальной) единицы признается возникновение на территории Воронежской области административно-территориальной (территориальной) единицы;
11) реорганизация административно-территориальных (территориальных) единиц выражается в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование, а именно:
- реорганизация административно-территориальных (территориальных) единиц в форме слияния представляет собой территориальное объединение двух и более административно-территориальных (территориальных) единиц, в результате которого образуется новая административно-территориальная (территориальная) единица, а объединяемые административно-территориальные (территориальные) единицы упраздняются;
- реорганизация административно-территориальных (территориальных) единиц в форме присоединения представляет собой территориальное присоединение к административно-территориальной (территориальной) единице одной и более административно-территориальных (территориальных) единиц, в результате которого присоединяемые административно-территориальные (территориальные) единицы упраздняются;
- реорганизация административно-территориальных (территориальных) единиц в форме выделения представляет собой территориальное выделение части территории административно-территориальной (территориальной) единицы, в результате которого из одной административно-территориальной (территориальной) единицы образуется одна или более новых административно-территориальных (территориальных) единиц, при этом административно-территориальная (территориальная) единица, из которой выделяется часть ее территории, сохраняет свою категорию и наименование;
- реорганизация административно-территориальных (территориальных) единиц в форме разделения представляет собой территориальное разделение административно-территориальных (территориальных) единиц, в результате которого из одной административно-территориальной (территориальной) единицы образуются две или более новых административно-территориальных (территориальных) единицы, а разделяемая административно-территориальная (территориальная) единица упраздняется;
- реорганизация административно-территориальных (территориальных) единиц в форме преобразования представляет собой изменение категории административно-территориальной (территориальной) единицы. Реорганизация административно-территориальной (территориальной) единицы в форме преобразования не влечет за собой изменения ее наименования;
12) упразднение административно-территориальной единицы или территориальной единицы - ликвидация административно-территориальной единицы или территориальной единицы в установленном законодательством порядке.
Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:
1) учета исторически сложившейся системы расселения в Воронежской области и тенденций ее развития;
2) территориального единства;
3) создания правовых, экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия населения в их работе;
4) учета природно-географических условий;
5) учета сложившейся системы экономического районирования;
6) рационального использования природных ресурсов и экономического потенциала территории, развития системы коммуникаций;
7) развития социальной инфраструктуры, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения.
Воронежская областная Дума осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам:
1) определения административно-территориального устройства;
2) образования, реорганизации и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ;
3) определения и изменения административных центров муниципальных районов и сельских поселений;
4) образования, реорганизации и упразднения территориальных единиц;
5) рассмотрения предложений о присвоении наименований и о переименовании административно-территориальных (территориальных) единиц в порядке, предусмотренном действующим федеральным законодательством.
(в ред. законов Воронежской области от 24.01.2011 N 11-ОЗ, от 14.04.2023 N 43-ОЗ)
1. К полномочиям Губернатора Воронежской области относятся:
(в ред. закона Воронежской области от 14.04.2023 N 43-ОЗ)
1) дача заключения по вопросам административно-территориального устройства, вносимым на рассмотрение Воронежской областной Думы;
2) иные полномочия по вопросам административно-территориального устройства в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства.
2. К полномочиям Правительства Воронежской области относятся:
(в ред. законов Воронежской области от 24.01.2011 N 11-ОЗ, от 14.04.2023 N 43-ОЗ)
1) утратил силу. - Закон Воронежской области от 11.05.2007 N 58-ОЗ;
2) определение исполнительного органа Воронежской области, уполномоченного по вопросам административно-территориального устройства;