ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 22 декабря 1992 года N 16
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(изм. от 22.12.1993 г., Закон Республики Хакасия N 26)
(от 17.02.1998 г. Закон Республики Хакасия N 21)
(от 24.06.1999 г. Закон Республики Хакасия N 64)
(от 10.05.2001 г. Закон Республики Хакасия N 17)
(с изм. от 29.05.2002 г. Закон Республики Хакасия N 23) Утратил силу Законом Республики Хакасия от 04.10.2004 г. N 53, НГР RU 19000200400157
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Республики Хакасия.
Образование в республике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и нормами международного права.
1. Республика Хакасия провозглашает область образования приоритетной.
2. Республиканская программа развития системы образования Республики Хакасия разрабатывается на конкурсной основе, принимается на пять лет. Конкурс объявляется Правительством Республики Хакасия.
3. Правительство Республики Хакасия ежегодно докладывает Верховному Совету Республики Хакасия о ходе выполнения программы, с опубликованием материалов в печати.
4. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
1. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
2) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений;
3) общедоступность образования, обязательность его получения в объеме программы основной школы;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) единство культурного и образовательного пространства для обеспечения преемственности перехода от одной ступени образования к другой;
6) защита и развитие национальных культур, традиций и особенностей народов Республики Хакасия;
7) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
8) свобода и плюрализм в образовании.
1. Законодательство Республики Хакасия в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Конституцию Республики Хакасия, настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ними законодательные и иные правовые акты Российской Федерации и Республики Хакасия.
2. Действие законодательства Республики Хакасия в области образования распространяется на все образовательные учреждения, расположенные на ее территории.
3. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Республики Хакасия в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
1. Задачами законодательства Республики Хакасия в области образования являются:
1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Хакасия на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Хакасия;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
1. Гражданам Российской Федерации на территории Республики Хакасия гарантируется возможность получения образования независимо от национальности, языка, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости устанавливаются федеральным законом.
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Затраты на обучение граждан в негосударственных платных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, компенсируются гражданину государством в размерах государственного норматива затрат на обучение в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство частично или полностью несет расходы по их содержанию в период получения образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники, устанавливаются федеральным законом и законами Республики Хакасия.
6. Республика Хакасия создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
7. Выпускники государственных и негосударственных образовательных учреждений имеют равные права при приеме в учреждения образования следующего уровня обучения.
1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются законами Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и Республики Хакасия "О языках народов Республики Хакасия".
2. В учреждениях образования создаются необходимые условия для изучения и развития хакасского языка на всей территории республики.
3. Гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, предоставляется право получения дошкольного и основного общего образования на государственных языках Республики Хакасия.
4. Государство оказывает содействие в получении основного общего образования на родном языке гражданам всех национальностей, проживающим на территории Республики Хакасия, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
5. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
6. Выпускники школ при поступлении в учреждения профессионального образования Республики Хакасия могут сдавать экзамены на любом государственном языке Республики Хакасия.
7. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучение русского языка, как государственного языка Российской Федерации и Республики Хакасия, регламентируется государственными образовательными стандартами.
1. В Республике Хакасия действуют государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты и определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
2. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Республики Хакасия разрабатывается и уточняется на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет и утверждается Верховным Советом Республики Хакасия.
Конкурс объявляется Правительством Республики Хакасия.
3. Порядок утверждения и введения национально-региональных компонентов стандартов образования определяется Правительством Республики Хакасия.
4. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
5. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
1. Система образования в Республике Хакасия представляет собой совокупность взаимодействующих:
1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов;
3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
4. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных учреждениях определяются Федеральным законом "Об образовании", настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
1. С учетом возможностей и потребностей личности образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: