Недействующий


ЗАКОН

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 29 сентября 1999 года N 133-ОЗ


О социальном партнерстве в Еврейской автономной области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Еврейской автономной области от 27 апреля 2005 года N 485-ОЗ
____________________________________________________________________


Настоящий закон определяет правовые принципы и формы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства на территории Еврейской автономной области (далее - области) в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Правовая основа социального партнерства


Правовой основой системы социального партнерства в области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации, настоящий закон, иные законы и нормативно-правовые акты области по вопросам социально-трудовых отношений.

Статья 2. Основные понятия

1. Социальное партнерство- система отношений, обеспечивающая на основе равноправного сотрудничества взаимодействие работников и работодателей, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и реализацию их законных интересов.

2. Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта).

3. Работодатели - организации (юридические лица), независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрациями), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.

4. Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления - правительство области, администрации органов местного самоуправления.

5. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

6. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

7. Представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления - руководители правительства области, администраций органов местного самоуправления, а также руководители управлений, комитетов, органов местного самоуправления.

8. Уровни социального партнерства - областной (регион), территориальный (район или город), отраслевой (отрасль экономики области), территориально-отраслевой (отрасль района, города), производственный (организация).

9. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый работниками организации, филиала, представителями работников с работодателем.

10. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателем, заключаемый на уровне региона (области), отрасли (области или территории), территории (района или города области).

Статья 3. Цель социального партнерства


Целью социального партнерства является достижение оптимального сочетания экономических и социальных интересов сторон, обеспечивающих устойчивое развитие производства и повышение жизненного уровня работников посредством консультаций, переговоров, выполнения заключенных договоров и соглашений на основе соблюдения норм трудового и гражданского права.

Статья 4. Сфера действия закона


Действие настоящего закона распространяется на всех работников, работодателей, представителей работников и представителей работодателей, правительство области, органы местного самоуправления в порядке, определенном статьей 23 настоящего закона.

Статья 5. Принципы социального партнерства


Основными принципами социального партнерства являются:

- соблюдение норм действующего законодательства;

- полномочность представителей сторон;

- равноправие сторон;

- приоритетность примирительных процедур в переговорах;

- соглашение настоящего уровня социального партнерства не может ухудшать условий соглашения более высокого уровня и должно отличаться от предыдущего большей выгодой для работников;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;

- добровольность принятия обязательств;

- реальность обеспечения принятых обязательств;

- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

- регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

- ответственность сторон, их представителей и иных уполномоченных сторонами лиц за невыполнение принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

- системность контроля и неотвратимость ответственности.

Глава II. Организация социального партнерства

     
Статья 6. Формы социального партнерства


Формами социального партнерства в области являются:

- работа в комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемых на всех уровнях социального партнерства, кроме производственного;

- соглашения, заключаемые на всех уровнях социального партнерства, кроме производственного;

- коллективные договоры, заключаемые в организации;

- установление порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвующих в заключении данного соглашения и на организации, не имеющие коллективных договоров;

- установление порядка присоединения к соглашениям;

- консультации, переговоры и урегулирование разногласий;

- совместная работа сторон в комиссиях, комитетах, фондах, создаваемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения социально-экономических и социально-трудовых проблем, а также в комиссиях организаций по подготовке коллективных договоров;

- выработка эффективных методов регулирования социально-трудовых отношений;

- взаимный контроль за выполнением достигнутых договоренностей;

- участие работников в органах управления организаций.

Статья 7. Право на ведение переговоров

1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая сторона.

2. Сторона, получившая письменное уведомление о начале

переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок вступить в переговоры.

3. От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего закона.

Статья 8. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. В области образуются постоянно действующие областная и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально трудовых отношений, а также постоянные или временные ( на время подготовки к заключению соглашения) отраслевые, территориально-отраслевые трех- и двухсторонние комиссии.

2. Комиссии формируются из равного числа представителей сторон социального партнерства по инициативе любой стороны, их численность и состав оформляются совместным решением сторон.

3. При наличии нескольких представителей работодателей состав комиссии соответствующей стороны определяется по согласованию между данными представителями с учетом численности либо представляемых работников, либо числа представляемых работодателей соответственно.

4. Оперативное решение задач каждой из сторон комиссии и взаимодействие с другими сторонами обеспечивает руководитель стороны комиссии. Стороны комиссии, представляющие работников и работодателей, определяют руководителей самостоятельно, сторону исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления возглавляет руководитель соответствующего органа по труду.

5. Взаимодействие сторон в комиссии осуществляет координатор комиссии, назначаемый из числа руководителей правительства области, органа местного самоуправления. Взаимодействие сторон в двухсторонних комиссиях осуществляют руководители сторон, являющиеся сопредседателями этих комиссий.

6. Координацию работы по осуществлению социального партнерства в области осуществляет управление по труду и подразделения территориальных органов местного самоуправления, в компетенции которых находятся социально-трудовые отношения.

Статья 9. Права комиссий

1. Областные, городские, районные комиссии непосредственно осуществляют взаимодействие сторон социального партнерства, ведут переговоры и заключают соглашения, контролируют их исполнение, вносят предложения об отмене или приостановке действия решений сторон, принятых с нарушением законов или иных нормативных правовых актов, ущемляющих интересы одной из сторон, направляют членов комиссии, специалистов, экспертов в организации для ознакомления с трудовыми и социальными условиями работников, вносят в органы государственного надзора и контроля предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение условий соглашения и согласованных действий, получают информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимают по ним решения.

2. Решения комиссии, принятые большинством голосов каждой из сторон, являются обязательными для всех участников соглашения.

3. Решения комиссий по представлению органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации.

Статья 10. Координатор комиссии


Координатор комиссии:

- созывает заседания, организует деятельность комиссии совместно с координаторами сторон;

- председательствует на заседаниях комиссии;

- организует в соответствии с положением о комиссии обсуждение и согласование вопросов;

- вырабатывает проекты решений и оглашает решения комиссии с учетом результатов рассмотрения и голосования;

- проводит между заседаниями комиссии консультации с координаторами сторон комиссии по вопросам, входящим в компетенцию комиссии и требующим принятия оперативных решений;

- регулярно информирует губернатора области, глав муниципальных образований о деятельности комиссии и принимаемых ею мерах по решению социально-трудовых вопросов;

- координатор комиссии не вмешивается в оперативную деятельность сторон, не представляет интересы ни одной из них и не участвует в голосовании.

Статья 11. Областная комиссия

1. Областная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется правительством области, областными объединениями (ассоциациями) профсоюзов, областными объединениями (ассоциациями) работодателей.

2. Областная комиссия устанавливает и обеспечивает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территории области, подготовку проекта регионального (областного) соглашения, контроль за выполнением заключенного соглашения, координацию деятельности территориальных и отраслевых комиссий.

3. Положение об областной комиссии, состав комиссии и координатора по согласованию с представителями работников и работодателей утверждает губернатор области.

Статья 12. Городская, районная (территориальная) комиссия

1. Городская, районная (территориальная) комиссия по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений на соответствующей территории, подготовку проекта территориального соглашения, его заключение и контроль за его выполнением.

2. Положение о территориальной комиссии, её состав и координатора комиссии по согласованию с представителями сторон утверждает глава муниципального образования.

Статья 13. Порядок работы комиссий

1. Комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными положениями, планами работы и с учетом необходимости решения текущих вопросов.

2. Заседания комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов членов комиссии от каждой из сторон социального партнерства.

3. Решение комиссии принимается на основе согласия сторон социального партнёрства при условии, что каждая из них приняла решение двумя третями голосов от числа присутствующих на заседании.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»