ЗАКОН
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 августа 1995 года N 12
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Костромской областной Думой 17 августа 1995 года
Утратил силу
Законом Костромской области N 54-4-ЗКО от 12.07.2006 года
В редакции:
Закона Костромской области от 29 января 1999 года N 45.
Обращения - заявления, предложения, просьбы, жалобы, направляемые в установленном настоящим законом порядке гражданами, группами и коллективами граждан.
Обращения с предложениями, заявлениями и жалобами в органы государственной власти области, местного самоуправления, в органы и к должностным лицам предприятий, организаций и учреждений являются важным конституционным средством осуществления прав и охраны законных интересов граждан, укрепления связи с населением, существенным источником информации, необходимой для решения социальных, хозяйственных и иных вопросов жизни области.
Юридической основой закона являются Конституция Российской Федерации, Устав Костромской области, федеральное и областное законодательство.
Действие настоящего закона распространяется на органы государственной власти области, органы местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, органы и должностных лиц предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, на всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих, находящихся или ведущих на территории области предпринимательскую либо иную не запрещенную законом деятельность, а также на руководящие органы общественных объединений и другие юридические лица.
(ст. 3 в редакции Закона Костромской области от 29 января 1999 года N 45.)
Стороной, имеющей право на обращение, являются граждане, группы граждан, коллективы граждан Российской Федерации по месту работы, жительства, учебы, иностранные граждане и лица без гражданства.
Стороной, обязанной принять, рассмотреть обращение и дать на него ответ, являются органы государственной власти области, местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся на территории области предпринимательской деятельностью.
Граждане имеют право на устные и письменные, индивидуальные и коллективные обращения в органы и организации, осуществляющие свою деятельность на территории области, а также к гражданам - предпринимателям.
Коллективными являются обращения, исходящие от трудовых коллективов, населения по месту жительства, от группы граждан по принадлежности к общественным объединениям.
(ст. 6 в редакции Закона Костромской области от 29 января 1999 года N 45.)
Письмо, заявление, иное индивидуальное или коллективное обращение должны содержать фамилию, имя, отчество заявителей, их адрес места жительства и индивидуальные подписи. Количество подписей при коллективном обращении ограничению не подлежит.
Ответ на коллективное обращение направляется по адресу гражданина, указанного в обращении первым, если иное не оговаривается в тексте.
Органы государственной власти области, местного самоуправления, предприятия, организации, объединения, их должностные лица обязаны обеспечить гражданам необходимые условия для осуществления конституционного права на обращение, права вносить в письменной и устной форме предложения и замечания, обращаться с жалобами и заявлениями, получать на них мотивированные ответы.
Руководители органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, других юридических лиц, а также граждане, перечисленные в статье 3 настоящего закона, обязаны организовать и вести личный прием населения.
Личный прием граждан проводится в удобное для них время, при этом иногородние граждане и жители сельской местности принимаются должностными лицами в течение всей рабочей недели во время, определенное для личного приема.
Время и перечень должностных лиц, ведущих личный прием, определяются соответствующими руководителями, о чем издается приказ, распоряжение либо принимается иной нормативный правовой акт.
Информация о времени, месте и лицах, ведущих прием граждан, размещается в служебных помещениях на видных местах. Кроме того, она может помещаться в средствах массовой информации.
В органах и организациях ведутся специальные журналы личного приема граждан и их письменных обращений. В них заносятся фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, содержание обращения, иные сведения, которые руководитель считает важным иметь о заявителе, а заявитель считает возможным их сообщить.
Журнал регистрации должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью.
Допускается также ведение карточек учета обращений граждан, компьютерная запись при этом, сведения, определенные частью первой настоящей статьи, являются обязательными.
(ст. 10 в редакции Закона Костромской области от 29 января 1999 года N 45.)
Обращения граждан "подлежат обязательному рассмотрению в течение одного месяца.
Обращение ветеранов (в соответствии с категориями, определенными статьей первой федерального закона "О ветеранах") подлежат рассмотрению в срок не более двадцати дней.
Обращения по вопросам, не требующим дополнительного изучения и проверок, рассматриваются безотлагательно, но не позднее семи дней.
В случаях, если для разрешения обращения гражданина необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалоб могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц. Решение об этом принимается руководителем и сообщается заявителю в письменной форме.
Обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан могут подаваться в органы и организации в виде писем, заявлений или иной форме, по почте либо передаваться лично.
Все обращения подлежат регистрации в порядке, установленном статьей 9 настоящего закона.
Обращения граждан рассматриваются руководителем органа или организации лично. Порядок их последующего рассмотрения устанавливается руководителем.
Органы и организации, к ведению которых не относится разрешение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителя письменно, на личном приеме гражданам устно разъясняется, куда им следует обратиться.
При рассмотрении обращений граждан руководитель обязан:
а) обеспечить своевременное и полное рассмотрение обращений граждан,
б) внимательно разобраться в существе каждого обращения,
в) в случае необходимости истребовать дополнительные документы,
г) выявить и устранить причины, ущемляющие права граждан,
д) лично проверить законность и обоснованность мер, предлагаемых для разрешения обращения,
е) принять решение, обеспечивающее полноту и законность разрешения обращения,
ж) обеспечить исполнение принятого решения,
з) сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, в случае отклонения или отказа указывать мотивы и разъяснять гражданам порядок обжалования,
и) систематически анализировать и обобщать обращения граждан, содержащиеся в них предложения и критические замечания с целью выявления и устранения причин, порождающих нарушения интересов и законных прав граждан.
Запрещается направлять заявления и жалобы граждан в те органы или должностным лицам, действия которых обжалуются.
Результаты рассмотрения жалоб и заявлений граждан могут быть обжалованы в вышестоящий орган. При получении ответа руководителя коллегиального органа (законодательного органа государственной власти области, выборного органа местного самоуправления, объединения, предприятий и организаций) заявитель вправе настаивать на рассмотрении его обращения коллегиальным органом.
Для восстановления нарушенного права граждане, в установленном законом порядке, имеют право обращаться в суд, при этом обращение в вышестоящий орган не лишает граждан нрава на обращение в суд.
Судебному обжалованию подлежат также действия государственных органом, общественных организаций и должностных лиц, в результате которых:
а) нарушены права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод;
в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Надзор за соблюдением законности при рассмотрении обращений граждан осуществляют органы прокуратуры.
Жалобы и заявления, поступившие из редакций газет, журналов, теле- и радиокомпаний, а также выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с обращениями граждан, рассматриваются в том же порядке и те же сроки, что и письменные обращения граждан.
Работа с обращениями граждан ведется открыто и гласно. Выявленные нарушения, меры, принятые к виновным, систематически рассматриваются органами государственной власти области, местного самоуправления, прокуратуры, другими компетентными органами. Эта работа освещается в средствах массовой информации, о ней информируются граждане в трудовых коллективах и по месту жительства.
Лица, виновные в нарушении настоящего закона, привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
Глава администрации Костромской области В. П. АРБУЗОВ
г. Кострома
25.08.1995 года
N 12