Настоящая методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, концепцией бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области, разрабатываемой на текущий финансовый год.
1. Объем средств бюджета Волгоградской области
и критерии распределения их в рамках
межбюджетных отношений
Объем средств, распределяемый в рамках межбюджетных отношений, определяется согласно требованиям Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в части доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений от потенциального контингента плательщиков в бюджеты разных уровней, а также доходов областного бюджета, передаваемых в виде дотаций и субвенций.
Регулирующие доходные источники, передаваемые местным бюджетам, учитываются в размере не менее:
50 процентов в среднем по области подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями, учреждениями и организациями;
5 процентов в среднем по области налога на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц);
5 процентов в среднем по области акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликеро - водочные изделия, спиртосодержащие растворы;
10 процентов в среднем по области акцизов на остальные товары, производимые на территории области;
60 процентов налога с продаж от общей суммы поступлений на соответствующей территории.
Доходы местных бюджетов и областного бюджета рассчитываются на основании показателей прогноза социально - экономического развития Волгоградской области в разрезе городов и районов, отраслей народного хозяйства, доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений.
Исходные данные принимаются на основании показателей комитетов экономики, сельского хозяйства и продовольствия администрации Волгоградской области, Волгоградского областного комитета государственной статистики и согласовываются с органами местного самоуправления области.
Расчеты поступления доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области на текущий финансовый год производятся с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исчисление доходов от потенциального контингента плательщиков в разрезе муниципальных образований Волгоградской области корректируется на прогнозируемый уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В основу расчета доходов бюджетов муниципальных образований берется налоговый потенциал соответствующей территории с учетом уровня и структуры развития ее экономики, в связи с чем доходы муниципальных образований делятся на минимально гарантированные бюджетным законодательством и на регулирующие - определенные на региональном уровне. Расходная часть бюджетов муниципальных образований рассчитывается на основе финансовых нормативов с применением дефляторов.
Расчет расходов при составлении бюджетов муниципальных образований производится с учетом полного обеспечения минимального уровня социально значимых бюджетных услуг, оказываемых населению.
Межбюджетные отношения строятся через отчисления от федеральных регулирующих налогов не ниже уровня, установленного Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
В результате установленного минимально гарантированного норматива отчислений от регулирующих налогов определяется сумма превышения расходов над доходами или финансовый разрыв по каждой территории. В целях сокращения денежных потоков между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований через нормативное регулирование территориям передаются увеличенные нормативы по регулирующим и другим налогам. В случае недостатка доходов для финансирования минимального набора бюджетных услуг недостающие средства для финансирования текущих расходов выделяются территориям из областного бюджета в виде финансовой помощи (дотации).
Дополнительная финансовая помощь выделяется для обеспечения финансовых обязательств, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". При этом, при определении суммы дополнительных расходов для выполнения указанных законов в расчет принимаются расходы только в части передаваемых на эти цели средств федерального бюджета.
2. Порядок формирования расходов областного
и местных бюджетов
В Волгоградской области осуществлен переход от плановых дотаций, направляемых на покрытие расчетного превышения расходов над доходами к нормативно - долевому распределению финансовой помощи, которая рассчитывается по единому принципу и обеспечивает равный подход ко всем муниципальным образованиям.
Действенность методики расчета финансовых норм и нормативов в значительной мере зависит от полноты и достоверности информации о планируемых (фактических) расходах, данных о сети, штатах и контингентах бюджетных учреждений, численности и составе населения и других показателей.
В расчетах используются следующие сценарные условия по отраслям социальной сферы:
1) плановый фонд оплаты труда действующего финансового года с учетом обязательных начислений;
2) плановые материальные затраты предыдущих двух лет (с разделением на коммунальные услуги и прочие материальные затраты за вычетом капитальных вложений);
3) по каждой отрасли обозначаются категории потребителей расходов: