(с изменениями на 21 октября 2004 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 4 марта 2002 года N 6 (Парма, 20.03.2002);
Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 21 октября 2004 года N 58 (Парма, N 227-229, 16.11.2004).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
26 февраля 1999 года
Приемная семья создается в целях защиты прав детей, законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных, максимально приближенных к домашним (семейным) условиям жизни, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию детей.
Настоящий Закон регулирует отношения граждан, органов местного самоуправления, органов государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа по реализации прав детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей, на устройство в семью с учетом интересов ребенка.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет;
Благосостояние ребенка - необходимые материальные ресурсы (обеспечение ребенка питанием, одеждой, иными средствами, необходимыми для его жизнедеятельности);
Интересы ребенка - (личные неимущественные и имущественные интересы) - совокупность потребностей и прав, необходимых ребенку для обеспечения его благосостояния, здоровья и нормального развития;
Орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления;
Уполномоченный орган - учреждение, отдел (центр) органа местного самоуправления, на который возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении детей;
План защиты интересов ребенка - акт уполномоченного органа, в котором утверждается перечень мероприятий по обеспечению защиты интересов ребенка, при необходимости определяющий разграничение компетенции по защите интересов ребенка между приемными родителями (родителем) и уполномоченным органом;
Контроль (регулярная проверка, оценка) благосостояния, развития и здоровья ребенка и эффективность выполнения плана - деятельность уполномоченного органа по организации наблюдения за выполнением приемными родителями взятых на себя обязательств, всестороннему анализу процесса развития ребенка, находящегося на попечении органов опеки и попечительства, сравнение состояния его благосостояния, здоровья и развития с нормальными показателями для детей его возраста, определение причин замеченных нарушений благосостояния, здоровья и развития, разработка предложений об изменении плана по защите интересов ребенка.
Приемная семья создается и функционирует в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом "Об образовании", актами Правительства Российской Федерации, настоящим Законом, другими законодательными актами, касающимися защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья осуществляет свою деятельность на основании договора с органами опеки и попечительства, в котором определяется порядок передачи ребенка в семью, длительность пребывания ребенка в семье, обеспечение функционирования приемной семьи с периодическим переоформлением части договора, затрагивающей вопросы обеспечения, финансирования приемной семьи в сроки, оговоренные договором.
Деятельность органов опеки и попечительства по отношению к приемным семьям основывается на следующих принципах:
признания индивидуальности ребенка;
защиты ребенка от насилия и эксплуатации, уважения его интересов;
признания важности и уникальности для каждого ребенка опыта воспитания в семье, использования всех возможностей для устройства ребенка в семью;
учета мнения ребенка (выраженного в доступной для него форме, а с 10 лет только при его согласии) в процессе определения его в приемную семью и планирования мер по защите его интересов;
осуществления государственных мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с родителями, если это не противоречит его интересам;
использования всех средств для возврата ребенка в родную семью;
планирования работы по защите прав ребенка с учетом его возраста, пола, языка общения, национальной принадлежности, особенностей личности;
конфиденциальность информации о ребенке, его родной семье, приемных родителях;
признания труда приемного родителя по воспитанию ребенка социально значимым, квалификационным педагогическим трудом (в должности воспитателя);
признания необходимости максимально бережного отношения к приемной семье;
обеспечения приемного родителя (приемных родителей) необходимыми материальными средствами для воспитания и содержания ребенка;
необходимости подготовки и обучения приемных родителей с учетом выявленных трудностей в их деятельности и динамики развития нормативной базы;
учета мнений приемных родителей при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность приемных семей;
своевременного доведения до сведения приемных родителей всех нормативных актов, регулирующих их деятельность;
признания недопустимости произвольного вмешательства в дела приемной семьи;
осуществления координации деятельности органов здравоохранения, социальной защиты, образования и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.
Главным критерием оценки эффективности работы приемных родителей считать объективные данные о развитии ребенка, в частности состояние здоровья ребенка, физическое, психическое, нравственное развитие.
При формировании бюджетов территорий расходы на содержание приемной семьи планируются в расчете бюджетной потребности территорий и уточняются при бюджетном регулировании дотационным территориям в виде субвенции.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) и приемными родителями.
В случае, если приемный ребенок (дети), приемные родители проживают (находятся) в разных территориях округа, в целях обеспечения условий для содержания, воспитания приемных детей, защиты их имущества, жилищных прав, оплаты труда приемных родителей, контроля за их деятельностью, оказания помощи приемной семье, заключается трехсторонний договор между органами опеки и попечительства обеих территорий и приемными родителями, в котором определяется уровень ответственности каждой из сторон, их права и обязанности.
Уполномоченный орган осуществляет контроль за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка и соблюдением его прав и законных интересов.
Контроль осуществляется в форме регулярных проверок. В ходе проверки оцениваются состояние здоровья, уровень образования и умственного развития, самосознание, взаимоотношения в семье и круг общения, поведение и эмоциональное развитие, навыки самообслуживания ребенка (детей).
Устанавливаются следующие сроки проведения регулярных обязательных проверок выполнения плана защиты интересов ребенка:
первая проверка осуществляется в пределах четырех недель с момента передачи ребенка в приемную семью;
вторая проверка осуществляется не позднее трех месяцев с момента осуществления первой проверки.
Впоследствии проверки должны осуществляться не реже 1 раза в полгода.
Формы, методы контроля органами опеки и попечительства за функционированием приемной семьи определяются договором "О передаче ребенка (детей) в приемную семью".
Приемные родители ведут учет расходов в виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных средствах предоставляются один раз в год в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. Результаты контроля оформляются в письменном виде по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Приемные родители имеют право и обязаны:
воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;
создавать на основе плана защиты интересов ребенка (детей) необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей);
извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей (абзац дополнительно включен с 20 марта 2002 года Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 4 марта 2002 года N 6).
Приемные родители имеют право:
участвовать в разработке органами опеки и попечительства мероприятий по защите законных прав и интересов приемных детей, проведении этих мероприятий и оценке их результатов;
получать своевременно необходимую информацию по нормативным актам, затрагивающим деятельность приемной семьи, законные права и интересы приемных детей и приемных родителей;
получать льготы, установленные действующим законодательством для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
самостоятельно организовывать свои отпуска при обеспечении выполнения условий договора;
самостоятельно вести хозяйственные дела приемной семьи;
осуществлять наличные и безналичные расчеты за приобретаемые продукты, товары и получаемые услуги;
самостоятельно выбирать место приобретения продуктов, товаров и получения услуг;
обращаться в государственные, муниципальные и иные органы по вопросам защиты интересов приемных детей, приемных родителей, другим вопросам жизнедеятельности приемной семьи;
пользоваться иными правами, установленными законодательством.
Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий (абзац дополнительно включен с 20 марта 2002 года Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 4 марта 2002 года N 6).
Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отклонено судом по их вине;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
Приемным родителям, добросовестно выполняющим свои обязанности, могут быть предоставлены различные льготы (по жилью, оплате труда, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорта и другое), предусмотренное в договоре с органами опеки и попечительства.
Приемные родители могут проходить аттестацию на основании Положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций Коми-Пермяцкого автономного округа с целью повышения своей квалификации.
1. Оплата труда приемным родителям осуществляется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению к настоящему Закону. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (часть в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2004 года Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 21 октября 2004 года N 58, - см. предыдущую редакцию).