В 1996-1999 годах в Ростовской области отмечалось снижение удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (с 18,8 процентов до 18,0 процентов), уровня производственного травматизма (с 7,1 тыс. человек до 4,4 тыс. человек) и профессиональной заболеваемости (с 1517 человек до 444 человек).
В 2000 году, по предварительным данным, впервые за последние годы отмечен рост травматизма на производстве со смертельным исходом, в том числе в угольной промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В 1,4 раза по сравнению с 1999 годом увеличилось число лиц с впервые выявленными профессиональными заболеваниями.
Как показывает анализ, более 65 процентов травм на производстве происходит по причине грубых нарушений требований безопасности, трудовой и производственной дисциплины, технологических процессов, организации работ.
На ряде предприятий, в нарушение федерального законодательства, не созданы службы охраны труда, совместные комитеты (комиссии) и уполномоченные по охране труда. Только около 20 процентов организаций области завершили аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Не улучшается положение с организацией периодических медицинских осмотров работников, вследствие чего ежегодно более 25 тыс. человек не проходят медицинского освидетельствования. На многих предприятиях угледобывающей отрасли, агропромышленного комплекса, строительства работники не обеспечиваются в полном объеме спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. В каждой пятой организации области не заключаются коллективные договоры и соглашения по охране труда.
По данным мониторинга социально-трудовых процессов на предприятиях области уровень затрат на охрану труда в расчете на одного работника остается крайне низким. В промышленности этот показатель составляет около 1,6 тыс. рублей, в сельском хозяйстве - 48 рублей, на малых предприятиях строительной отрасли - 15,1 рубля.
Постановлением Главы Администрации области от 22.01.98 N 15 была утверждена Региональная программа улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 1998-2000 годы. Аналогичные программы имелись во всех городах и районах области. Реализация региональных и территориальных программ позволила активизировать деятельность организаций по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников, чем обусловлена целесообразность принятия таких программ на 2001-2005 годы.
В качестве исходных данных для разработки настоящей Программы использованы предложения органов местного самоуправления муниципальных образований, надзорных органов по охране труда, Федерации профсоюзов и научных организаций области.
Приоритетные направления деятельности органов управления, надзора и контроля за состоянием охраны труда определены на основании прогноза состояния условий и охраны труда до 2005 года, разработанного Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Как показывают расчеты и прогнозные оценки, в 2001-2005 годах существенно не возрастут темпы роста численности работающих, ожидается сохранение на прежнем уровне коэффициента частоты производственного травматизма (численность пострадавших в расчете на 1000 работающих) и удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (в экономике области коэффициент частоты травматизма в последние годы составлял 5,5; удельный вес занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, - 18,0 процентов).
В условиях прогнозируемой социально-экономической ситуации основным фактором улучшения условий и охраны труда Программой определено усиление воздействия на работодателей органов управления охраной труда на всех уровнях (от областного - до предприятия) вследствие поэтапного введения в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и рычагов управления, предусмотренных Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации". С учетом вышеизложенного, основные мероприятия Программы направлены на: развитие организационных структур в области охраны труда (служб, комитетов, уполномоченных); расширение (завершение) аттестации рабочих мест по условиям труда; обучение и переподготовку специалистов по охране труда; усиление контрольно-надзорной деятельности на основе государственных нормативных требований охраны труда; создание (внедрение) механизма прекращения воспроизводства неблагоприятных условий труда.
Источниками финансирования мероприятий Программы определены:
средства организаций, направляемые на мероприятия по охране труда на основании коллективных договоров, соглашений и программ предприятий;
суммы от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, направляемые органу исполнительной власти области, ведающему вопросами охраны труда (постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507);
средства Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенные на обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
добровольные взносы организаций на проведение научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по охране труда.