Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ   РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2001 года N 118

Об утверждении Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы

КОНТРОЛЬ

(Изменения и дополнения:
распоряжение Администрации РО от 2.09.2002 г. N 416,
постановление Администрации области от 25.12.2002 г. N 582)

В соответствии с Соглашением между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей на 2000-2001 г.г., решением президиума Правительства Ростовской области от 26.04.2000 N 11 "О плане первоочередных мероприятий и механизме реализации Концепции экономической политики Ростовской области", а также в целях активизации работы по снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и оказания помощи в выполнении территориальных программ улучшения условий и охраны труда постановление:

1. Утвердить Региональную программу улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы (прилагается).

2. Министерству труда и социального развития области (Васильева А.М.) ежегодно информировать Главу Администрации (Губернатора) области о ходе выполнения Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы, оказывать всемерную поддержку главам муниципальных образований и работодателям в реализации собственных программ улучшения условий и охраны труда, добиваться ежегодного снижения количества рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, уменьшения травматизма и заболеваемости на производстве.

3. Считать утратившим силу постановление Главы Администрации области от 22.01.98 N 15 "Об утверждении Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 1998-2000 годы".

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - члена Правительства Бедрика А.И.

Глава Администрации

(Губернатор) области В.Ф.Чуб

Постановление вносят

министерство труда и

социального развития области

и областная межведомственная

комиссия по охране труда

Приложение

к постановлению Главы

Администрации области

от 19.03.01 N 118

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001 - 2005 годы

ПАСПОРТ Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы


Наименование  Программы

Региональная  программа улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005  годы (далее - Программа)

Наименование,  номер  и дата  принятия  решения о разработке Программы

Соглашение  между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и  объединениями работодателей на 2000-2001 г.г. (подписано 26.04.2000).  Решение  Президиума Правительства Ростовской области от 26.04.2000 N 11 "О плане  первоочередных мероприятий и механизме реализации Концепции экономической  политики Ростовской области".

Цели  и задачи Программы

Снижение  уровня производственного травматизма, профзаболеваемости и удельного веса  работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.

Перечень  основных мероприятий

Совершенствование  системы государственного управления охраной труда.  Надзорная  и контрольная деятельность.  Научно-исследовательская  деятельность и организация системы непрерывного образования.  Информационное  обеспечение охраны труда.

Заказчик  Программы

Министерство  труда и социального развития области.

Исполнители  и  соисполнители

Департамент  труда министерства труда и социального развития области.  Государственная  инспекция труда в Ростовской области (далее - Гострудинспекция).  Центр  Госсанэпиднадзора в Ростовской области (далее - Центр Госсанэпиднадзора).  Ростовский  государственный научно-исследовательский институт гигиены, экологии и  сертификации.  Органы  местного самоуправления муниципальных образований области.  Федерация  профсоюзов области.  Ростовское  региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее - отделение ФСС).  Управление  государственной противопожарной службы ГУВД области (далее - Госпожнадзор).  Министерство  здравоохранения области.  Ростовское  управление Госгортехнадзора России (далее - Госгортехнадзо р).  Управление  Ростовгосэнергонадзор (далее - Госэнергонадзор).  Территориальная  инспекция надзора за радиационной безопасностью Донского округа  Госатомнадзора России (далее - Госатомнадзор).  Областной  учебно-консультационный центр "Труд" (далее - ОУКЦ "Труд").  Кафедры  охраны труда вузов области.

Научные  консультанты

Аствацатуров  А.Е. - заведующий кафедрой, профессор Донского государственного технического  университета.  Богуславский  Е.И. - заведующий кафедрой, профессор Ростовского государственного  строительного университета.  Дронов  И.С. - заведующий кафедрой, профессор Ростовского государственного  медицинского университета.  Пушенко  С.Л. - директор института инженерно-экологических систем, профессор  Ростовского государственного строительного университета.  Фролов  А.В. - заведующий кафедрой, профессор Южно-Российского государственного технического  университета.

Объемы  и источники финансирования

Фонд  социального страхования Российской Федерации - 33900 тыс. рублей, из расчета  6780 тыс. рублей ежегодно.  Средства  от штрафов за нарушение требований охраны труда - 1230 тыс. рублей, из  расчета 246 тыс. рублей ежегодно.

Сроки  реализации  Программы

2001  - 2005 годы.

Контроль  за  реализацией  Программы

Министерство  труда и социального развития области.

ВВЕДЕНИЕ


В 1996-1999 годах в Ростовской области отмечалось снижение удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (с 18,8 процентов до 18,0 процентов), уровня производственного травматизма (с 7,1 тыс. человек до 4,4 тыс. человек) и профессиональной заболеваемости (с 1517 человек до 444 человек).

В 2000 году, по предварительным данным, впервые за последние годы отмечен рост травматизма на производстве со смертельным исходом, в том числе в угольной промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В 1,4 раза по сравнению с 1999 годом увеличилось число лиц с впервые выявленными профессиональными заболеваниями.

Как показывает анализ, более 65 процентов травм на производстве происходит по причине грубых нарушений требований безопасности, трудовой и производственной дисциплины, технологических процессов, организации работ.

На ряде предприятий, в нарушение федерального законодательства, не созданы службы охраны труда, совместные комитеты (комиссии) и уполномоченные по охране труда. Только около 20 процентов организаций области завершили аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Не улучшается положение с организацией периодических медицинских осмотров работников, вследствие чего ежегодно более 25 тыс. человек не проходят медицинского освидетельствования. На многих предприятиях угледобывающей отрасли, агропромышленного комплекса, строительства работники не обеспечиваются в полном объеме спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. В каждой пятой организации области не заключаются коллективные договоры и соглашения по охране труда.

По данным мониторинга социально-трудовых процессов на предприятиях области уровень затрат на охрану труда в расчете на одного работника остается крайне низким. В промышленности этот показатель составляет около 1,6 тыс. рублей, в сельском хозяйстве - 48 рублей, на малых предприятиях строительной отрасли - 15,1 рубля.

Постановлением Главы Администрации области от 22.01.98 N 15 была утверждена Региональная программа улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 1998-2000 годы. Аналогичные программы имелись во всех городах и районах области. Реализация региональных и территориальных программ позволила активизировать деятельность организаций по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников, чем обусловлена целесообразность принятия таких программ на 2001-2005 годы.

В качестве исходных данных для разработки настоящей Программы использованы предложения органов местного самоуправления муниципальных образований, надзорных органов по охране труда, Федерации профсоюзов и научных организаций области.

Приоритетные направления деятельности органов управления, надзора и контроля за состоянием охраны труда определены на основании прогноза состояния условий и охраны труда до 2005 года, разработанного Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Как показывают расчеты и прогнозные оценки, в 2001-2005 годах существенно не возрастут темпы роста численности работающих, ожидается сохранение на прежнем уровне коэффициента частоты производственного травматизма (численность пострадавших в расчете на 1000 работающих) и удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (в экономике области коэффициент частоты травматизма в последние годы составлял 5,5; удельный вес занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, - 18,0 процентов).

В условиях прогнозируемой социально-экономической ситуации основным фактором улучшения условий и охраны труда Программой определено усиление воздействия на работодателей органов управления охраной труда на всех уровнях (от областного - до предприятия) вследствие поэтапного введения в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и рычагов управления, предусмотренных Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации". С учетом вышеизложенного, основные мероприятия Программы направлены на: развитие организационных структур в области охраны труда (служб, комитетов, уполномоченных); расширение (завершение) аттестации рабочих мест по условиям труда; обучение и переподготовку специалистов по охране труда; усиление контрольно-надзорной деятельности на основе государственных нормативных требований охраны труда; создание (внедрение) механизма прекращения воспроизводства неблагоприятных условий труда.

Источниками финансирования мероприятий Программы определены:

средства организаций, направляемые на мероприятия по охране труда на основании коллективных договоров, соглашений и программ предприятий;

суммы от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, направляемые органу исполнительной власти области, ведающему вопросами охраны труда (постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507);

средства Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенные на обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

добровольные взносы организаций на проведение научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по охране труда.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


В структуре Программы предусматриваются 4 раздела:

совершенствование системы государственного управления охраной труда;

надзорная и контрольная деятельность по охране труда;

научно-исследовательская деятельность и организация системы непрерывного образования;

информационное обеспечение охраны труда.

I Совершенствование системы государственного управления охраной труда


В данном разделе предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление материальной базы и реализацию полномочий министерства труда и социального развития области как органа государственного управления охраной труда в регионе, в том числе: обеспечение функционирования областной лаборатории государственной экспертизы условий труда; образование филиалов областного учебно-консультационного центра "Труд"; проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний и других организационных мероприятий по охране труда.

II. Надзорная и контрольная деятельность


В раздел включены основные направления деятельности надзорных и контрольных органов по охране труда, действующих в регионе: Гострудинспекции, Центра Госсанэпиднадзора, управлений Госгортехнадзора, Ростовгосэнергонадзора, Госпожнадзора и др. на основании предложений, внесенных этими органами.

III. Научно-исследовательская деятельность и организация системы непрерывного образования


Разделом предусматривается проведение научных исследований по ряду проблем охраны труда (по предложениям кафедр охраны труда вузов и других научных организаций), внедрение обучения отдельных категорий работников организаций за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также совершенствование действующей системы образования в области охраны труда.

IV. Информационное обеспечение охраны труда


Основные планируемые информационные мероприятия включают: подготовку ежегодных информационно-аналитических докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в регионе; участие министерства труда и социального развития области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в Российской информационной сети по охране труда (далее - РИСОТ); подготовку и доведение до заинтересованных организаций информации по основным проблемам охраны труда.

Мероприятия Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001 - 2005 годы


Наименование  мероприятий

Финан-совые  затраты  (тыс.  рублей)

В  том числе по источникам
  финансирования  (тыс.  рублей)

Сроки  проведения работ

Исполнители

фонд  социаль-ного страхо-вания

средства  от штрафов за нару-шения требова-ний охраны труда

средства  органи-заций

начало

окончание

1

2

3

4

5

6

7

8

I.  Совершенствование системы государственного управления охраной труда

1.1.  Организовать в соответствии со статьями 12,13 Федерального закона "Об основах  охраны труда в Российской Федерации":  создание  служб охраны труда во всех организациях, осуществляющих производственную  деятельность, с численностью более 100 работников;

3600

-

-

3600

2001  г.

2003  г.

министерство  труда и социального развития области, органы местного самоуправления,  работодатели, ОУКЦ "Труд"

заключение  договоров со специалистами (организациями) на оказание услуг в области охраны  труда во всех организациях с численностью 100 и менее работников;

-

-

-

средства  пред-приятий

2001  г.

2002  г.

-  // -

создание  комитетов (комиссий) по охране труда во всех организациях с численностью  более 10 работников;

-

-

-

-

2001  г.

2004  г.

министерство  труда и социального развития области, органы местного самоуправления,  Федерация профсоюзов области, работодатели

восстановление  института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в производственных  подразделениях организаций

-

-

-

-

2001  г.

2005  г.

-  // -

1.2.  Ввести ежегодный учет и обобщение информаций муниципальных образований о  направлении работодателями средств на цели охраны труда в соответствии с  нормативами, установленными законодательством

-

-

-

-

-

весь  период

министерство  труда и социального развития области, органы местного самоуправления

1.3.  Содействовать завершению аттестации рабочих мест по условиям труда:

министерство  труда и социального развития области, надзорные органы, органы местного  самоуправления, ОУКЦ "Труд", центры Госсанэпид-надзора

в  травмоопасных производствах;

-

-

-

средства  пред-приятий

2000  г.

2002  г.

-  // -

в  других организациях, занимающихся производственной деятельностью;

-

-

-

-  // -

2001  г.

2003  г.

-  // -

в  госучреждениях.

-

-

-

-  // -

2001  г.

2004  г.

-  // -

1.4.  Регулярно проводить совместные комплексные проверки организаций по вопросам  охраны труда с обсуждением результатов на заседании областной  межведомственной комиссии по охране труда

-

-

-

-

-

весь  период

министерство  труда и социального развития области, Гострудинспекция, Центр  Госсанэпид-надзора, отделение ФСС, Госпожнад-зор, Федерация профсоюзов  области

1.5.  Проводить государственную экспертизу проектов строительства, реконструкции и технического  перевооружения производственных объектов на их соответствие требованиям  охраны труда

-

-

-

средства  пред-приятий

-

весь  период

министерство  труда и социального развития области (территориальный орган госэкспер-тизы условий  труда), центры Госсанэпиднадзора

1.6.  Провести II областную научно-практическую конференцию по проблемам охраны  труда

60

-

60

-

-

2003  г.

министерство  труда и социального развития области, ОУКЦ "Труд", межведомственная комиссия  по охране труда

1.7.  Провести семинары-совещания с руководителями отделов и специалистами по труду  органов местного самоуправления по вопросам охраны труда

10

-

10

-

-

ежегодно

министерство  труда и социального развития области , ОУКЦ "Труд", межведомственная комиссия  по охране труда

1.8.  Вести мониторинг занятости женщин во вредных производственных условиях

-

-

-

-

-

весь  период

министерство  труда и социального развития области, центры Госсанэпиднадзора

1.9.  Обеспечить функционирование областной лаборатории государст-венной экспертизы  условий труда, ее переаккредитацию с расширением инструментальной базы и  области аккредитации

420

-

420

-

2001  г.

2005  г.

министерство  труда и социального развития области

1.10.  Оборудовать кабинеты (уголки) охраны труда в муниципальных образованиях  области

120

-

120

-

2001  г.

2002  г.

министерство  труда и социального развития области, ОУКЦ "Труд", органы местного  самоуправления

1.11.  Образовать филиалы областного учебно-консультацион-ного центра "Труд" в  городах: Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Зерноградском районе на  базе аккредитованных лаборато-рий промсанитарии в целях аттестации рабочих  мест по условиям труда

240

-

-

240

2001  г.

2003  г.

ОУКЦ  "Труд", органы местного самоуправления

1.12.  Обеспечить создание в организациях комиссий для выполнения мероприятий по  социально-трудовой реабилитации инвалидов, пострадавших на производстве,  разработку перечня профессий и должностей для преимущественного замещения  инвалидами с резервированием соответствующих рабочих мест

-

-

-

-

2001  г.

2005  г.

министерство  труда и социального развития области, органы местного самоуправления

II.  Надзорная и контрольная деятельность по охране труда

2.1.  Организовать регистрацию, обследование и выдачу заключений по охране труда по  вновь вводимым производственным объектам, проведение предупредительного  надзора за строительством новых и реконструируемых объектов для  предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда работников и  снижающих безопасность этих объектов. Осуществлять надзор и контроль за  безопасной эксплуатацией производственных объектов и оборудования

-

-

-

-

-

весь  период

Гострудинспекция,  Госгортехнадзор,  Госатомнадзор,  Госэнергонадзор  Госпожнадзор,  Федерация  профсоюзов области,  центры  Госсанэпиднадзора

2.2.  Вести оперативный учет и анализ производственного травматизма (групповые, с  тяжелым и со смертельным исходом несчастные случаи на производстве)

-

-

-

-

-

весь  период

Гострудинспекция,  Госгортехнадзор,  Госатомнадзор,  Госэнергонадзор

2.3.  Обеспечить надзор за внедрением в организациях новых "Гигиенических критериев  оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов  производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса",  федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов

-

-

-

-

-

весь  период

центры  Госсанэпиднадзора

2.4.  Осуществлять контроль за соблюдением работодателями порядка проведения  предваритель-ных и периодических медицинских осмотров работников и  медицинских регламентов допуска к профессии

-

-

-

-

-

весь  период

центры  Госсанэпиднадзора

2.5.  Организовать радиационный контроль в выработках угольных шахт в соответствии  с норматив-ными требованиями санитарного законодательства

-

-

-

средства  пред-приятий

-

весь  период

работодатели,  центры Госсанэпиднадзора

2.6.  Внедрить на предприятиях, использующих ручной виброинструмент, стендовый  контроль уровней вибрации в соответствии с "Гигиеническими требованиями к  ручным инструментам и организации работ" и лечебно-профилактические  мероприятия по профилактике вибрационной патологии

-

-

-

средства  пред-приятий

-

весь  период

работодатели:  ОАО "Ростсельмаш", ОАО "Роствертол", ОАО "Тагмет", ОАО "Красный котельщик",  ОАО "Ростовуголь", ОАО "Гуковуголь"

2.7.  В целях предотвращения гибели людей и утраты материальных ценностей в  результате пожаров:

-

-

-

средства  пред-приятий

-

весь  период

работодатели,  Госпожнадзор

вести  обязательное согласование проектов строительства, реконструкции предприятий и  модернизации оборудования;

-

-

-

-  // -

-

-  // -

-  // -

при  лицензировании деятельности организаций в области пожарной безопасности выдавать  заключения о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности;

-

-

-

-  // _

-

-  // -

-  // -

предотвращать  допуск к выполнению работ в области пожарной безопасности организаций, не имеющих  лицензий государственной противопожарной службы на определенные виды  деятельности

-

-

-

-  // -

-

-  // -

-  // -

2.8.  Завершить обследование горношахтного оборудования, выработавшего  установленные сроки эксплуатации

2415

-

-

2415

2001  г.

2002  г.

Госгортехнадзор,  ОАО "Ростовуголь", ОАО "Гуковуголь"

III.  Научно-исследовательская деятельность и организация системы непрерывного  образования

3.1.  Обеспечить обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных  в учебных центрах области в соответствии с Федеральным законом "Об  обязательном социальном страхова-нии от несчастных случаев на производстве и  профессиональных заболеваний"

6780  (еже-годно)

6780

-

-

2001  г.

2005  г.

министерство  труда и социального развития области

3.2.  Организовать обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с  Федеральным законом "О пожарной безопасности":

руководителей  и работников предприятий всех форм собственности;

-

-

-

средства  пред-приятий

-

весь  период

органы  местного самоуправления, работодатели, Госпожнадзор

учащихся  образовательных учреждений и детей в дошкольных учреждениях

-

-

-

средства  пред-приятий

-

весь  период

министерство  общего и профес-сионального образо-вания области, Госпожнадзор

3.3.  Совершенствовать систему обучения персонала предприятий, эксплуатирующих  электроустановки и сети

-

-

-

-

-

весь  период

Госэнергонадзор

3.4.  Завершить научно-исследова-тельские работы по темам:

методы  компьютерных технологий профотбора работников, оценки пригодности и  профнадежности для решения задач повышения безопасности труда;

150

-

-

150

2001  г.

2005  г.

Южно-Российский  государственный технический университет

методики  оценки уровня риска и эффективности профилактических мероприятий и создание  информа-ционно-аналитической автоматизи-рованной системы управления безопасностью  труда на угольных шахтах региона;

200

-

-

200

2001  г.

2003  г.

-  // -

создание  комплекса пыле-отсасывающих устройств сухого и влажного обеспыливания  подземной угледобычи, поверхностных участков шахт и обезвреживания дымовых выбросов  котельных при сжигании угля;

250

-

-

250

2001  г.

2005  г.

-  // -

анализ  опасностей и уровней риска на опасных производственных объектах области

500

-

-

500

2001  г.

2005  г.

-  // -

3.5.  Разработать практические рекомендации для оценки уровня риска и  совершенствования системы управления охраной труда на травмоопасных  предприятиях

150

-

-

150

2001  г.

2005  г.

-  // -

3.6.  Разработать программные средства и новые технологии обучения специалистов по  охране труда

100

-

-

100

2001  г.

2003  г.

-  // -

3.7.  Разработать рекомендации по комплексному исследованию условий труда и состояния  окружающей среды на предприятиях в границах санитарно-защитной зоны

2800

-

-

2800

2001  г.

2005  г.

Ростовский  государственный университет путей сообщения, Центр Госсанэпиднадзора, Ростовский  государственный научно-исследова-тельский институт гигиены, экологии и  сертификации

3.8.  Разработать научно-обоснован-ные предложения и методические пособия по  организации работ по охране труда на малых сельскохозяйственных предприятиях

45

-

-

45

2001  г.

2003  г.

Донской  государственный аграрный университет

3.9.  Издать сборники нормативных документов и нормативно-методических пособий по  проблемам охраны труда

250

-

-

250

2001  г.

2005  г.

министерство  труда и социального развития области, ОУКЦ "Труд", Ростовская государственная  академия сельско-хозяйственного машиностроения

3.10.  Обеспечить повышение квалификации работников департамента труда, занимающихся  вопросами охраны труда и госэкспертизы условий труда, путем направления на  учебу в учебные заведения Министерства труда и социального развития  Российской Федерации и участие во Всероссийских совещаниях и других  мероприятиях по проблемам охраны труда

80

-

80

-

2001  г.

2005  г.

министерство  труда и социального развития области

3.11.  Создать систему региональных, территориальных и отраслевых центров  сертификации работ по охране труда на производственных объектах (с принятием соответст-вующей  нормативной базы)

-

-

-

-

с  введением сертифи-кации

министерство  труда и социального развития области, органы местного самоуправления

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»