ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2001 года N 118
Об утверждении Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы
КОНТРОЛЬ
(Изменения и дополнения:
распоряжение Администрации РО от 2.09.2002 г. N 416,
постановление Администрации области от 25.12.2002 г. N 582)
В соответствии с Соглашением между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей на 2000-2001 г.г., решением президиума Правительства Ростовской области от 26.04.2000 N 11 "О плане первоочередных мероприятий и механизме реализации Концепции экономической политики Ростовской области", а также в целях активизации работы по снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и оказания помощи в выполнении территориальных программ улучшения условий и охраны труда постановление:
1. Утвердить Региональную программу улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы (прилагается).
2. Министерству труда и социального развития области (Васильева А.М.) ежегодно информировать Главу Администрации (Губернатора) области о ходе выполнения Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы, оказывать всемерную поддержку главам муниципальных образований и работодателям в реализации собственных программ улучшения условий и охраны труда, добиваться ежегодного снижения количества рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, уменьшения травматизма и заболеваемости на производстве.
3. Считать утратившим силу постановление Главы Администрации области от 22.01.98 N 15 "Об утверждении Региональной программы улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 1998-2000 годы".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - члена Правительства Бедрика А.И.
Глава Администрации
(Губернатор) области В.Ф.Чуб
Постановление вносят
министерство труда и
социального развития области
и областная межведомственная
комиссия по охране труда
Приложение
к постановлению Главы
Администрации области
от 19.03.01 N 118
Наименование Программы | Региональная программа улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 2001-2005 годы (далее - Программа) | |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | Соглашение между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей на 2000-2001 г.г. (подписано 26.04.2000). Решение Президиума Правительства Ростовской области от 26.04.2000 N 11 "О плане первоочередных мероприятий и механизме реализации Концепции экономической политики Ростовской области". | |
Цели и задачи Программы | Снижение уровня производственного травматизма, профзаболеваемости и удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. | |
Перечень основных мероприятий | Совершенствование системы государственного управления охраной труда. Надзорная и контрольная деятельность. Научно-исследовательская деятельность и организация системы непрерывного образования. Информационное обеспечение охраны труда. | |
Заказчик Программы | Министерство труда и социального развития области. | |
Исполнители и соисполнители | Департамент труда министерства труда и социального развития области. Государственная инспекция труда в Ростовской области (далее - Гострудинспекция). Центр Госсанэпиднадзора в Ростовской области (далее - Центр Госсанэпиднадзора). Ростовский государственный научно-исследовательский институт гигиены, экологии и сертификации. Органы местного самоуправления муниципальных образований области. Федерация профсоюзов области. Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС). Управление государственной противопожарной службы ГУВД области (далее - Госпожнадзор). Министерство здравоохранения области. Ростовское управление Госгортехнадзора России (далее - Госгортехнадзо р). Управление Ростовгосэнергонадзор (далее - Госэнергонадзор). Территориальная инспекция надзора за радиационной безопасностью Донского округа Госатомнадзора России (далее - Госатомнадзор). Областной учебно-консультационный центр "Труд" (далее - ОУКЦ "Труд"). Кафедры охраны труда вузов области. | |
Научные консультанты | Аствацатуров А.Е. - заведующий кафедрой, профессор Донского государственного технического университета. Богуславский Е.И. - заведующий кафедрой, профессор Ростовского государственного строительного университета. Дронов И.С. - заведующий кафедрой, профессор Ростовского государственного медицинского университета. Пушенко С.Л. - директор института инженерно-экологических систем, профессор Ростовского государственного строительного университета. Фролов А.В. - заведующий кафедрой, профессор Южно-Российского государственного технического университета. | |
Объемы и источники финансирования | Фонд социального страхования Российской Федерации - 33900 тыс. рублей, из расчета 6780 тыс. рублей ежегодно. Средства от штрафов за нарушение требований охраны труда - 1230 тыс. рублей, из расчета 246 тыс. рублей ежегодно. | |
Сроки реализации Программы | 2001 - 2005 годы. | |
Контроль за реализацией Программы | Министерство труда и социального развития области. |
В 1996-1999 годах в Ростовской области отмечалось снижение удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (с 18,8 процентов до 18,0 процентов), уровня производственного травматизма (с 7,1 тыс. человек до 4,4 тыс. человек) и профессиональной заболеваемости (с 1517 человек до 444 человек).
В 2000 году, по предварительным данным, впервые за последние годы отмечен рост травматизма на производстве со смертельным исходом, в том числе в угольной промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В 1,4 раза по сравнению с 1999 годом увеличилось число лиц с впервые выявленными профессиональными заболеваниями.
Как показывает анализ, более 65 процентов травм на производстве происходит по причине грубых нарушений требований безопасности, трудовой и производственной дисциплины, технологических процессов, организации работ.
На ряде предприятий, в нарушение федерального законодательства, не созданы службы охраны труда, совместные комитеты (комиссии) и уполномоченные по охране труда. Только около 20 процентов организаций области завершили аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Не улучшается положение с организацией периодических медицинских осмотров работников, вследствие чего ежегодно более 25 тыс. человек не проходят медицинского освидетельствования. На многих предприятиях угледобывающей отрасли, агропромышленного комплекса, строительства работники не обеспечиваются в полном объеме спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. В каждой пятой организации области не заключаются коллективные договоры и соглашения по охране труда.
По данным мониторинга социально-трудовых процессов на предприятиях области уровень затрат на охрану труда в расчете на одного работника остается крайне низким. В промышленности этот показатель составляет около 1,6 тыс. рублей, в сельском хозяйстве - 48 рублей, на малых предприятиях строительной отрасли - 15,1 рубля.
Постановлением Главы Администрации области от 22.01.98 N 15 была утверждена Региональная программа улучшения условий и охраны труда в Ростовской области на 1998-2000 годы. Аналогичные программы имелись во всех городах и районах области. Реализация региональных и территориальных программ позволила активизировать деятельность организаций по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников, чем обусловлена целесообразность принятия таких программ на 2001-2005 годы.
В качестве исходных данных для разработки настоящей Программы использованы предложения органов местного самоуправления муниципальных образований, надзорных органов по охране труда, Федерации профсоюзов и научных организаций области.
Приоритетные направления деятельности органов управления, надзора и контроля за состоянием охраны труда определены на основании прогноза состояния условий и охраны труда до 2005 года, разработанного Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Как показывают расчеты и прогнозные оценки, в 2001-2005 годах существенно не возрастут темпы роста численности работающих, ожидается сохранение на прежнем уровне коэффициента частоты производственного травматизма (численность пострадавших в расчете на 1000 работающих) и удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (в экономике области коэффициент частоты травматизма в последние годы составлял 5,5; удельный вес занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, - 18,0 процентов).
В условиях прогнозируемой социально-экономической ситуации основным фактором улучшения условий и охраны труда Программой определено усиление воздействия на работодателей органов управления охраной труда на всех уровнях (от областного - до предприятия) вследствие поэтапного введения в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и рычагов управления, предусмотренных Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации". С учетом вышеизложенного, основные мероприятия Программы направлены на: развитие организационных структур в области охраны труда (служб, комитетов, уполномоченных); расширение (завершение) аттестации рабочих мест по условиям труда; обучение и переподготовку специалистов по охране труда; усиление контрольно-надзорной деятельности на основе государственных нормативных требований охраны труда; создание (внедрение) механизма прекращения воспроизводства неблагоприятных условий труда.
Источниками финансирования мероприятий Программы определены:
средства организаций, направляемые на мероприятия по охране труда на основании коллективных договоров, соглашений и программ предприятий;
суммы от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, направляемые органу исполнительной власти области, ведающему вопросами охраны труда (постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507);
средства Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенные на обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
добровольные взносы организаций на проведение научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по охране труда.
В структуре Программы предусматриваются 4 раздела:
совершенствование системы государственного управления охраной труда;
надзорная и контрольная деятельность по охране труда;
научно-исследовательская деятельность и организация системы непрерывного образования;
информационное обеспечение охраны труда.
В данном разделе предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление материальной базы и реализацию полномочий министерства труда и социального развития области как органа государственного управления охраной труда в регионе, в том числе: обеспечение функционирования областной лаборатории государственной экспертизы условий труда; образование филиалов областного учебно-консультационного центра "Труд"; проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний и других организационных мероприятий по охране труда.
В раздел включены основные направления деятельности надзорных и контрольных органов по охране труда, действующих в регионе: Гострудинспекции, Центра Госсанэпиднадзора, управлений Госгортехнадзора, Ростовгосэнергонадзора, Госпожнадзора и др. на основании предложений, внесенных этими органами.
Разделом предусматривается проведение научных исследований по ряду проблем охраны труда (по предложениям кафедр охраны труда вузов и других научных организаций), внедрение обучения отдельных категорий работников организаций за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также совершенствование действующей системы образования в области охраны труда.
Основные планируемые информационные мероприятия включают: подготовку ежегодных информационно-аналитических докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в регионе; участие министерства труда и социального развития области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в Российской информационной сети по охране труда (далее - РИСОТ); подготовку и доведение до заинтересованных организаций информации по основным проблемам охраны труда.
Наименование мероприятий | Финан-совые затраты (тыс. рублей) | В том числе по источникам | Сроки проведения работ | Исполнители | |||
фонд социаль-ного страхо-вания | средства от штрафов за нару-шения требова-ний охраны труда | средства органи-заций | начало | окончание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Совершенствование системы государственного управления охраной труда | |||||||
1.1. Организовать в соответствии со статьями 12,13 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации": создание служб охраны труда во всех организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников; | 3600 | - | - | 3600 | 2001 г. | 2003 г. | министерство труда и социального развития области, органы местного самоуправления, работодатели, ОУКЦ "Труд" |
заключение договоров со специалистами (организациями) на оказание услуг в области охраны труда во всех организациях с численностью 100 и менее работников; | - | - | - | средства пред-приятий | 2001 г. | 2002 г. | - // - |
создание комитетов (комиссий) по охране труда во всех организациях с численностью более 10 работников; | - | - | - | - | 2001 г. | 2004 г. | министерство труда и социального развития области, органы местного самоуправления, Федерация профсоюзов области, работодатели |
восстановление института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в производственных подразделениях организаций | - | - | - | - | 2001 г. | 2005 г. | - // - |
1.2. Ввести ежегодный учет и обобщение информаций муниципальных образований о направлении работодателями средств на цели охраны труда в соответствии с нормативами, установленными законодательством | - | - | - | - | - | весь период | министерство труда и социального развития области, органы местного самоуправления |
1.3. Содействовать завершению аттестации рабочих мест по условиям труда: | министерство труда и социального развития области, надзорные органы, органы местного самоуправления, ОУКЦ "Труд", центры Госсанэпид-надзора | ||||||
в травмоопасных производствах; | - | - | - | средства пред-приятий | 2000 г. | 2002 г. | - // - |
в других организациях, занимающихся производственной деятельностью; | - | - | - | - // - | 2001 г. | 2003 г. | - // - |
в госучреждениях. | - | - | - | - // - | 2001 г. | 2004 г. | - // - |
1.4. Регулярно проводить совместные комплексные проверки организаций по вопросам охраны труда с обсуждением результатов на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда | - | - | - | - | - | весь период | министерство труда и социального развития области, Гострудинспекция, Центр Госсанэпид-надзора, отделение ФСС, Госпожнад-зор, Федерация профсоюзов области |
1.5. Проводить государственную экспертизу проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения производственных объектов на их соответствие требованиям охраны труда | - | - | - | средства пред-приятий | - | весь период | министерство труда и социального развития области (территориальный орган госэкспер-тизы условий труда), центры Госсанэпиднадзора |
1.6. Провести II областную научно-практическую конференцию по проблемам охраны труда | 60 | - | 60 | - | - | 2003 г. | министерство труда и социального развития области, ОУКЦ "Труд", межведомственная комиссия по охране труда |
1.7. Провести семинары-совещания с руководителями отделов и специалистами по труду органов местного самоуправления по вопросам охраны труда | 10 | - | 10 | - | - | ежегодно | министерство труда и социального развития области , ОУКЦ "Труд", межведомственная комиссия по охране труда |
1.8. Вести мониторинг занятости женщин во вредных производственных условиях | - | - | - | - | - | весь период | министерство труда и социального развития области, центры Госсанэпиднадзора |
1.9. Обеспечить функционирование областной лаборатории государст-венной экспертизы условий труда, ее переаккредитацию с расширением инструментальной базы и области аккредитации | 420 | - | 420 | - | 2001 г. | 2005 г. | министерство труда и социального развития области |
1.10. Оборудовать кабинеты (уголки) охраны труда в муниципальных образованиях области | 120 | - | 120 | - | 2001 г. | 2002 г. | министерство труда и социального развития области, ОУКЦ "Труд", органы местного самоуправления |
1.11. Образовать филиалы областного учебно-консультацион-ного центра "Труд" в городах: Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Зерноградском районе на базе аккредитованных лаборато-рий промсанитарии в целях аттестации рабочих мест по условиям труда | 240 | - | - | 240 | 2001 г. | 2003 г. | ОУКЦ "Труд", органы местного самоуправления |
1.12. Обеспечить создание в организациях комиссий для выполнения мероприятий по социально-трудовой реабилитации инвалидов, пострадавших на производстве, разработку перечня профессий и должностей для преимущественного замещения инвалидами с резервированием соответствующих рабочих мест | - | - | - | - | 2001 г. | 2005 г. | министерство труда и социального развития области, органы местного самоуправления |
II. Надзорная и контрольная деятельность по охране труда | |||||||
2.1. Организовать регистрацию, обследование и выдачу заключений по охране труда по вновь вводимым производственным объектам, проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструируемых объектов для предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда работников и снижающих безопасность этих объектов. Осуществлять надзор и контроль за безопасной эксплуатацией производственных объектов и оборудования | - | - | - | - | - | весь период | Гострудинспекция, Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор Госпожнадзор, Федерация профсоюзов области, центры Госсанэпиднадзора |
2.2. Вести оперативный учет и анализ производственного травматизма (групповые, с тяжелым и со смертельным исходом несчастные случаи на производстве) | - | - | - | - | - | весь период | Гострудинспекция, Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор |
2.3. Обеспечить надзор за внедрением в организациях новых "Гигиенических критериев оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов | - | - | - | - | - | весь период | центры Госсанэпиднадзора |
2.4. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями порядка проведения предваритель-ных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии | - | - | - | - | - | весь период | центры Госсанэпиднадзора |
2.5. Организовать радиационный контроль в выработках угольных шахт в соответствии с норматив-ными требованиями санитарного законодательства | - | - | - | средства пред-приятий | - | весь период | работодатели, центры Госсанэпиднадзора |
2.6. Внедрить на предприятиях, использующих ручной виброинструмент, стендовый контроль уровней вибрации в соответствии с "Гигиеническими требованиями к ручным инструментам и организации работ" и лечебно-профилактические мероприятия по профилактике вибрационной патологии | - | - | - | средства пред-приятий | - | весь период | работодатели: ОАО "Ростсельмаш", ОАО "Роствертол", ОАО "Тагмет", ОАО "Красный котельщик", ОАО "Ростовуголь", ОАО "Гуковуголь" |
2.7. В целях предотвращения гибели людей и утраты материальных ценностей в результате пожаров: | - | - | - | средства пред-приятий | - | весь период | работодатели, Госпожнадзор |
вести обязательное согласование проектов строительства, реконструкции предприятий и модернизации оборудования; | - | - | - | - // - | - | - // - | - // - |
при лицензировании деятельности организаций в области пожарной безопасности выдавать заключения о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности; | - | - | - | - // _ | - | - // - | - // - |
предотвращать допуск к выполнению работ в области пожарной безопасности организаций, не имеющих лицензий государственной противопожарной службы на определенные виды деятельности | - | - | - | - // - | - | - // - | - // - |
2.8. Завершить обследование горношахтного оборудования, выработавшего установленные сроки эксплуатации | 2415 | - | - | 2415 | 2001 г. | 2002 г. | Госгортехнадзор, ОАО "Ростовуголь", ОАО "Гуковуголь" |
III. Научно-исследовательская деятельность и организация системы непрерывного образования | |||||||
3.1. Обеспечить обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных в учебных центрах области в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страхова-нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" | 6780 (еже-годно) | 6780 | - | - | 2001 г. | 2005 г. | министерство труда и социального развития области |
3.2. Организовать обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности": | |||||||
руководителей и работников предприятий всех форм собственности; | - | - | - | средства пред-приятий | - | весь период | органы местного самоуправления, работодатели, Госпожнадзор |
учащихся образовательных учреждений и детей в дошкольных учреждениях | - | - | - | средства пред-приятий | - | весь период | министерство общего и профес-сионального образо-вания области, Госпожнадзор |
3.3. Совершенствовать систему обучения персонала предприятий, эксплуатирующих электроустановки и сети | - | - | - | - | - | весь период | Госэнергонадзор |
3.4. Завершить научно-исследова-тельские работы по темам: | |||||||
методы компьютерных технологий профотбора работников, оценки пригодности и профнадежности для решения задач повышения безопасности труда; | 150 | - | - | 150 | 2001 г. | 2005 г. | Южно-Российский государственный технический университет |
методики оценки уровня риска и эффективности профилактических мероприятий и создание информа-ционно-аналитической автоматизи-рованной системы управления безопасностью труда на угольных шахтах региона; | 200 | - | - | 200 | 2001 г. | 2003 г. | - // - |
создание комплекса пыле-отсасывающих устройств сухого и влажного обеспыливания подземной угледобычи, поверхностных участков шахт и обезвреживания дымовых выбросов котельных при сжигании угля; | 250 | - | - | 250 | 2001 г. | 2005 г. | - // - |
анализ опасностей и уровней риска на опасных производственных объектах области | 500 | - | - | 500 | 2001 г. | 2005 г. | - // - |
3.5. Разработать практические рекомендации для оценки уровня риска и совершенствования системы управления охраной труда на травмоопасных предприятиях | 150 | - | - | 150 | 2001 г. | 2005 г. | - // - |
3.6. Разработать программные средства и новые технологии обучения специалистов по охране труда | 100 | - | - | 100 | 2001 г. | 2003 г. | - // - |
3.7. Разработать рекомендации по комплексному исследованию условий труда и состояния окружающей среды на предприятиях в границах санитарно-защитной зоны | 2800 | - | - | 2800 | 2001 г. | 2005 г. | Ростовский государственный университет путей сообщения, Центр Госсанэпиднадзора, Ростовский государственный научно-исследова-тельский институт гигиены, экологии и сертификации |
3.8. Разработать научно-обоснован-ные предложения и методические пособия по организации работ по охране труда на малых сельскохозяйственных предприятиях | 45 | - | - | 45 | 2001 г. | 2003 г. | Донской государственный аграрный университет |
3.9. Издать сборники нормативных документов и нормативно-методических пособий по проблемам охраны труда | 250 | - | - | 250 | 2001 г. | 2005 г. | министерство труда и социального развития области, ОУКЦ "Труд", Ростовская государственная академия сельско-хозяйственного машиностроения |
3.10. Обеспечить повышение квалификации работников департамента труда, занимающихся вопросами охраны труда и госэкспертизы условий труда, путем направления на учебу в учебные заведения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и участие во Всероссийских совещаниях и других мероприятиях по проблемам охраны труда | 80 | - | 80 | - | 2001 г. | 2005 г. | министерство труда и социального развития области |
3.11. Создать систему региональных, территориальных и отраслевых центров сертификации работ по охране труда на производственных объектах (с принятием соответст-вующей нормативной базы) | - | - | - | - | с введением сертифи-кации | министерство труда и социального развития области, органы местного самоуправления |