Недействующий

О Концепции экономической политики Ростовской области (утратил силу)

6. Экономическая безопасность ростовской области: проблемы, критерии, меры обеспечения


1. Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона.

2. Стратегия экономической безопасности области заключается в определении характера внешних и внутренних угроз ее экономическому благополучию, в формировании банка данных об условиях и факторах, представляющих опасность для жизненно важных экономических интересов населения региона, субъектов рынка и создании действенного механизма реагирования органов власти на выявление угрозы экономической безопасности.

3. Определение внешних и внутренних угроз необходимо для выявления приоритетов и критериев экономической безопасности, отражения остроты реальных проблем, оценки их значения для выживания области.

Существующие для Ростовской области угрозы подразделяются на внешние (по отношению к региону) и внутренние угрозы экономической безопасности. К внешним, в свою очередь, можно отнести угрозы мега- и макроэкономические.

В числе первых, связанных с утратой внешнеэкономических позиций России и ее регионов:

- рост внешнего долга;

- недостаток валютных средств;

- нерациональное использование валютных ресурсов для импорта;

- уменьшение золотого запаса страны;

- вытеснение ее с внешних рынков (оружия, авиации, энергоносителей и др.);

- негативные явления и процессы, препятствующие осуществлению курса на подъем экономики;

- негативные явления и тенденции в процессе пополнения государственного бюджета (в том числе состояние контроля за прохождением бюджетных средств, факты нецелевого использования и т.д.);

- негативные явления и тенденции, осложняющие реализацию мер государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

- кризисная ситуация в бюджетной, банковской, кредитной, валютной, финансовой, налоговой, инвестиционной сферах.

Среди макроэкономических угроз безопасности региона в первую очередь следует выделить: отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национально-государственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения; потеря позиций на межрегиональных рынках. Среди угроз внутреннего характера (т.е. мезоуровня экономики) следует выделить потерю воспроизводственной независимости, потерю внутреннего рынка, утрату продовольственной независимости, неэффективность исполнения регионального бюджета (прил.2). Две последние угрозы экономической безопасности региона порождены просчетами в макроэкономической и, в частности, во внешнеэкономической политике: отказом от поддержки отечественных производителей, открытием внутренних рынков для импорта продуктов, обострением диспаритета цен между промышленностью и сельских хозяйством и др. Что же касается потери воспроизводственной независимости региона, то она вызвана спадом производства, деиндустриализацией основных отраслей, снижением удельного веса производств, завершающих циклы разрушением научно-технического потенциала региона. Последнее специфическими формами своего проявления имеет свертывание НИОКР, распад научных коллективов, резкое сокращение заказов на высокотехническую продукцию, ведущие к оттоку высококвалифицированных специалистов из наукоемких отраслей, а также из региона, из страны.

4. Формирование банка данных об условиях и факторах, представляющих опасность для жизнедеятельности региона возможно с использованием показателей, представленных в прил.1.

Для измерения и оценки экономической безопасности области используется анализ ее основных показателей, осуществляется оценка темпов экономического роста области по основным мезоэкономическим показателям, прогнозирование динамики их изменения; экспертная оценка, служащая для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов; анализ и обработка сценариев; используются методы оптимизации, распознавания образов, теоретико-игровые методы многомерного статистического анализа и др. Наиболее часто для этих целей применяется анализ основных экономических показателей безопасности региона в сравнении с их пороговыми значениями. Применение этого метода обусловлено тем, что понятие безопасности имеет предельный характер, за границами которой экономика подвержена тем или иным опасностям, ей угрожающим, она описывается социальными параметрами, пороговые значения которых служат как бы аварийными красными сигналами для общества.

5. Учитывая то, что главная реальная угроза экономической безопасности региона исходит от системного кризиса, основанного на исторически сложившейся экономической системе и являющегося следствием ряда экономических и организационно-правовых просчетов, представляется целесообразным принять в качестве определяющего ядра системы мер по предотвращению угроз региональной безопасности сценария преодоления кризисной ситуации. Этот сценарий должен быть адаптированным к специфике отраслевой структуры производственно-территориального комплекса области в целом и обладать вариабельностью.

Применительно к Ростовской области, в которой отрасли общероссийской и общесоюзной специализации, интегрированные ранее в народнохозяйственный комплекс страны, выполняли роль несущего каркаса ее экономики, а промышленность характеризовалась низким уровнем самообеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами и сильной зависимостью от поставок из других регионов, следует отметить, что в состоянии наиболее глубокого кризиса оказались отрасли профильной ориентации: сельхозмашиностроение, угледобывающая промышленность, сельское хозяйство.

Учитывая, что крупномасштабные предприятия сельхозмашиностроения области обладали значительными градообразующими функциями ("Ростсельмаш" и "Красный Аксай" в г.Ростове-на-Дону, Таганрогский комбайновый завод, "Сальсксельмаш", "Морозовсксельмаш"), а в угледобывающих субрегионах эти функции выполняли шахты, сегодня можно говорить не только о депрессивном состоянии отраслей и городов, но и о депрессивных районах. К таковым, кроме территорий угледобычи, следует отнести большинство сельскохозяйственных районов, в первую очередь юга-востока области, имеющих явно выраженную животноводческую направленность хозяйственной деятельности (преимущественно овцеводство). Не случайно именно для этих районов разрабатывались отдельные территориально-отраслевые программы антикризисного развития.

Социально-экономическим интересам и возможностям экономики области соответствует сценарий развития, в процессе реализации которого достигается общее повышение конкурентоспособности экономики области (прил.2).

Алгоритм этого варианта сценария предусматривает последовательное решение следующих этапных задач:

- перераспределение объемов и каналов финансирования между кризисными и эффективными отраслями (депрессивными и развивающимися территориями) области в пользу последних;

- концентрация инвестиций в отраслях (и районах) повышенной конкурентоспособности для эскалации их рыночной активности с целью притока финансовых ресурсов для подъема кризисных отраслей и территорий;

- выведение кризисных отраслей и территорий из состояния стагнации;

- вовлечение кризисных отраслей и депрессивных территорий в сферу экономической активности отраслей и районов, обладающих высоким потенциалом развития.

При этом следует иметь в виду, что реализация данного варианта не решает всех проблем обеспечения экономической безопасности области, поскольку соответственно логике и последовательности решения этапных задач сохраняются следующие угрозы:

- на первом этапе - снижение доли сельхозмашиностроения, нарастание спада угледобычи и деиндустриализация этих и других депрессивных отраслей производства;