Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


РЕШЕНИЕ


от 29 сентября 1999 года N 34


О Концепции экономической политики Ростовской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ростовской области от 13 июля 2004 года N 134-ЗС
____________________________________________________________________


Принято
Законодательным Собранием
16 сентября 1999 года



1. Утвердить Концепцию экономической политики Ростовской области, прилагается.

2. Администрации Ростовской области принять меры по реализации Концепции экономической политики.

3. Контроль за выполнением решения возложить на Министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей (Аверченко В.А.) и на постоянную комиссию по экономической реформе, бюджету, налогам и областной собственности (Пятигорец И.Н.).

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Чуб

г.Ростов-на-Дону

29 сентября 1999 года

N 34

Приложение
к решению
Законодательного Собрания
Ростовской области
от 29 сентября 1999 года N 34

КОНЦЕПЦИЯ
экономической политики Ростовской области введение



Настоящая разработка "Концепция экономической политики Ростовской области" выполнена группой научных работников вузов и научных учреждений с участием специалистов отделов и управлений Администрации Ростовской области в соответствии с решением президиума Правительства Ростовской области от 22.04.98 N 17.

При этом под "концепцией" понимается "система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей" (Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ" от 26 июля 1995 года*).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 20 июля 1995 года". - Примечание "КОДЕКС".


В настоящей разработке учитывается накопленный в области опыт разработки прогнозов социально-экономического развития Ростовской области, региональных, отраслевых и межотраслевых программ развития Ростовской области, а также использованы материалы, содержащиеся в соответствующих разделах федеральных отраслевых программ, прогнозе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и предложения глав городских и сельских образований администраций и депутатов Законодательного Собрания Ростовской области.

Особое значение для подготовки окончательной редакции Концепции имела научно-практическая конференция "Экономическая политика на Дону: цели, приоритеты, механизмы", проведенная по инициативе Администрации Ростовской области на базе Северо-Кавказской академии государственной службы 27-28 мая 1999 года. Выступления, рекомендации, замечания и дополнения участников конференции существенно обогатили содержание Концепции. Важное значение для разработки вопросов стратегии экономической политики имели также материалы обсуждения Концепции на "круглом столе" представителей политических партий и движений, депутатов Законодательного Собрания, проведенном 31 мая сего года.

Концепция ориентирована на обеспечение конкурентоспособности экономики области, а также формирование и включение механизмов эффективного использования имеющегося финансово-ресурсного потенциала, перехода к расширенно-воспроизводственному режиму инвестиционного процесса, повышения деловой активности предпринимательских структур и населения. В Концепции реализуются три взаимосвязанных подхода к развитию хозяйства области: проблемный, отраслевой, территориальный.

Концепция исходит из необходимости соблюдения единства целей и интересов области как субъекта хозяйствования и федерального центра, выявления вектора прогрессивных структурных сдвигов и полюсов роста экономики на основе реализации сравнительных конкурентных преимуществ области с учетом сложившейся хозяйственной специализации и рыночных тенденций ее трансформации, системного использования регулирующих функций органами власти.

1. Исходные принципы формирования концепции экономической политики


Задачи совершенствования управления социально-экономическим развитием области требуют реализации последовательной ресурсно, финансово и инструментально обеспеченной региональной экономической политики, определения ее стратегических (долгосрочных и среднесрочных) целей и приоритетов.

Единство и взаимоувязанность всех стратегических целей и задач, экономических механизмов реализации такой экономической политики может быть достигнуто только на основе всесторонне обоснованной ее Концепции как совокупности целей, задач, приоритетов и основных направлений развития экономики области, с учетом имеющегося ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ Ростовской области.

В системе основных макроэкономических показателей, характеризующих экономический потенциал регионов, Ростовская область имеет параметры, близкие к среднероссийским. При этом, исходя из рыночных условий обеспечения конкурентоспособности области в системе разделения труда и хозяйственной специализации регионов России, в основу определения стратегии экономического развития и экономической политики области должен быть положен принцип всесторонней реализации сравнительных преимуществ области как субъекта хозяйствования.

Основной стратегический ресурс и главное конкурентное преимущество Ростовской области - это 8,5 млн.га сельскохозяйственных угодий, включая более 6 млн.га пашни преимущественно на высокоплодородных черноземах. Располагая подобным земельным фондом, область способна быть ведущим поставщиком на зерновом и продовольственном рынках России.

Ростовская область - самый южный регион интенсивного индустриального развития России, что определяет особую роль использования ее промышленного потенциала.

Технологический уровень промышленности области неизбежно будет определять темпы экономического развития всего Юга России, конкурентоспособность ее хозяйства.

Промышленным комплексом области выпускается в общероссийском объеме производства соответствующей хозяйственной специализации: 100% электровозов, 65,6% комбайнов, одна треть паровых котлов, четвертая часть фуражных машин, более 10% стальных труб.

Подавляющая часть (63,2%) основных фондов сконцентрирована в отраслях, производящих товары. По сравнению с общероссийской ситуацией область характеризуется большей концентрацией основных фондов в сельском хозяйстве и строительстве (19,6 и 7,0% соответственно).

Переход к инновационному типу развития и роста прежде всего этих отраслей производства - основа наращивания конкурентоспособности экономики области.

Это предопределяет перспективность высокотехнологических производств, обеспечивающих развитие современных информационно-компьютерных систем, средств связи, навигационного оборудования, авиа-, авто-, железнодорожных транспортных средств и других компонентов производственной инфраструктуры магистрального и регионального уровня, в т.ч. и оборонного значения.

Кадровое обеспечение и научное сопровождение будут способствовать более полному и надежному развитию этих секторов.

Ростовская область сохраняет приоритетные позиции на Юге России как высокоразвитый научно-образовательный и инновационный комплекс.

Область обладает развитым ресурсным потенциалом.

Минерально-сырьевые запасы включают группу топливно-энергетических ресурсов (каменный уголь различных сортов, природный газ, нефть) и сырье для производства строительных материалов. Область является основной угольной сырьевой базой Северо-Кавказского региона, где сконцентрировано более 6,6 млрд.т разведанных балансовых запасов угля и имеется резерв детально разведанных участков с запасами более 1,5 млрд.т угля для строительства новых шахт.

Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд.куб.м. Всего в области открыто и разведано 20 месторождений, из которых 9 находятся в эксплуатации. Располагаются эксплуатируемые газовые месторождения в Тарасовском, Каменском, Азовском и Неклиновском районах.

Достаточно высоко оцениваются перспективы нефтегазоносности. На территории Северо-Донбасского нефтегазоносного района (северные районы области) открыт ряд нефтяных залежей и нефтепроявлений. Возможность их использования будет определена после завершения поисково-оценочных работ.

В области разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии (флюсовые и конвертерные известняки, кварциты для ферросплавов), разнообразных строительных материалов. Разведаны запасы мергеля, на базе которых возможно строительство предприятий по производству цемента марки 400-500. Строительные материалы представлены месторождениями кирпично-черепичного, керамзитового сырья, строительных и силикатных песков, карбонатных пород для производства извести и строительного камня. Имеющиеся недостаточно изученные месторождения таких полезных ископаемых, как цветные металлы (никель, цирконий), проявления и прямые признаки наличия благородных металлов, железных руд криворожского типа, ртути и алмазов свидетельствуют о возможных перспективах существенного расширения комплекса рудных полезных ископаемых, имеющих промышленное значение.

Область, располагаясь на территории бассейна Азовского моря, Дона и Северского Донца, обладает разнообразными водными, лесными, бальнеологическими ресурсами.

В области развита транспортная инфраструктура, включающая железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, морские и речные порты в Ростове-на-Дону, Азове, Таганроге, международный аэропорт в Ростове-на-Дону. Через Ростовскую область проходит 9/10 пассажироперевозок и 4/5 грузопотоков Кавказского региона.

Ростовская область для России (вместе с Краснодарским краем) - ее южные торговые ворота с незамерзающими портами как узловыми транспортно-перевалочными модулями, представляющими "шлюзовую систему", соединяющую внутренние торгово-транспортные магистрали страны с системой мирохозяйственных связей.

Развитие этой инфраструктуры общероссийского значения, возможности создания на ее основе свободной экономической зоны, зон свободного предпринимательства, свободной торговли и др. представляют также преимущество области, данное географическим положением.

В системе Европейского сообщества область играет роль поставщика сельскохозяйственного сырья, продукции металлургии, машиностроения. Имеется потенциал для развития области как крупной "консигнационной" (перевалочной) базы европейских партнеров для перераспределения экспортных товаров, а также как поставщика собственной промышленной продукции и продовольствия.

Система экономических связей и обмена области тяготеет к Украине и Белоруссии (особенно в отраслях энергетики, металлургии и машиностроения), Северному Кавказу и Закавказью.

Ростовская область традиционно выполняет роль межэтнического центра культуры и межнационального общения Северо-Кавказского региона.

На площади 100,8 тыс.кв.км в 23 городах, 25 поселках городского типа и 2300 тыс. сельских поселений, расположенных на территории 43 административных районов, проживает 4,4 млн.человек. В городах проживает 67,9% населения. В экономике области занято 42% населения.

Экономическая стратегия развития области должна базироваться не только на принципе использования сравнительных ее преимуществ в межрегиональных связях, но и в ориентации производственного комплекса на завершенность, замкнутость энерго-производственных циклов, на доведение производственных процессов до замыкающего звена, обеспечивающего выпуск готовой конечной продукции.

Принцип продажи не сырья или полуфабриката, а готового продукта, с точки зрения ценовой политики оправдан не только во внешней торговле, но и в межрегиональном обмене.

Разрывы технологической цепочки при трансграничном переносе сырья и энергии неоправданны так же, как и излишние транспортные издержки, удорожающие конечный продукт.

Это заставляет ориентироваться в развитии экономики на те отрасли, которые имеют собственную ресурсную и, в первую очередь, энергосырьевую базу.

К таковым в Ростовской области следует отнести АПК, в том числе перерабатывающую промышленность, а также угледобывающую отрасль промышленности.

Исходя из приоритетов аграрного производства и промышленной переработки его продуктов предприятиями пищевой и легкой промышленности, возможно и целесообразно сохранить сложившиеся традиции и использовать наработанный потенциал сельхозмашиностроения, как отрасли ресурсопроизводящей сферы АПК, адаптируя его к потребностям многоукладного производства.

В основу Концепции экономической политики положен также принцип соблюдения внутренней и внешней сбалансированности воспроизводственной системы области, включающей:

- воспроизводственную целостность экономики области;

- соблюдение основных воспроизводственных пропорций: общеэкономических, структурных, социально-экономических, экономико-демографических, экономико-экологических, финансово - экономических;

- сбалансированность целей экономического развития и социальных интересов населения области;

- учет экологических требований в производственном природопользовании;

- экономическую безопасность региона;

- консенсус экономических интересов Центра и региона.

2. Стратегические цели и приоритеты экономической политики

     
2.1. Стратегические (долгосрочные и среднесрочные) цели региональной экономической политики


Стратегическими целями региональной экономической политики в дальнесрочной перспективе являются создание основ социально - рыночной экономики, формирование перспективных направлений хозяйственной специализации области и обеспечение ее конкурентоспособности в межрегиональной и международной системе рынков товаров, услуг, технологий, капиталов и инвестиций и на этой основе - достижение устойчивого роста уровня жизни населения.

Долгосрочно ориентированными социальными целями экономической политики области являются:

- расширение источников финансирования социальной сферы;

- обеспечение положительной динамики оплаты труда и доходов;

- достижение стандартов уровня и качества потребления населения, обеспечивающих его социально-расширенное воспроизводство;

- повышение уровня экономической активности и занятости населения;

- совершенствование механизмов социальной защиты населения.

В рамках среднесрочной перспективы (3-5 лет) основными целями экономической политики являются:

- осуществление комплекса институциональных преобразований, направленных на завершение формирования рыночной среды и введение всего комплекса инструментов государственного регулирования рыночной экономики;

- поэтапный переход к стабилизации и устойчивому экономическому росту;

- реструктуризация стагнирующих отраслей производства, реализация механизмов стимулирования активной научно-технической и инновационно-инвестиционной политики;

- приоритетная поддержка конкурентоспособных производств реального сектора экономики и социально ориентированных отраслей производства;

- приоритетное развитие отраслей, выпускающих конечную продукцию для потребительского сектора экономики, отраслей, сбалансированных по критерию соответствия природно-экологическому и ресурсному потенциалу области и отраслей по производству технически сложных товаров массового спроса;

- обеспечение экономически обоснованного развития системы расселения, территориального развития и размещения производительных сил, эколого-охранных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»