В рамках прав, ответственности и имеющихся ресурсов Администрация области, исходя из конкретной экономической ситуации, будет реализовывать социальную политику по следующим направлениям:
- преодоление депопуляции населения области, восстановление его расширенного воспроизводства, осуществление в этих целях по мере стабилизации экономики специальных мер демографической политики, направленной на поощрение рождаемости и сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни людей;
- осуществление комплекса мер, направленных на укрепление в районах с преобладанием казачьего населения экономической базы казачества, с учетом его традиционно-общинных форм хозяйствования, развитие казачьего самоуправления, самобытной культуры, форм образования и воспитания молодежи, расширение и техническая поддержка участия казачества в охране общественного порядка и административной границы области;
- сглаживание ситуации на рынке труда на основе структурной перестройки экономики и проведения активной промышленной и инвестиционной политики, направленной на предотвращение массовых высвобождений работников, выполнения мероприятий, предусмотренных "Программой содействия занятости населения на 1998-2000 годы", специальных программ по трудоустройству высвобожденных шахтеров, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил, молодежи, инвалидов 1-3 групп. Намечается создание рабочих мест за счет финансовой помощи из государственного фонда занятости на предприятиях всех форм собственности, включая предприятия малого бизнеса. Инвестиционная поддержка из Государственного фонда занятости при сохранении и создании дополнительных рабочих мест будет оказана преимущественно предприятиям перерабатывающей, угледобывающей отраслей, оборонного и машиностроительного комплексов, лесной промышленности, торговли и общественного питания. Повысится значимость общественных работ как способа снижения дефицита рабочих мест, дополнительной поддержки доходов безработных и сохранения у них мотивации к труду. Временные рабочие места будут создаваться преимущественно на предприятиях социальной сферы;
- преодоление негативных тенденций в социальной и имущественной дифференциации населения, динамике уровня жизни населения на основе использования инструментов государственного регулирования цен, оценки труда, уровня реальных доходов населения, реализации социальноориентированных инвестиционных проектов и программ, особенно в аграрном секторе экономики, науке и образовании, оборонном комплексе и других бюджетноориентированных сферах экономики. Основой развития социальной сферы станет ее поэтапное реформирование с помощью созданной системы государственных минимальных социальных стандартов с учетом необходимости приближения минимальных социальных гарантий к уровню прожиточного минимума;
- признание недопустимой практики сдерживания инфляции путем задержки выплаты заработанных населением и предприятиями средств;
- оказание государственной поддержки предприятиям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий труда работников, сокращению количества рабочих мест, не отвечающих гигиеническим требованиям, снижению уровня травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве.
В области подготовки кадров и образования:
- уделять особое внимание разработке и реализации мер по аттестации и сертификации рабочих мест;
- развивать систему внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создавать условия для самообучения;
- повышать квалификацию управленческого персонала разных уровней, инженерно-технического, инструкторско-преподавательского состава предприятий и организаций, педагогических работников высшего, среднего и начального образования, в том числе для работы с безработным и незанятым населением;
- развивать систему непрерывного образования, направленную на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;
- совершенствовать хозяйственно-экономический механизм функционирования системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с учетом региональных особенностей в интересах обеспечения высокого качества подготовки кадров и снижения риска безработицы среди выпускников образовательных учреждений;
- расширять услуги службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;
- совершенствовать систему профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих сменить профиль работы;
- создать надежный механизм защиты российского рынка труда при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников, усилить контроль за миграционными процессами.
В области адресной социальной защиты населения:
- создание единого банка данных о нуждающихся в социальной помощи жителях области;
- упорядочение и оптимизация предоставления социальных выплат и льгот;
- ориентирование предоставления социальных услуг на индивидуальные потребности граждан с учетом их реальных материальных возможностей;
- обеспечение реализации пилотных проектов развития производства в угледобывающих территориях области с целью создания рабочих мест для высвобождаемых шахтеров;
- реализация гарантий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В области культуры:
- поддержка усилий всех учреждений культуры и образования, направленных на сохранение национального, исторического и культурного наследия Донской земли, преемственности в развитии культуры;
- привлечение к участию в реализации культурных программ, кроме государственных, муниципальных и частных некоммерческих и коммерческих организаций;
- реализация комплекса мер по поддержке благотворительной деятельности и стимулирование меценатства в сфере культуры, в том числе установление налоговых льгот юридическим и физическим лицам, оказывающим финансовую и материальную помощь сохранению этнокультурной самобытности проживающих на Дону народов и культурного наследия;
- поддержка народных промыслов, народного творчества, художественной самодеятельности;
- приоритетное комплектование областной библиотеки и библиотек районов области за счет всех форм финансирования;