В условиях перехода централизованно-регулируемой экономики к рыночной закономерно возрастает роль налогов как инструмента бюджетнорегулирующего воздействия государства на социально-экономическое развитие.
Налоговая политика имеет стратегическую цель создания сбалансированной и приемлемой для государства и субъектов хозяйствования системы налогообложения, стимулирующей производственное накопление, рост производительности труда, инвестиционную активность всех субъектов хозяйствования в реальном секторе экономики, рост предпринимательской активности населения и самозанятости.
Совершенствование регионального налогообложения должно базироваться на концепции стабильного, полного и своевременного перечисления налоговых платежей Центру, при гибкой дифференциации налоговых ставок на территории региона с целью стимулирования приоритетных отраслей, производств, отдельных видов деятельности, услуг и т.д.
Построение концепции налоговой политики региона возможно исключительно в рамках региональной компетенции. Стратегические направления этой политики разрабатываются федеральными органами.
Центральное место в разрабатываемой концепции занимает развитие региональной системы налогообложения, которая представляет собой систему, функционирующую на территории субъекта Федерации в соответствии с нормами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
Без определения функциональных границ региональной системы налогообложения и пределов самостоятельности в решении ее проблем невозможно построение концепции. Компетенция региональных органов в налоговой политике и, прежде всего, в налогообложении установлена законодательством о налогах и сборах Российской Федерации. Это трансферт федеральных налогов, право устанавливать льготы, ставки, сроки уплаты региональных и местных налогов.
Региональная самостоятельность в налоговом регулировании определена в НК РФ по следующим направлениям: регионам разрешено принимать областные законы на базе "рамочных" федеральных законов. Такие законы уже приняты в Ростовской области по налогу с продаж, по единому налогу на вмененный доход; а также установлен порядок, упрощающий систему налогообложения малого бизнеса.
Для Ростовской областной налоговой системы актуальными и не в полной мере решенными задачами являются:
- наращивание налогового потенциала и общее снижение налогового бремени;
- осуществление высокоэффективных для экономики налоговых изменений;
- поддержка производителей, особенно работающих на потребительский рынок;
- существенное усиление налогового стимулирования для инвестиционной активности и инновационной деятельности;
- обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней;
- расширение использования инвестиционного налогового кредитования;
- введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.
Основными приоритетами налоговой реформы в Ростовской области должны стать:
- более обоснованная дифференциация региональных и местных ставок по федеральным налогам при своевременной и полной уплате причитающихся сумм налоговых платежей федеральному бюджету;
- обеспечение реализации принципа "равный налог на равный доход" (усиление прогрессивности шкалы подоходного налога с физических лиц);
- последовательная оптимизация налогооблагаемых баз, исключение разовых доходов, показателей, не отражающих экономическую и юридическую сущность облагаемого налогом объекта;
- систематизация и упорядочение налоговых льгот, стимулирование посредством установленных льгот инвестиционной активности производственной, научной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;
- унификация налоговой системы региона, выведение из нее ряда платежей неналогового характера;
- снижение объемов налоговых платежей натуроплатой, увеличение доли денежных расчетов;
- усиление мер по укреплению налоговой дисциплины, обеспечения соблюдения налогового и бюджетного законодательства, упорядочения денежного обращения;
- разработка и реализация механизма списания безнадежной недоимки и пени, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, по региональным и местным налогам;
- усиление контроля за производством и реализацией алкогольной продукции;
- разработка механизма более действенного контроля правоохранительными, контролирующими органами за реализацией горюче-смазочных материалов;
- повышение ответственности головных акционерных обществ за дочерние предприятия, имеющие задолженность по платежам в консолидированный бюджет области.
В соответствии с указанными приоритетами определяются следующие концептуальные направления в следующих областях налоговой политики: