Наращивание налогооблагаемой базы - главное, перспективное направление экономического развития региона. Предусматривается сохранить и усилить положительные и устранить негативные тенденции в изменении облагаемой базы федеральных налогов.
Регулирование действия вновь введенных региональных налогов нуждается во всех видах поддержки, в том числе законодательной, информационной, методической. На территории Ростовской области увеличились налоговые поступления за счет единого налога на вмененный доход, налога с продаж, налога на игорный бизнес.
Акценты налоговой политики сконцентрировать на работе с контингентом налогоплательщиков с наибольшей налогоотдачей, имеющих доминирующую долю в общей численности налогоплательщиков (городская часть плательщиков, занятые промышленной деятельностью, многочисленные группы по видам уплаченных налогов). Это сохраняет и развивает действующую в области систему налогообложения как в отношении численности и состава налогоплательщиков, так и степени участия их в уплате налогов.
Налоговая политика должна обеспечить непрерывный рост регионального налогового потенциала, размеры которого в равной степени связаны как с доходной, так и с расходной частью бюджета. Пополнение доходной части обеспечивает фискальная направленность, которая сегодня предпочтительней. Для экономики не менее существенное значение имеет регламентация расходной части. Цели бюджетной и налоговой политики должны быть согласованы. Приоритет в этой сфере необходимо отдать обеспечению взаимосвязи между уровнем потенциально располагаемых налоговых доходов и уровнем и направлениями расходования бюджетных средств, отказу от политики прямых бюджетных дотаций. Субсидированию противопоставлен механизм предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налога или сбора, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Приоритеты в предоставлении налоговых льгот должны быть отданы тем категориям налогоплательщиков, которые занимаются внедрением элементов НТП с получением реального экономического эффекта за счет соответствующего снижения себестоимости на суммы эффекта. Особенно следует ужесточить контроль за льготами для малых предприятий, созданных в результате "разрушения" крупных производств. Практика показала, что за порядком их налогообложения кроется легальный способ неуплаты налогов. Главам Администраций городов и районов необходимо запретить предоставление льгот и отсрочек предприятиям без особых на то оснований (основными из них являются рост объемов производства и снижение его себестоимости).
В льготах, которыми пользуются предприятия и организации, должны быть учтены специфика региона, стратегические цели его социально-экономического развития, обусловленные двумя факторами: природными и географическими. В этом случае в издержках производства легче учитывать энергоемкость ВРП, которая дифференцирована по регионам, видам производств, транспортным расходам. Кроме того, учет вышеприведенных особенностей позволит и на федеральном, и на региональном уровнях осуществлять более обоснованную дифференциацию природно-географической ренты.
Совершенствованию налогообложения в регионе будет способствовать принцип "нейтральности" налогообложения, отмена особых налоговых режимов для предприятий, не имеющих на то оснований. Это увеличит базу обложения, сократит налоговое различие, неравенство. Особую проблему налоговой политики составляют недоимки. В этой связи необходимо реструктуризировать задолженность крупных предприятий в ценные бумаги и векселя, а также ввести практику продажи дебиторской и кредиторской задолженности на федеральном и региональных аукционах через существующий федеральный долговой центр и уполномоченные им органы на открытых торгах; способствовать созданию факторинговых компаний, а также переходу от бартерных и взаимозачетных завышенных цен к ценам реальным.
Особого подхода требует совершенствование порядка начисления пени за просрочки платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Формирование Положения по данному вопросу должно быть увязано со всеми Кодексами России (Налоговый, Водный, Земельный, Уголовный, Бюджетный и др.). На основании правительственной Программы стабилизации экономики и финансов целесообразно предусмотреть более жесткие меры по пресечению выявленных нарушений и перекрытию каналов увода денежных средств от налогообложения субъектами регионального сектора экономики.
Инструментом, стимулирующим высокотехнологические отрасли промышленности, наукоемкие производства, действующие на территории области, должна стать та часть налога на прибыль предприятий, которая остается в регионе. Для того чтобы суммы по налогу на прибыль, оставляемые у предприятий, использовались более эффективно, они должны иметь целевое предназначение и только одно - обновление основных производственных фондов. Использование их на другие цели, даже на такие, как реконструкция, производства нецелесообразно.