Недействующий

О Концепции экономической политики Ростовской области (утратил силу)

Жилищное строительство


Строительство жилья создает мультипликационный эффект в экономике области, связанный с оживлением производства в сопряженных со строительством отраслях экономики, ростом занятости населения, а также увеличением доходов бюджетов всех уровней.

В этой области экономики выделяются следующие стратегические направления деятельности Администрации области:

1. Увеличение объемов жилищного строительства, особенно за счет средств населения, ипотечного кредитования, средств предприятий и выдачи субсидий на жилищное строительство социально незащищенным слоям населения, а также за счет федеральных жилищных программ ("Жилье - ликвидаторам", Президентская программа "Государственные жилищные сертификаты", "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и др.) и строительство жилья для коммерческих целей.

2. Строительство социального и арендного жилья за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

3. Реконструкция государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

4. Развитие частной собственности и конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилого фонда.

5. Газификация области за счет бюджетов всех уровней и средств предприятий и населения, что позволит улучшить социально-бытовые условия жизни жителей области, особенно на селе, а также уменьшить расходы бюджета области на выплату компенсации на приобретение твердого топлива населению.

Для разработки программы жилищного строительства целесообразно на первом этапе провести перепись всего аварийного и ветхого фонда в городах и районах с указанием принадлежности этого фонда и определением его технических характеристик: морального и физического износа, а также определить объем естественной убыли фонда в перспективном периоде и объем сноса пригодного к эксплуатации жилого фонда по градостроительным и планировочным соображениям, в связи с организацией санитарно-защитных зон.

Программа ликвидации аварийного и ветхого фонда и сноса жилого фонда по градостроительным, планировочным и санитарно - гигиеническим требованиям должна разрабатываться на основе градостроительной документации нового типа, с учетом результатов трансформации форм собственности жилого фонда.

Ликвидация ветхого фонда может освободить в центральных зонах городов значительные по площади земельные участки, право на застройку которых, реализованное на конкурсах и аукционах, может сократить объем финансовых ресурсов, требуемых для решения проблемы. В программе необходимо также рассмотреть вопросы обязательного и добровольного страхования жилого фонда различных форм собственности.

В последние годы в жилищном строительстве выявилась тенденция увеличения среднего размера квартиры.

Следовательно, комфортность квартиры в настоящее время - одно из важнейших качеств, особенно, если квартира становится товаром на рынке жилья. В этой связи можно прогнозировать дальнейшее увеличение спроса на индивидуальное жилье.

При разработке "Концепции жилищной политики" следует обратить внимание и учесть следующие направления:

1. Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт жилья всех форм собственности, что может обеспечить прирост общей жилой площади примерно на 15-20 %.

При разработке проблем реконструкции и модернизации жилого фонда следует подготовить нормативы плотности застройки городских селитебных территорий, что позволит провести уплотнение застройки за счет строительства вставок между существующими домами, устройства мансард и надстройки дополнительных этажей.

2. Комплексное строительство жилых домов для социальнозащищенных групп населения и "среднего" класса, используя в качестве источника финансирования разницу цен при реализации на рынке жилья квартир улучшенной планировки.

3. Реконструкцию центральных районов городов с размещением в общегородских центрах объектов рыночной инфраструктуры за счет сноса ветхой и малоценной застройки.

4. Развитие систем инженерной инфраструктуры жилых микрорайонов, кварталов, сочетая централизованные и локальные источники инженерного обеспечения, решение вопросов обеспечения земельными участками для строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры.

5. Правовое обеспечение жилищного строительства, модернизации и реконструкции жилого фонда, принадлежащего различным собственникам. На территории области необходимо установить единый централизованный правовой режим осуществления строительства и модернизации жилого фонда, предусмотрев страхование жилого фонда и строительных рисков при осуществлении строительно-монтажных работ.

6. Организационное обеспечение программы за счет создания вертикально интегрированных структур, осуществляющих функции застройщика, заказчика для всех видов жилищного строительства.

Предварительные расчеты по отдельным городам области дают основание предполагать, что программа жилищного строительства может быть выполнена, в основном, на принципах самофинансирования, с привлечением в качестве стартовых источников относительно дешевых и долгосрочных кредитов федерального, городских и областного бюджетов и сбережений граждан.