Региональная экономическая политика в области транспорта имеет целью превращение транспортного комплекса области в конкурентоспособную отрасль экономики, повышающую статус Ростовской области как крупнейшего субъекта международных экономических отношений, регионального центра мировой торговли и обмена.
Стратегическими приоритетами развития транспортного комплекса области являются:
- сохранение в федеральной собственности важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов, имеющих стратегическое значение и обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем;
- формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для создания благоприятных условий функционирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг, включая управление государственным имуществом на транспорте;
- совершенствование управления транспортными системами на основе высокоэффективных информационных технологий с использованием современных телекоммуникаций, рационального разграничения функций и полномочий государственного управления между федеральными и региональными органами власти и управления;
- совершенствование структуры управления транспортно-дорожным комплексом и повышение роли государственного регулирования;
- повышение конкурентоспособности и защита российских перевозчиков на внешнем и внутреннем рынках транспортных услуг, обеспечение безопасности перевозок;
- проведение жесткой ресурсосберегающей политики с ориентацией не на крупномасштабные, амбициозные проекты, а на низкозатратные технологии, организационно-технологические мероприятия, реструктуризацию системы управления, формирование цивилизованного правового пространства на рынке транспортных услуг;
- осуществление комплекса мер по привлечению и освоению международных транзитных грузопотоков, в настоящее время следующих в обход транспортной системы Ростовской области. В том числе:
- развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, действующих на территории региона;
- формирование в рамках Ассоциации "Северный Кавказ" и согласование с федеральными органами власти подпрограммы развития транспортных коммуникаций, обеспечивающих увеличение объема транзитных перевозок, в том числе восстановление и развитие судоходного пути Ростов-Астрахань, строительство железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Артезиан;
- проведение гибкой тарифной политики, установление сквозных транспортных тарифов (с учетом определенных скидок) на конкретных маршрутах при перевозке стратегических грузов, независимо от состава участников транспортного процесса;
- привлечение кредитов и прямых инвестиций к финансированию структурной перестройки и развитию транспортного комплекса. При этом приоритетное значение должны получить инвестиционные проекты, которые финансируются преимущественно за счет собственных средств предприятий, но требуют поддержки из местных и федерального бюджетов в виде гарантий и налоговых льгот.
В контексте стратегических интересов развития транспортного комплекса области государственная селективная инвестиционная поддержка его будет осуществляться по следующим направлениям:
- развитие портовых и терминально-технологических комплексов Азовского и Таганрогского портов с целью расширения и развития "приморской экономики" области;
- пополнение транспортного флота региона за счет лизинга и средств Фонда возрождения торгового флота России;
- наращивание пропускных и провозных способностей железнодорожных ходов Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону и Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - Краснодар;
- завершение Южно-Российского железнодорожного хода через Морозовскую - Калач, с целью обеспечения надежной связи Юга России с центром страны и стимулирования депрессивных северо-восточных и восточных районов области;
- обновление существующего пассажирского подвижного состава для железных дорог региона с целью обеспечения большей безопасности, качества и объема пассажирских перевозок;
- реконструкция и обустройство автомобильных дорог федерального и областного значения на территории Ростовской области.
В целях развития конкурентоспособной инфраструктуры рынка транспортной продукции необходима поддержка мер по:
- развитию основных транспортных узлов, терминально-распределительных комплексов и товаропроводящей сети, обеспечивающих внешнеэкономические связи государства;
- созданию современной системы транспортного сервиса и инфраструктуры рынка транспортных услуг;
- коммерциализации сферы коммуникаций с целью концентрации ограниченных государственных ресурсов на основных приоритетных направлениях;
- созданию организационной, технической, финансовой и правовой базы, обеспечивающей значительное повышение объема международных перевозок грузов, выполняемых российскими автомобильными перевозчиками;
- хозяйственной интеграции авиаперевозчиков (укрупнение и ассоциативные процессы) с целью обеспечения устойчивой и безопасной работы и эффективного развития авиаперевозочного комплекса области;
- созданию в г.Ростове-на-Дону в соответствии с рекомендациями Министерства путей сообщения РФ и Международной евроазиатской конференции по транспорту современной информационной инфраструктуры, развитию международного транспортного коридора N 9 (Критского), проходящего по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Ростов - Новороссийск, Северо-Кавказского транспортно - логистического центра (СКТЛЦ), предоставляющего комплекс информационных и транспортно-экспедиторских услуг всем участникам транспортного процесса на Юге России.
В отдельных отраслях транспортного комплекса экономическая политика направлена на решение следующих задач: