Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 10 июля 2002 года 36-З N 403-II


О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года N 97-З N 197-III;
Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года N 497-З N 1007-III
____________________________________________________________________

Принят
 постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 10 июля 2002 года З N 404-II



Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)


Представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) является Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - парламент республики (далее - Государственное Собрание).

Статья 2. Основные принципы участия граждан в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)


1. Народные депутаты Республики Саха (Якутия) (далее - народные депутаты) избираются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Саха (Якутия) и обладающими активным избирательным правом (далее - граждане), на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина в выборах народных депутатов является свободным и добровольным.

3. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Статья 3. Законодательство о выборах народных депутатов


Законодательство о выборах народных депутатов составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), настоящий закон и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия).

Статья 4. Избирательное право


1. Активное избирательное право реализуется каждым гражданином, достигшим 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего избирательного округа.

2. Гражданин, достигший на день голосования 21 года и обладающий пассивным избирательным правом, может быть избран народным депутатом.

3. Гражданин имеет право избирать и быть избранным народным депутатом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

4. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Гражданин, лишенный права занимать государственные должности в течение определенного срока по решению суда, не может быть избран народным депутатом до истечения указанного срока.

Статья 5. Порядок назначения выборов народных депутатов


1. Выборы народных депутатов назначаются Государственным Собранием не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока полномочий действующих народных депутатов. Голосование на выборах народных депутатов должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Исчисление конституционного срока, на который было избрано Государственное Собрание, начинается со дня его избрания. Днем избрания Государственного Собрания является день голосования, в результате которого оно было избрано в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

2. В случае роспуска Государственного Собрания в соответствии с федеральным и республиканским законодательством Президент Республики Саха (Якутия) назначает выборы народных депутатов не позднее чем через 14 дней со дня принятия решения о роспуске.

3. В случаях, если Государственное Собрание или Президент Республики Саха (Якутия) не назначит выборы народных депутатов в порядке и сроки, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи, выборы народных депутатов назначаются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) (далее - Центральная избирательная комиссия) на первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственного Собрания.

4. В случаях, если Государственное Собрание или Президент Республики Саха (Якутия) либо Центральная избирательная комиссия не назначит выборы народных депутатов в сроки, установленные частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, выборы народных депутатов по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, Прокурора Республики Саха (Якутия) назначаются Верховным судом Республики Саха (Якутия). При этом выборы организует и проводит Центральная избирательная комиссия.

Статья 6. Подготовка и проведение выборов народных депутатов избирательными комиссиями


1. Подготовка и проведение выборов народных депутатов, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим законом.

2. При подготовке и проведении выборов народных депутатов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство указанных органов в деятельность избирательных комиссий не допускается.

3. Решения и акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов народных депутатов


1. Подготовка и проведение выборов народных депутатов осуществляются открыто и гласно.

2. Все нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию не позднее пяти дней со дня принятия либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

3. Избирательные комиссии в установленные сроки информируют избирателей о своем составе, местонахождении, номерах телефонов, об образовании избирательных округов, избирательных участков и их границах, о порядке выдвижения и итогах регистрации кандидатов, об их биографических данных, о поступлении и расходовании финансовых средств избирательных фондов кандидатов, о результатах выборов, а также по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов.

4. В день выборов, с начала работы участковой избирательной комиссии, в помещении для голосования вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, члены вышестоящих комиссий, кандидаты, зарегистрированные по соответствующему избирательному округу, их доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации, а также иностранные (международные) наблюдатели.

Глава II. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков

Статья 8. Списки избирателей и порядок их составления


1. Данные об избирателях, проживающих на территории улуса (района), города (республиканского значения), глава местной администрации передает в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

2. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией на основании сведений, полученных с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - государственная автоматизированная информационная система), и данных об избирателях, представляемых по установленной форме главой местной администрации.

3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя.

4. Участковая избирательная комиссия производит уточнение списка избирателей на основании заявлений избирателей, а также в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.

5. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

6. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, а после передачи его в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатями соответственно территориальной и участковой избирательных комиссий.

7. Соответствующая территориальная избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям список избирателей не позднее чем за 25 дней до голосования.

8. Второй экземпляр списка избирателей в машиночитаемом виде остается в территориальной избирательной комиссии.

Статья 9. Порядок включения граждан в списки избирателей


1. В списки избирателей включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом на территории данного избирательного участка к моменту составления списка.

2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.

3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

4. Избиратели, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в список избирателей по месту их пребывания, если они являются избирателями данного избирательного округа.

5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития.

6. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.

7. Порядок включения избирателей в список избирателей, находящихся в местах временного пребывания, определяется инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией. В инструкции должен быть определен механизм исключения указанных избирателей из списка избирателей по месту их постоянного или преимущественного проживания, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы.

8. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой комиссии.

9. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 10. Ознакомление избирателей со списками избирателей


1. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

3. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление. По результатам рассмотрения участковая избирательная комиссия обязана немедленно внести необходимые изменения в список избирателей либо выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Статья 11. Образование одномандатных избирательных округов


1. Схема одномандатных избирательных округов по выборам народных депутатов определяется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы, на основании данных об избирателях, представляемых главами улусных (районных) и городских (республиканского значения) администраций. Государственное Собрание утверждает схему одномандатных избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

В схеме одномандатных избирательных округов должны быть указаны:

а) название каждого одномандатного избирательного округа и его номер;

б) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ административно-территориальных единиц или муниципальных образований. В случае, если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта;

в) центр каждого одномандатного избирательного округа;

г) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе.

При этом должны быть соблюдены следующие требования:

а) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в одном одномандатном избирательном округе не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов;

б) при образовании одномандатных избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера допускается отклонение от средней нормы представительства до 30 процентов;

в) одномандатный избирательный округ составляет единую территорию; не допускается образование одномандатного избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

2. Государственное Собрание не позднее чем через пять дней после утверждения схемы одномандатных избирательных округов, опубликовывает схему одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, с описанием их границ, перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, а также число избирателей в каждом избирательном округе.

Статья 12. Образование избирательных участков


1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах народных депутатов образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на соответствующих территориях.

2. Избирательные участки образуются главами улусных (районных) и городских (республиканского значения) администраций по согласованию с соответствующими территориальными избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, не позднее чем за 45 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»