Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 15 января 1997 года N З N 153-I

О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

УТРАТИЛ СИЛУ - Закон РС(Я) от 14.04.2004 124-З N 251-III

Принят постановлением

Палаты Республики

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 15.01.97 З N 154-I

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

Настоящий закон определяет правовые основы, бюджетное устройство, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на территории Республики Саха (Якутия), полномочия органов государственной власти республики и местных органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также внебюджетных фондов; обязанности и взаимоотношения органов государственной власти в бюджетном процессе; закрепляет права Республики Саха (Якутия), ее административно-территориальных единиц на получение доходов в соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов.

Закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия).

Бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются с учетом оценки социально-экономической ситуации и прогноза основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральными законами и настоящим законом.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе


(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

В настоящем законе используются следующие понятия:

Пункт 1 ИСКЛЮЧЕН

1. Бюджетная система республики - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета.

2. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Пункты 4-5 ИСКЛЮЧЕНЫ

3. Республиканский бюджет - бюджет, формируемый за счет налогов, обязательных платежей, в том числе платы за природные ресурсы, сборов и пошлин, дохода от государственного имущества, а также иных поступлений.

4. Бюджет развития - ассигнование на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

5. Бюджет текущих расходов - все остальные расходы, не вошедшие в бюджет развития.

6. Закрепленные доходы - налоговые и неналоговые доходные источники, подлежащие зачислению в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством в бюджеты соответствующего уровня.

7. Регулирующие доходы - налоговые доходные источники, передаваемые полностью или в фиксированной доле с одного уровня бюджета на другой в целях бюджетного регулирования.

8. Дополнительные доходы - налоги и сборы, другие виды доходов, устанавливаемые самостоятельно соответственно представительным органом государственной власти республики в рамках федерального и республиканского законодательства.

9. Собственные доходы бюджетов - закрепленные и дополнительные доходы.

Пункт 13 ИСКЛЮЧЕН

10. Трансферты - нормативные дотации, выделяемые из фонда финансовой поддержки бюджетов нижестоящего территориального уровня, исходя из исчисленной по формуле и утвержденной доли территории в указанном фонде и фактически поступивших средств в этот фонд.

Пункты 15-16 ИСКЛЮЧЕНЫ

11. Минимальный бюджет - расчетный объем доходов и расходов соответствующего нижестоящего бюджета, а также бюджетов города без улусного деления, города улусного значения, поселкового и сельского бюджетов, доходы которых принимаются в пределах, покрывающих относительно гарантируемые соответствующим вышестоящим органом государственной власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями, трансфертами и субвенциями по решению высшего представительного органа государственной власти.

12. Минимальная бюджетная потребность - минимально необходимый объем расходов бюджета, относительно гарантируемый соответствующим вышестоящим органом государственной власти при установлении показателей бюджетного регулирования.

13. Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы - соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другим услугами.

14. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами с учетом задолженности.

15. Секвестр - пропорциональное снижение расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года при превышении предельно установленного уровня дефицита бюджета или значительного снижения поступлений доходных источников бюджета.

16. Защищенные статьи расходов бюджета - статьи, не подлежащие секвестру, устанавливаемые в абсолютной сумме или в процентах к доходам бюджета высшим представительным органом государственной власти.

Статья 2. Принципы бюджетной системы и бюджетной политики - ИСКЛЮЧЕНА


(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

(Дальнейшая нумерация статей в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

Статья 2. Межбюджетные отношения


Организация межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

Статья 3. Взаимоотношение бюджетов с другими звеньями финансовой системы


(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

1. Налоги и приравненные к ним платежи, взысканные с предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.

Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджеты сверх налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, установленных законами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, допускается только по решению арбитражного суда.

(Абзац 2 части 1 в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

2. Расходная часть бюджетов может содержать ассигнования и дотации предприятиям и иным юридическим лицам.

3. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования на инвестиции в капитал действующих или вновь создаваемых предприятий.

4. В соответствии с решениями Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) могут образовываться целевые бюджетные фонды, а также внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов. При этом внебюджетные фонды могут быть консолидированы в форме целевых бюджетных фондов в составе бюджета республики или местных бюджетов с сохранением и целевой направленности и при наличии отдельного бюджетного субсчета в банке. Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджеты, не подлежат направлению во внебюджетные фонды.

(Часть 4 в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

Статья 4. Формы и принципы бюджетного регулирования


1. Основными формами бюджетного регулирования в республике являются:

а) отчисления от федеральных и республиканских регулирующих доходов;

б) дотации, трансферты, субвенции;

в) взаимные расчеты;

г) краткосрочные ссуды из вышестоящих бюджетов.

Величина нормативов отчислений от регулирующих доходов, порядок предоставления и объемы прямой финансовой помощи территориям в форме дотаций, трансфертов, субвенций за счет республиканских финансовых ресурсов устанавливаются соответственно по единым методикам, разрабатываемым Правительством республики, согласованным с территориями и утверждаемым Государственным Собранием (Ил Тумэн).

2. Обоснование решения по регулированию доходной части местных бюджетов осуществляется на основе вариантов расчетов:

а) по формуле, включающей одинаковые для всех территорий критерии (численность населения, бюджетные доходы и текущие бюджетные расходы в расчете на одного жителя с возможным использованием соответствующих коэффициентов), по отчетным данным базового года (стабильно принимаемого на ряд лет) в пересчете на условия планируемого года;

б) по минимальной бюджетной потребности, исходя из социальных и финансовых норм и нормативов, анализа динамики денежных доходов и расходов за ряд предыдущих лет, ожидаемой оценки бюджета текущего года и прогноза бюджетных доходов и расходов на планируемый год.

3. В условиях расчетной дефицитности и необеспеченности финансовыми источниками текущих расходов бюджета расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт рассматриваются пообъектно и включаются в расчет бюджетной потребности только в случае невозможности обеспечения без них нормальной жизнедеятельности населения, а финансирование капитальных вложений осуществляется за счет целевых, заемных и других дополнительных источников.

4. Дотации, трансферты и иная прямая финансовая помощь используются в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов для финансирования расходов минимального бюджета на отдельных территориях.

5. Субвенции в основном предоставляются на инвестиционные проекты и целевые программы, прошедшие экспертизу и получившие одобрение Правительства республики. Правительство республики разрабатывает положение об условиях и порядке представления и рассмотрения инвестиционных проектов и программ, утверждаемых Государственным Собранием (Ил Тумэн), осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств на основе предоставления получателем субвенции обязательной отчетности в установленном порядке.

6. Инвестиционные субвенции предоставляются местным органам государственной власти и включаются в бюджеты развития территорий-получателей.

Статья 6. Закрепление доходов за бюджетами административно-территориальных единиц - ИСКЛЮЧЕНА


(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

Статья 5. Республиканские внебюджетные фонды


1. На территории республики формируются республиканские внебюджетные фонды.

2. Положение о формировании и использовании средств республиканских внебюджетных фондов принимается Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) с последующим утверждением Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн).

3. Составление, представление, рассмотрение, утверждение проектов бюджетов республиканских внебюджетных фондов, отчетов об их использовании, а также отчета об использовании республиканского резервного фонда осуществляется в порядке и в сроки, установленные настоящим законом для представления, рассмотрения и утверждения проекта и отчета об исполнении бюджета республики.

Статья 6. Республиканский резервный фонд


1. Для финансирования мероприятий, направленных на урегулирование непредвиденных экономических ситуаций, в составе бюджета республики формируется республиканский резервный фонд, отчисления в который производятся в определенной доле от фактически поступивших доходов республиканского бюджета, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Размер отчислений устанавливается ежегодно Государственным Собранием (Ил Тумэн) при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

2. Расходование средств республиканского резервного фонда осуществляется Правительством республики на основе положения, утвержденного палатами Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Статья 9. Внебюджетные фонды административно-территориальных единиц - ИСКЛЮЧЕНА


(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

Статья 7. Общие принципы и сроки составления проектов бюджетов


1. Решение о начале работы над составлением проектов бюджетов в республике принимает Правительство республики за 10 месяцев до начала соответствующего финансового года и организует поэтапную работу по составлению проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

2. В течение первого полугодия составляются: прогноз социально-экономического развития республики, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики, уточняется перечень целевых республиканских программ, подлежащих бюджетному финансированию. На основании этого Министерство финансов республики разрабатывает методику формирования бюджетов в республике на предстоящий год в соответствии с требованиями настоящего закона; осуществляет расчеты и обоснование нормативов отчислений от регулирующих доходов, долей территорий, нуждающихся в финансовой помощи, сумм дотаций, субвенций, которые доводит до местных органов государственной власти. При этом Правительство республики не позднее чем за шесть месяцев до начала финансового года организует работу по доведению до городов и улусов инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий год и сообщает им следующие проектируемые данные:

а) перечень вновь закрепленных доходов за бюджетами территорий, а также формируемых на долгосрочной основе квот-долей;

б) нормативы отчислений от регулирующих доходов;

в) суммы дотаций и субвенций с указанием целевого назначения;

г) перечень расходов, вновь передаваемых на финансирование городов и улусов, с указанием сумм расходов и возмещаемых доходов.

(Пункт "а" части 2 в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 г. 79-З N 477-II)

3. При формировании проектов бюджетов Правительство республики по согласованию с местными органами государственной власти вправе формировать централизованные фонды при республиканских органах управления для приобретения дорогостоящего оборудования, крупных поставок лекарственных препаратов, приобретения учебной литературы, учебно-наглядных пособий, финансирования ремонта зданий.

Расходы на целевые республиканские программы предусматриваются в бюджете республики в случае, если они утверждены Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»