Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 03 ноября 1994 года N З N 37-I

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПИСЕМ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ

УТРАТИЛ СИЛУ - Закон РС(Я) от 16.10.2003 г. 83-З N 155-III

(В ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

Принят постановлением

Палаты Представителей

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 3.11.94 З N 38-I

Статья 1. Право на обращение


1. Граждане Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, коллективы и правомочные их органы, должностные лица (в дальнейшем именуемые - "заявители"), могут обращаться с письмами, заявлениями и жалобами в государственные, общественные и иные органы, к должностным лицам, а также осуществлять правозащитную деятельность в пользу других лиц и организаций.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства защищают свои права и законные интересы также путем подачи заявлений и жалоб.

Статья 2. Законодательство об обращениях


1. Порядок рассмотрения предложений, писем, заявлений и жалоб регулируется настоящим законом, другими законами Российской Федерации и нормативными актами.

2. Порядок рассмотрения предложений, писем, заявлений и жалоб органами дознания и следствия, органами прокуратуры, милиции, а также в судах и жалобы на действия и решения данных органов и их должностных лиц по поводу рассмотрения обращений, порядок привлечения к ответственности регламентируются законодательством о деятельности данных органов, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Виды и формы обращения


1. Предложение - обращение по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных, общественных и других организаций, предприятий и учреждений.

2. Заявление - сообщение о правонарушении, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, государственных, общественных и иных организаций.

3. Жалоба - обращение с просьбой устранить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению.

4. Письмо - форма обращения граждан.

Статья 4. Язык обращения


1. На территории Республики Саха (Якутия) обращения могут быть оформлены на государственных языках Республики Саха (Якутия). Заявители, не владеющие государственными языками Республики Саха (Якутия), вправе обращаться на родном языке или на языке, принятом ООН в качестве одного из основных.

2. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными и вносятся в письменной или устной форме.

Статья 5. Требования, предъявляемые к обращениям


1. Обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества как авторов, так и лиц, в отношении которых ставятся вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, требований или просьб, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям прилагаются документы или их копии, в т.ч. полученные ранее ответы, относящиеся к поставленным вопросам.

2. Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом.

3. Заявления или жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.

Часть 4 исключена. - Закон РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II

4. Анонимные (без личной подписи авторов) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением указанных в настоящей статье требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

Статья 6. Права заявителя при рассмотрении обращений


Гражданин, должностное лицо или орган вправе:

- подать обращение органу или должностному лицу, правомочному принять решение;

- изложить доводы проверяющему лично или поручить это уполномоченному лицу;

- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;

- пользоваться услугами адвоката либо представителя зарегистрированной организации, осуществляющей правозащитную деятельность;

- получить письменный мотивированный ответ;

- знакомиться с материалами проверки с соблюдением требований статьи 10;

- обжаловать решение в вышестоящем органе или обратившись к должностному лицу, а также в суд в установленном законом порядке;

- требовать возмещения ущерба, привлечения виновных к ответственности в связи допущенными нарушениями его прав, принятием незаконных решений.

Статья 7. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений


1. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, их руководители и другие должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:

- вести регистрацию обращений;

- объективно, всесторонне и своевременно проверять обращения;

- отменять или изменять не соответствующие законам или установленным фактам решения, давать необходимые указания и принимать меры к их исполнению, пресекать неправомерные действия;

- обеспечить восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых решений, а также мер по предотвращению нарушений законности;

- письменно сообщить автору письменного обращения о результатах рассмотрения и существе принятого решения, дать ответ на доводы, сославшись на нормативные акты, на основании которых принято решение, в необходимых случаях разъяснить порядок обжалования, возвратить принадлежащие заявителю документы.

2. В случае признания жалобы обоснованной (решение изменено, отменено с принятием другого решения или с назначением дополнительной проверки) суд, государственный, общественный или иной орган, либо должностное лицо, принимавшее необоснованное решение, обязано в установленном законом порядке принять меры к возмещению ущерба, если он был причинен в результате ущемления прав или законных интересов гражданина или предприятия, организации, решить вопрос об ответственности виновных, а также по просьбе заявителя в срок до 10 дней сообщить о принятых мерах трудовому коллективу или общественной организации.

3. Если решение отменено с назначением дополнительной проверки (нового рассмотрения), то лицо, принимавшее это решение, или по его указанию нижестоящие орган либо должностное лицо обязаны, независимо от поступления повторного обращения, сообщить заявителю в 10-дневный срок о существе и основаниях вновь принятого решения.

4. Ответ на обращение, рассмотренное в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях дается руководителем, его заместителем или другим должностным лицом, правомочным принять решение, а в общественных организациях - выборным органом или уполномоченным лицом. Решение по повторной жалобе на отказ в удовлетворении требования принимается в установленном законом порядке судом или вышестоящим органом, или должностным лицом.

5. Должностное лицо, получив обращение, решение по которому должен принять иной орган или руководитель, в том числе вышестоящий, обязано направить это обращение по принадлежности, если заявителем соблюдены требования статьей 5, или возвратить в 10-дневный срок с разъяснением причин оставления письма, заявления или жалобы без рассмотрения.

Статья 8. Личный прием граждан


1. Руководители и иные должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для посетителей время. Порядок его определяется руководителями организаций и предприятий.

2. Устные обращения и результаты их рассмотрения должны быть зарегистрированы. По просьбе заявителя на устное обращение дается письменное разъяснение на приеме или в сроки, установленные статьей 9.

Статья 9. Сроки рассмотрения обращений


1. Ответы на обращения, не требующие дополнительной проверки, даются в срок до 15 дней.

2. Решения по обращениям принимаются и заявителям даются ответы в срок до одного месяца, если законодательством не предусмотрены специальные более краткие сроки. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд с жалобой в соответствии с действующим законодательством.

Часть 3 исключена - Закон РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II

3. Предложения, письма, заявления и жалобы направляются органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение постановленных вопросов, в срок до 10 дней.

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

Статья 10. Ответственность за нарушения законодательства об обращениях - исключена - Закон РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II

Статья 10. Возмещение ущерба в связи с нарушениями требований закона при рассмотрении жалоб

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

1. В случае удовлетворения жалобы орган либо должностное лицо, принявшее неправомерное решение, обязаны возместить гражданину или организации понесенный ими материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, включая сумму госпошлины (если она уплачивалась), расходы в связи с выездом граждан, должностных лиц по требованию соответствующего органа и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании ущерба рассматриваются в судебном порядке.

Гражданину по его требованию в порядке, установленном гражданским и гражданско-процессуальным законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный в связи с действиями или решениями органа или должностного лица, признанными неправомерными при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом.

Статья 11. Ответственность за подачу обращения противоправного характера

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

Подача гражданином, должностным лицом обращения, содержащего оскорбления или заведомую клевету, а также призывы к разжиганию национальной или религиозной вражды или розни и другие действия, наказуемые в уголовном порядке, влекут ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, обращения, содержащие оскорбления, иные выражения унижающие человеческое достоинство, не рассматриваются по существу поставленных в них вопросов.

Статья 12. Возмещение расходов по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

Расходы, понесенные государственными или общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителя по решению суда.

Статья 13. Контроль за соблюдением законодательства об обращениях

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

1. Контроль за соблюдением требований законодательства об обращениях обеспечивают представительные органы государственной власти на местах, администрации городов и улусов Республики Саха (Якутия), а также Правительство Республики Саха (Якутия), министерства и ведомства - в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

Часть 2 исключена - Закон РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II

Статья 14. Прокурорский надзор за соблюдением законов об обращениях

(Нумерация в ред. Закона РС(Я) от 15 июня 2002 г. 32-з N 395-II)

Надзор за соблюдением законов об обращениях местными органами представительной власти, администрациями городов и улусов, министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, учреждениями, организациями, предприятиями и объединениями (независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности), общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами и гражданами осуществляется Прокурором Республики Саха (Якутия) и подчиненными ему прокурорами.

Председатель

Палаты Представителей

А.ИЛЛАРИОНОВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»