(с изменениями на 30 июня 2021 года)
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III, от 26.12.2007 529-З N 1061-III, от 17.05.2011 939-З N 765-IV, от 05.02.2014 1263-З N 81-V, от 09.10.2014 1349-З N 253-V, от 27.11.2014 1376-З N 305-V, от 27.11.2015 1527-З N 619-V, от 21.02.2018 1954-З N 1467-V, от 25.04.2019 2123-З N 157-VI, от 30.06.2021 2374-З N 659-VI, с изм., внесенными решениями Верховного суда РС(Я) от 01.11.2007 N 3-23/07, от 28.07.2015 N 3-41/15)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 16.10.2003 З N 156-III
Настоящий закон в целях реализации части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы Республики Саха (Якутия) (далее - государственные органы) и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Республике Саха (Якутия). Устанавливаемый настоящим законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III, от 27.11.2015 1527-З N 619-V)
Часть первая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III.
1. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные настоящим законом, а также давать на них мотивированные ответы.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
(п. 1 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 17.05.2011 939-З N 765-IV)
2) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
3) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания;
4) решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц - коллегиальные и единоличные решения органов, в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействия), в результате которых:
нарушены права, свободы или законные интересы граждан;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
Обращения граждан могут быть в виде предложений, заявлений, жалоб.
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
1. Действие настоящего закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
1) обращений, связанных с изобретениями, открытиями и другими авторскими и смежными с авторскими правами, порядок рассмотрения которых устанавливается законодательством Российской Федерации;
2) обращений, рассматриваемых в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации;
3) запросов в архивы;
4) обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 529-З N 1061-III)
2. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 17.05.2011 939-З N 765-IV)
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение гражданина, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящим законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
(часть 3 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2018 1954-З N 1467-V)
Статьи 6 - 7. Утратили силу. - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.05.2011 939-З N 765-IV.
1. Обращение гражданина рассматривается в течение 30 дней.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
1.1. Письменное обращение гражданина, поступившее Главе Республики Саха (Якутия) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения гражданина.
(часть 1.1 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 27.11.2015 1527-З N 619-V)
2. Срок рассмотрения обращения гражданина исчисляется со дня регистрации данного обращения.
3. В исключительных случаях, в том числе в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения гражданина может быть продлен государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
(часть третья в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
1. При рассмотрении государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом обращения гражданина не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1376-З N 305-V)
Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении гражданина, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
(абзац введен Законом Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 446-З N 907-III)
2. В отдельных случаях по мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства.