ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 16 октября 2003 года 83-З N 155-III


О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)

(с изменениями на 14 мая 2025 года)

(в ред. Законов РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III, от 26.12.2007 529-З N 1061-III, от 17.05.2011 939-З N 765-IV, от 05.02.2014 1263-З N 81-V, от 09.10.2014 1349-З N 253-V, от 27.11.2014 1376-З N 305-V, от 27.11.2015 1527-З N 619-V, от 21.02.2018 1954-З N 1467-V, от 25.04.2019 2123-З N 157-VI, от 30.06.2021 2374-З N 659-VI, от 14.05.2025 2834-З N 343-VII, с изм., внесенными решениями Верховного суда РС(Я) от 01.11.2007 N 3-23/07, от 28.07.2015 N 3-41/15)



Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 16.10.2003 З N 156-III



Настоящий закон в целях реализации части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы Республики Саха (Якутия) (далее - государственные органы) и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Республике Саха (Якутия). Устанавливаемый настоящим законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.


(в ред. Законов РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III, от 27.11.2015 1527-З N 619-V)



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Право граждан на обращение


Часть первая исключена. - Закон РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III.


1. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные настоящим законом, а также давать на них мотивированные ответы.


(в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III)



Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе


(в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III)


В настоящем законе используются следующие основные понятия:


1) обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;


(п. 1 в ред. Закона РС(Я) от 14.05.2025 2834-З N 343-VII)


2) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;


3) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания;


4) решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц - коллегиальные и единоличные решения органов, в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействия), в результате которых:


нарушены права, свободы или законные интересы граждан;


созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов;


на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.



Статья 3. Виды обращений граждан


(в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III)


Обращения граждан могут быть в виде предложений, заявлений, жалоб.


Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.


Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.


Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.



Статья 4. Пределы действия настоящего закона


(в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III)


1. Действие настоящего закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:


1) обращений, связанных с изобретениями, открытиями и другими авторскими и смежными с авторскими правами, порядок рассмотрения которых устанавливается законодательством Российской Федерации;


2) обращений, рассматриваемых в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации;


3) запросов в архивы;


4) обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации.


(в ред. Закона РС(Я) от 26.12.2007 529-З N 1061-III)


2. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.



Статья 5. Требования к письменному обращению гражданина


(в ред. Закона РС(Я) от 17.05.2011 939-З N 765-IV)


1. Гражданин в своем обращении в письменной форме в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.


(в ред. Закона РС(Я) от 14.05.2025 2834-З N 343-VII)


2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению в письменной форме документы и материалы либо их копии.


(в ред. Закона РС(Я) от 14.05.2025 2834-З N 343-VII)


3. Обращение гражданина, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящим законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указывает адрес электронной почты либо использует адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.


(в ред. Законов РС(Я) от 21.02.2018 1954-З N 1467-V, от 14.05.2025 2834-З N 343-VII)


Статьи 6 - 7. Утратили силу. - Закон РС(Я) от 17.05.2011 939-З N 765-IV.



Статья 8. Срок рассмотрения обращения гражданина


1. Обращение гражданина рассматривается в течение 30 дней.


(в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III)


1.1. Письменное обращение гражданина, поступившее Главе Республики Саха (Якутия) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения гражданина.


(часть 1.1 введена Законом РС(Я) от 27.11.2015 1527-З N 619-V)


2. Срок рассмотрения обращения гражданина исчисляется со дня регистрации данного обращения.


3. В исключительных случаях, в том числе в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения гражданина может быть продлен государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.


(часть третья в ред. Закона РС(Я) от 26.04.2007 446-З N 907-III)



Статья 9. Неразглашение сведений, ставших известными органам или должностным лицам в связи с рассмотрением обращения гражданина


1. При рассмотрении государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом обращения гражданина не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.


(в ред. Закона РС(Я) от 27.11.2014 1376-З N 305-V)


Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении гражданина, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»