Осуществление побочных лесных пользований предусматривает следующие виды деятельности:
сенокошение и пастьба скота;
размещение ульев и пасек;
заготовка и использование пищевых продуктов леса;
заготовка вспомогательных лесных материалов (сухого листа, лесной подстилки, камыша и др.).
Осуществлять побочные лесные пользования могут юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие этим правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов могут быть ограничены или запрещены в порядке, определяемом правовыми актами государственных органов власти Республики Калмыкия в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а на особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования или их статусом.
Граждане обязаны применять технологию заготовки и сбора продукции в лесном фонде, исключающую истощение имеющихся ресурсов, сохранять информационные знаки в лесах, мосты и дороги, соблюдать установленные порядок и сроки сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов и т.д.
В районах, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами по представлению местных органов исполнительной власти, лесхозов и органов охраны окружающей природной среды осуществление побочных лесных пользований может быть ограничено или запрещено.
Статья 47. Сроки осуществления побочных лесных пользований
По продолжительности осуществления побочные лесные пользования могут быть краткосрочными - до 1 года (сезона) и долгосрочными (аренда - до 10 лет, а в отдельных случаях до 49 лет). До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке. (в ред. Закона от 19.07.1999 N 27-II-З)
Сроки осуществления побочных пользований в течение года регламентируются массовым созреванием урожая орехов, плодов, ягод или оптимальным накоплением полезных биологически активных веществ в пищевых растениях и устанавливаются органами местного самоуправления по представлению владельцев лесного фонда и органов охраны окружающей природной среды.
Срок заготовки дикоросов доводятся до населения не позднее чем за 1 месяц до начала заготовки.
Статья 48. Принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов
Ресурсы и территориальное размещение побочных лесных пользований по их видам, их количественная и качественная оценка выявляются лесоустройством, или экспедициями специализированных проектных и научных организаций. Владельцы лесного фонда и лесопользователи могут осуществлять текущий учет сырьевых ресурсов. Для определения урожая текущего года и возможного объема заготовок по каждому виду побочных лесных пользований могут применяться ГОСТы и ОСТы и различные методики учета урожая и определения сырьевых запасов орехов, плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений.
Площади сенокосных угодий, размер и качество участков пастбищ, пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу (подростку, лесным культурам и т.д.), не сданных в аренду, определяются владельцами лесного фонда ежегодно и представляются в местные органы исполнительной власти вместе с предложениями по распределению их между лесопользователями с учетом производительности сенокосов и норм выпаса скота.
Статья 49. Порядок предоставления права на осуществление побочных лесных пользований
Порядок предоставления права на осуществление побочных лесных пользований для промысловой заготовки продукции устанавливается согласно статьям 24 и 26 настоящего Закона.
Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений гражданами для собственного потребления в лесных угодиях, не закрепленных за лесопользователями или сданных в аренду на другие виды пользования лесом, производится бесплатно и без оформления лесного билета.
Заготовка или закупка орехов, плодов, ягод, грибов, лекарственного и технического сырья и т. д. в лесном фонде для реализации или промышленной переработки в коммерческих целях, а также сенокошение и пастьба скота производятся за плату с оформлением разрешительных документов - лесного билета и лицензии. Форма и порядок оформления разрешительных документов определены в статьях 29 и 30 настоящего Закона.
Заготовительные конторы, потребительские кооперации, магазины, частные заготовители и т.д. производящие закупку продукции побочного лесного пользования у местного населения, должны пройти регистрацию в органах местного самоуправления и оформить у владельцев лесного фонда разрешительные документы: лесной билет, лицензию, договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда Российской Федерации.
Преимущественное право на осуществление побочных пользований предоставляется юридическим и физическим лицам, длительное время осваивающим данную территорию (производящим заготовку сена, выпас скота, заготовку орехов, ягод, грибов, лекарственного сырья и т.д. и, в первую очередь комплексным промышленным хозяйствам).
Владельцы лесного фонда осуществляют лесные побочные пользования (пастьбу скота, сенокошение, заготовку, закупку и использование пищевых продуктов, лекарственно - технического сырья) на своей территории бесплатно (без внесения арендной платы), но с выпиской разрешительных документов.
Статья 50. Порядок осуществления побочных лесных пользований