ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 26 апреля 2001 года N 21-29
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
{Утратил силу:
Закон Республики Алтай от 12.11.2003. N 15-10, НГР: ru02000200300246}
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда на территории Республики Алтай между работодателями и работниками организаций независимо от организационно-правовых форм, определяет полномочия в сфере охраны труда органов государственной власти, местного самоуправления и направлен на реализацию конституционного права на труд каждого проживающего на территории Российской Федерации в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В целях настоящего Закона употребляемые в нем понятия имеют следующие значения:
аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий и установление факта наличия права предоставления занятым на них работникам льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда;
безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, либо их уровни воздействия не превышают установленные нормативы;
работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта); лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью; лицо, работающие в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;
работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность работника;
Законодательство в сфере охраны труда основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Алтай и состоит из Федерального Закона "06 основах охраны труда в Российской Федерации", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных правовых актов Республики Алтай (далее - республики).
Настоящий Закон действует на всей территории Республики Алтай и распространяется на работников и работодателей, состоящих в трудовых отношениях, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, индивидуальных (частных) предпринимателей, других физических лиц и граждан, имеющих право в соответствии с трудовым законодательством применять наемный труд, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации,
На жителей Республики Алтай, работающих по найму в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай:
- принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда;
- утверждает республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
- утверждает расходы на охрану труда за счет средств бюджета республики при принятии бюджета на последующий год;
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Полномочия Правительства Республики Алтай Правительство Республики Алтай:
- реализует государственную политику в области охраны труда на территории республики;
- создает самостоятельные подразделения по охране труда в структуре Правительства Республики Алтай;
- осуществляет государственное управление охраной труда на территории республики;
- разрабатывает и представляет Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай целевые программы улучшения условий и охраны труда;
- принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда;
- разрабатывает и осуществляет меры экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
- участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- организует государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях;
- организует обучение специалистов по охране труда, проверку знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда. в соответствии с действующим законодательством
Органы местного самоуправления:
- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий;
- при заключении соглашений или иных форм взаимодействия по регулированию социально-трудовых отношений между представителями профсоюзов и органами самоуправления участвуют в выработке мер, обеспечивающих охрану труда и здоровья работников;
- вправе разрабатывать программу улучшения условий и охраны труда;
- осуществляют полномочия, переданные им органами государственной власти в Республике Алтай в установленном порядке.
Государственное управление охраной труда в республике заключается в реализации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Алтай по охране труда и осуществляется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Алтай по труду (далее по тексту - республиканский орган по труду) в пределах их полномочий.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.
Служба охраны труда создается в порядке, установленном федеральным законодательством.
Работодатель обязан обеспечить материально-техническую 6aзу служб охраны труда организации.
Служба охраны труда в организации подчиняется непосредственно руководителю организации или, по его поручению - одному из его заместителей.
Основные права, должностные инструкции работников служб охраны труда в организациях, а также их права при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) с работодателями определяются в соответствии с Рекомендацией по организации службы охраны труда в организации, утвержденной Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Служба (специалист) по охране труда может иметь другие права, предоставленные законодательством и работодателем для выполнения задач и функциональных обязанностей.
Для координации работы министерств, ведомств, комитетов, федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, органов надзора и контроля по охране труда создаются республиканская, городская и районные межведомственные комиссии (далее - комиссия) по охране труда под представительством Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай и заместителей глав администраций соответственно.
В состав комиссий включаются представители исполнительного органа власти, органов местного самоуправления, государственных контрольно-надзорных органов, действующих на территории республики, объединений работодателей, профсоюзных организаций и других общественных органов.
Задачи комиссий определяются типовым положением о них, утверждаемым Правительством Республики Алтай, городским и районными администрациями.
подготовка и реализация нормативных правовых актов в области улучшения условий и охраны труда, совершенствование государственного управления охраной труда в республике, координация деятельности и методическое руководство работой служб охраны труда организаций;
контроль за соблюдением нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Алтай в области охраны труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;
совершенствование системы обучения и проверки знаний в области улучшения условий охраны труда;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений, информационное обеспечение;
проведение совместных действий органов государственного управления охраны труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда.
Программа должна содержать перечень конкретных мероприятий, сроки выполнения, ответственных за исполнение, источники и объемы финансирования.
1.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств бюджета Республики Алтай, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Алтай и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
добровольных взносов организаций и физических лиц;
средств отделения федерального фонда социального страхования.
3.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
4. В отраслях экономики, а также в организациях Республики Алтай могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Алтай в объемах, определяемых коллективными договорами (соглашениями), денежные средства которых используются исключительно на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Государственную экспертизу условий труда в республике осуществляет республиканская Государственная экспертиза условий труда Республики Алтай, являющаяся составной частью Всероссийской государственной экспертизы условий труда и входящая в состав органа охраны труда в Республике Алтай, которая действует согласно Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, утвержденную Правительством Российской Федерации, и Государственной экспертизой условий труда Республики Алтай в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.
Нарушение работодателями и должностными лицами требований настоящего закона влечет административную, дисциплинарную или уголовную ответственность, по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Признать утратившим силу Закон Республики Алтай "Об охране труда" (Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1996, N 12), Закон Республики Алтай \"О внесении дополнений и изменений в статью 35 Закона Республики Алтай \"Об охране труда\" (Ведомости Государственного Собрания -Эл Курултай Республики Алтай, 1997, N 17, 18, 19).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Глава Республики Алтай,
Государственного Собрания - Председатель Правительства
Эл - Курултай Республики Алтай. Республики Алтай
Д.И. Табаев С.И. Зубакин