ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 16 марта 2007 года З N 889-III
О Государственной целевой программе развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2010 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 874-З N 641-IV
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действие настоящего Закона приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 709-З N 289-IV.
____________________________________________________________________
Утвердить Государственную целевую программу развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы утверждаются ежегодно Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров
г.Якутск
16 марта 2007 года
З N 889-III
Наименование Программы | Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | Постановление Правительства РС (Я) от 21.12.2004 N 652 "О ходе реализации ГПРО на 2001-2006 годы" |
Дата утверждения Программы | |
Государственный заказчик Программы | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Государственный координатор Программы | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
Цель Программы | Обеспечение доступности качественного образования для различных категорий населения с учетом потребностей экономики и рынка труда. |
Задачи Программы | - совершенствование структуры, содержания и технологий образования; |
Сроки реализации Программы | 2007-2011 годы |
Этапы реализации Программы | 2007 год. Первый этап: разработка региональной модели модернизации образования, научно-методическое, кадровое, техническое, информационное обеспечение программных мероприятий. |
Перечень разделов и основных мероприятий Программы | I. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования |
Исполнители | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 5003793,955 тыс.рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Обеспечение равных условий для подготовки к школе |
Повышение профессионального уровня педагогических работников. Улучшение качества предоставляемых услуг | |
Улучшение материально-технических условий, обеспечивающие стандарты образования | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Повышение эффективности управления ресурсами в сфере образования |
Позитивная динамика охвата дошкольным образованием | |
Расширение охвата учащихся профильным обучением и дополнительным образованием в рамках бюджетного финансирования. | |
Увеличение удельного веса выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения профессионального образования | |
Позитивная динамика показателей качества образования по ступеням образования | |
Рост удельного веса выпускников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности | |
Рост численности обучающихся по программам непрерывного профессионального образования | |
Расширение социального партнерства и государственно-общественного управления в сфере образования | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль осуществляется Министерством экономического развития и Министерством образования Республики Саха (Якутия) в установленном порядке. |
Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
Настоящая Программа является продолжением Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2001-2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития системы образования республики на 2007-2011 годы. Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).
При разработке программы учтены социально-экономические и демографические условия функционирования системы образования, а также тенденции изменения масштабов системы образования. Показатели численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики снизились в последние пять лет с 178928 до 160478 учащихся (на 18450 детей), количество классов-комплектов сократилось на 441 класс-комплект. При этом показатель естественного прироста населения (+4,2) является самым высоким в Дальневосточном федеральном округе.
Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3%), начальным общим образованием - 97,8% (в Российской Федерации - 95,6%), основным общим образованием - 94,9% (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4% (в Российской Федерации - 91,4%). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8% (в Российской Федерации - 50,7%), 20,2% от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации - 30,1%). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек 2005 году.
На 1 учителя в республике приходится 9 учащихся, что меньше, чем в среднем по России (в Российской Федерации - 13,5), что обусловлено низкой плотностью населения и преобладанием сельских населенных пунктов. Территориальные особенности также способствуют низкой наполняемости классов-комплектов, которая равна в сельской местности - 12 учащихся, в городской местности - 20. В этих условиях необходимо обеспечить совершенствование управления классокомлектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.
В результате имевшего место миграционного оттока из Республики Саха (Якутия) и уменьшающейся численности экономически активного населения на фоне возрастающей потребности предприятий и организаций в работниках, на рынке труда республики складывается негативная тенденция - нехватка квалифицированной рабочей силы.
По таким показателям, как удельный вес педагогических работников с высшим образованием, а также число учителей с высшей квалификационной категорией, педагогический персонал республики отстает от среднероссийских показателей.
Структура финансирования уровней образования в республики значительно отличается от российской. В целом, расходы на образование в процентах от ВРП в Республике Саха (Якутия) выше в 2 с лишним раза, чем по Российской Федерации, при этом расходы на начальное профессиональное образование составляют 3,7%, среднего профессионального образования - 4,4% от общих расходов на образование.
В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитии.
В прогнозный период характерным будет возрастание роли эффективного использования профессиональных, высококлассных специалистов, менеджеров, управленцев по инновациям, руководителей производства и высококвалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического, культурного развития Республики Саха (Якутия). Необходимо также прямое участие бизнеса в профессиональной подготовке обучающихся.
Ввиду обширности территории Якутии и особенностей транспортной схемы, необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения. Для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ предстоит укрепить учебную базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие специальных учебных центров в крупных населенных пунктах республики, совершенствовать региональную систему оценки качества образования.
Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ до с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в ссузах - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов.
Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, сохранить объемы реконструкции и строительства учреждений образования в инвестиционной части программы.
Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.
Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования для различных категорий населения, с учетом потребностей экономики и рынка труда.
Задачи Программы:
совершенствование структуры, содержания и технологий образования;
дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;
развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
формирование модели непрерывного профессионального образования.
Сроки реализации Программы: 2007-2011 годы.
Этапы реализации Программы:
2007 год. Первый этап: разработка региональной модели модернизации образования, научно-методическое, кадровое, техническое, информационное обеспечение программных мероприятий.
2008-2010 годы. Второй этап: реализация региональной комплексной модели модернизации образования.
2011 год. Третий этап: сводный анализ эффективности программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Саха (Якутия). Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
Введение предшкольного образования.
Введение профильного обучения и дуального образования.
Разработка нового поколения регионального компонента государственных образовательных стандартов общего среднего образования.
Развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей.
Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.
Развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование.
Государственная поддержка языкового образования детей в Республике Саха (Якутия).
Совершенствование здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях.