ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 15 марта 2007 года З N 885-III
О государственной целевой программе "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2010 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 874-З N 641-IV
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действие настоящего Закона приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 709-З N 289-IV.
____________________________________________________________________
Утвердить государственную целевую программу "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" утверждаются ежегодно Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
Признать утратившим силу постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года ГС N 628-III "О Государственной целевой программе "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) (2005-2010 годы)".
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия
В.Штыров
г.Якутск
15 марта 2007 года
З N 885-III
Наименование программы | Государственная целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения | Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22 января 2004 года N 1412 "О государственной поддержке сферы культуры и искусства республики Саха (Якутия)" |
Государственный заказчик | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Координатор Программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати, телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Комитет государственной архивной службы Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Подпрограмма "Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления", включающая разделы "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства", "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований", "Развитие народного творчества", "Инвестиции в сфере культуры и искусства"; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Министерство образования РС(Я), Департамент по делам печати, телерадиовещания РС(Я), Комитет Государственной архивной службы РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Академия духовности РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), управления по клубной, библиотечной, музейной работе, по учебным заведениям Министерства культуры и духовного развития РС(Я), учреждения культуры и искусства республики, учреждения культуры муниципальных образований, общественные организации, физические лица |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования - 677930,9 тысяч рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем духовно-нравственного потенциала жителей республики; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы | посещаемость музеев Республики Саха (Якутия); |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном Правительством Республики Саха (Якутия) порядке совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) |
Государственная целевая программа "Создание условий для духовно-нравственного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), федеральных законов "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и направлена на сохранение культурного наследия Республики Саха (Якутия), формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Государственная политика в сфере культуры и искусства формируется путем определения конкретных целей и задач духовно-нравственного развития граждан, моделирования культурного пространства в целях обеспечения развития и обновления личности, реализации прав и свобод граждан в сфере культуры и создания условий для их творческой самореализации, а также предоставления прав отдельным народам и иным этническим образованиям на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности.
Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и, в конечном итоге, обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни - чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.
Сегодня в республике сеть учреждений культуры и искусства включает 2 высших, 4 средних специальных учебных заведения, 90 детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, 13 театрально-зрелищных учреждений, 530 библиотек, 79 музеев, 565 культурно-досуговых учреждений, 138 киноустановок и 7 кинотеатров, в которых работает 10800 человек. Среди специалистов отрасли в среднем сохраняется невысокий образовательный уровень, только 28% специалистов имеют высшее специальное образование.
На государственную охрану в республике принято 529 недвижимых памятников истории и культуры.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населению и сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия). Однако в условиях жестких бюджетных ограничений, остаточного принципа финансирования, в отдельные периоды переходивших в полное прекращение финансирования, усилия органов государственной власти были в основном сосредоточены на предотвращении полного развала всей отрасли.
В настоящее время учреждения культуры фактически не имеют возможностей для развития рынка современных видов услуг, они находятся в крайне трудном положении. Материально-техническое состояние большинства учреждений культуры в сельской местности признано неудовлетворительным. Оборудование большинства учреждений культуры и искусства эксплуатируется в течение 15-20 лет. Более 50% инвентаря полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, остальные морально и технически устарели. Обеспеченность компьютерной техникой библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений составляет 23%.
Разработка Государственной целевой программы обусловлена негативными тенденциями в обществе и ослаблением согласованных действий между учреждениями и организациями социальной сферы в духовно-нравственном развитии общества, их недостаточным взаимодействием с органами власти и управления всех уровней.
Данные проблемы требуют неотложного решения, и потому стала очевидной необходимость программы по духовно-нравственному развитию граждан Республики Саха (Якутия).
Программа нацелена на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Сохраняя преемственность с реализуемыми в 2000-2005 годфх целевыми программами сохранения и развития культуры республики, Программа ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач:
развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
стимулирование художественного творчества;
развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
защита и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия;
создание единого информационного культурного пространства республики;
развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;
сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.
Программа реализуется в течение 2007-2011 годов. Первый этап - 2007-2009 годы. По результатам реализации первого этапа предполагается укрепление материально-технической базы учреждений. По итогам исполнения второго этапа программы повысится конкурентоспособность культурно-информационных товаров, предлагаемых населению.
Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на решение проблем в рамках подпрограмм:
1. Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления.
2. Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)
3. Распространение культурных ценностей.
4. Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия).
5. Развитие средств массовой информации и книгоиздания в Республике Саха (Якутия).
6. Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия).
При реализации Программы государственный координатор Программы и исполнители программных мероприятий будут руководствоваться законами Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "Об объектах культурного наследия народов РФ", "О государственной поддержке кинематографии РФ", "О народных художественных промыслах", "О национально-культурной автономии", "Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О свободе совести и религиозных объединений", законами Республики Саха (Якутия) "О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)", "О музейном фонде и музеях Республики Саха (Якутия)", "О библиотечном деле".
Для проведения мероприятий, предусмотренных в Программе, необходимо будет разработать нормативные акты, регулирующие механизм их реализации.
Проведение мероприятий будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета и других источников финансирования. Кроме того, к реализации Программы могут привлекаться внебюджетные источники.
Общий объем финансирования Программы в 2007-2011 годах составляет 677930,9 тыс.рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета - 601275,0 тыс.рублей;
средства других источников финансирования - 25200,0 тыс.рублей;
внебюджетные источники - 51455,9 тыс.рублей.
Объемы финансирования Государственной целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов РС(Я) до 2011 года" ежегодно корректируются с учетом возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках и объемах утвержденных сумм, включенных в Программу, на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), как государственным заказчиком - координатором Программы, со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным координатором контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта. Финансирование объектов и проектов в рамках программных мероприятий осуществляется на основе государственного заказа и конкурса. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.
Государственный заказчик - координатор Программы на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет республиканского бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями Программы государственные контракты на финансирование мероприятий из республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований. Государственные контракты заключаются с организациями и учреждениями, включенными в реализацию Программы, и по результатам проведения конкурсов.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной программой, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), как координатор, в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет других источников, а также проводит корректировку перечня первоочередных проектов для реализации Программы в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодных рабочих документов:
организационного плана действий по реализации первоочередных мероприятий каждой подпрограммы;
перечня работ по подготовке и проведению программных мероприятий с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования.