Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 15 марта 2007 года З N 885-III

О государственной целевой программе "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2010 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 874-З N 641-IV
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего Закона приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 709-З N 289-IV.

____________________________________________________________________     

         

 
Статья 1


Утвердить государственную целевую программу "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".

Статья 2


Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" утверждаются ежегодно Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Статья 3


Признать утратившим силу постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года ГС N 628-III "О Государственной целевой программе "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) (2005-2010 годы)".

Статья 4


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Саха (Якутия
В.Штыров

г.Якутск
15 марта 2007 года
З N 885-III         

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

     

ПАСПОРТ
Государственной целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) до 2011 года"

Наименование программы

Государственная целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22 января 2004 года N 1412 "О государственной поддержке сферы культуры и искусства республики Саха (Якутия)"

Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2006 года N 302-РП "О целевых программах Республики Саха (Якутия)"

Государственный заказчик

Правительство Республики Саха (Якутия)

Координатор Программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати, телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Комитет государственной архивной службы Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Программы

Цели Программы:

формирование духовно-нравственных ориентиров граждан республики в условиях глобализации и становления информационного общества

повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для развития духовной культуры народов республики;

сохранение творческого потенциала и духовного наследия республики;

обеспечение единства пространства культуры и искусства республики и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям.

Основными задачами Программы являются:

развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;

стимулирование художественного творчества;

развитие новых форм деятельности в сфере культуры;

защита и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия;

создание единого информационного культурного пространства республики;

совершенствование системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;

формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;

обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;

сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2011 годы

первый этап - 2007-2009 годы;

второй этап - 2010-2011 годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Подпрограмма "Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления", включающая разделы "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства", "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований", "Развитие народного творчества", "Инвестиции в сфере культуры и искусства";

подпрограмма "Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)", включающая разделы "Конкурс творческих проектов в области культуры и искусства", "Система государственных заказов в сфере искусства";

подпрограмма "Распространение культурных ценностей", включающая разделы "Профессиональное искусство: гастроли, творческие акции, конкурсы и фестивали", "Развитие кинообслуживания населения";

подпрограмма "Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия)", включающая разделы "Развитие литературы Республики Саха (Якутия)", "Перевод и издание произведений якутских авторов", "Поддержка и распространение достижений деятелей искусства Республики Саха (Якутия)"

подпрограмма "Развитие средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания в Республике Саха (Якутия)", включающая разделы "Развитие республиканского телерадиовещания", "Развитие периодической печати, полиграфии, книгоиздания и информационных агентств", "Капительное строительство и ремонт";

подпрограмма "Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия)" включает разделы "Обеспечение сохранности документов архивного фонда Республики Саха (Якутия)", "Государственный учет архивного фонда и информатизация архивов Республики Саха (Якутия)", "Использование документов архивного фонда Республики Саха (Якутия)", "Подготовка, переподготовка и повышение квалификации архивных кадров".

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Министерство образования РС(Я), Департамент по делам печати, телерадиовещания РС(Я), Комитет Государственной архивной службы РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Академия духовности РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), управления по клубной, библиотечной, музейной работе, по учебным заведениям Министерства культуры и духовного развития РС(Я), учреждения культуры и искусства республики, учреждения культуры муниципальных образований, общественные организации, физические лица

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования - 677930,9 тысяч рублей, в том числе:

государственный бюджет - 601275,0 тысяч рублей;

другие источники - 25200,0 тысяч рублей;

внебюджетные средства - 51455,9 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем духовно-нравственного потенциала жителей республики;

доступность и расширение предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры;

укрепление инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;

создание республиканской информационной сети в отрасли культуры и искусства;

повышение конкурентоспособности культурных товаров;

повышение профессионального уровня специалистов, мастеров и творцов в сфере культуры и искусства республики;

создание оптимальных условий для формирования, учета, обеспечения сохранности и использования Архивного фонда Республики Саха (Якутия);

обеспечение населения республики высококачественной продукцией печатных и электронных средств массовой информации;

обеспечение публичных и школьных библиотек республики социально-значимой литературой и периодической печатью в полном ассортименте;

создание современной конкурентоспособной полиграфической базы на территории республики.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы

посещаемость музеев Республики Саха (Якутия);

количество пользователей общедоступных библиотек Республики Саха (Якутия);

выдача документов по общедоступным библиотекам Республики Саха (Якутия);

наличие доступа в Интернет общедоступных библиотек Республики Саха (Якутия);

выдача документов по межбиблиотечному абонементу и электронной доставке документов;

количество культурно-досуговых мероприятий;

посещаемость культурно-досуговых мероприятий;

увеличение числа преподавателей учебных заведений, прошедших повышение квалификации;

увеличение количества научных и методических изданий;

количество новых постановок театрально-зрелищными учреждениями Республики Саха (Якутия);

количество спектаклей (концертов, творческих вечеров и т.п.) театрально-зрелищных учреждений Республики Саха (Якутия)на гастролях в пределах Республики Саха (Якутия);

увеличение числа учащихся и студентов учебных заведений культуры и искусства, принявших участие в региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, выставках;

рост рентабельности производственной деятельности ГУП улусных типографий (на обновленном оборудовании);

увеличение объема собственных программ телевещания;

увеличение объема собственных программ радиовещания;

рост платных услуг населению по редакциям улусных (городских) газет;

исполнение социально-правовых запросов граждан в архивах РС(Я);

прием на государственное хранение управленческой документации постоянного хранения в архивы РС(Я);

прием на государственное хранение дел личного состава ликвидируемых организаций.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном Правительством Республики Саха (Якутия) порядке совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия)

     

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Государственная целевая программа "Создание условий для духовно-нравственного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), федеральных законов "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и направлена на сохранение культурного наследия Республики Саха (Якутия), формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.

Государственная политика в сфере культуры и искусства формируется путем определения конкретных целей и задач духовно-нравственного развития граждан, моделирования культурного пространства в целях обеспечения развития и обновления личности, реализации прав и свобод граждан в сфере культуры и создания условий для их творческой самореализации, а также предоставления прав отдельным народам и иным этническим образованиям на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности.

Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и, в конечном итоге, обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни - чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.

Сегодня в республике сеть учреждений культуры и искусства включает 2 высших, 4 средних специальных учебных заведения, 90 детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, 13 театрально-зрелищных учреждений, 530 библиотек, 79 музеев, 565 культурно-досуговых учреждений, 138 киноустановок и 7 кинотеатров, в которых работает 10800 человек. Среди специалистов отрасли в среднем сохраняется невысокий образовательный уровень, только 28% специалистов имеют высшее специальное образование.

На государственную охрану в республике принято 529 недвижимых памятников истории и культуры.

В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населению и сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия). Однако в условиях жестких бюджетных ограничений, остаточного принципа финансирования, в отдельные периоды переходивших в полное прекращение финансирования, усилия органов государственной власти были в основном сосредоточены на предотвращении полного развала всей отрасли.

В настоящее время учреждения культуры фактически не имеют возможностей для развития рынка современных видов услуг, они находятся в крайне трудном положении. Материально-техническое состояние большинства учреждений культуры в сельской местности признано неудовлетворительным. Оборудование большинства учреждений культуры и искусства эксплуатируется в течение 15-20 лет. Более 50% инвентаря полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, остальные морально и технически устарели. Обеспеченность компьютерной техникой библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений составляет 23%.

Разработка Государственной целевой программы обусловлена негативными тенденциями в обществе и ослаблением согласованных действий между учреждениями и организациями социальной сферы в духовно-нравственном развитии общества, их недостаточным взаимодействием с органами власти и управления всех уровней.

Данные проблемы требуют неотложного решения, и потому стала очевидной необходимость программы по духовно-нравственному развитию граждан Республики Саха (Якутия).

Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы


Программа нацелена на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.

Сохраняя преемственность с реализуемыми в 2000-2005 годфх целевыми программами сохранения и развития культуры республики, Программа ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач:

развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;

стимулирование художественного творчества;

развитие новых форм деятельности в сфере культуры;

защита и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия;

создание единого информационного культурного пространства республики;

развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;

формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;

обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;

сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.

Программа реализуется в течение 2007-2011 годов. Первый этап - 2007-2009 годы. По результатам реализации первого этапа предполагается укрепление материально-технической базы учреждений. По итогам исполнения второго этапа программы повысится конкурентоспособность культурно-информационных товаров, предлагаемых населению.

Система программных мероприятий


Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на решение проблем в рамках подпрограмм:

1. Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления.

2. Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)

3. Распространение культурных ценностей.

4. Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия).

5. Развитие средств массовой информации и книгоиздания в Республике Саха (Якутия).

6. Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия).

III. Нормативно-правовое обеспечение


При реализации Программы государственный координатор Программы и исполнители программных мероприятий будут руководствоваться законами Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "Об объектах культурного наследия народов РФ", "О государственной поддержке кинематографии РФ", "О народных художественных промыслах", "О национально-культурной автономии", "Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О свободе совести и религиозных объединений", законами Республики Саха (Якутия) "О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)", "О музейном фонде и музеях Республики Саха (Якутия)", "О библиотечном деле".

Для проведения мероприятий, предусмотренных в Программе, необходимо будет разработать нормативные акты, регулирующие механизм их реализации.

IV. Ресурсное обеспечение программы


Проведение мероприятий будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета и других источников финансирования. Кроме того, к реализации Программы могут привлекаться внебюджетные источники.

Общий объем финансирования Программы в 2007-2011 годах составляет  677930,9 тыс.рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета - 601275,0 тыс.рублей;

средства других источников финансирования - 25200,0 тыс.рублей;

внебюджетные источники - 51455,9 тыс.рублей.

Объемы финансирования Государственной целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов РС(Я) до 2011 года" ежегодно корректируются с учетом возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

V. Механизм реализации программы


Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках и объемах утвержденных сумм, включенных в Программу, на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), как государственным заказчиком - координатором Программы, со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным координатором контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта. Финансирование объектов и проектов в рамках программных мероприятий осуществляется на основе государственного заказа и конкурса. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Государственный заказчик - координатор Программы на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет республиканского бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями Программы государственные контракты на финансирование мероприятий из республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований. Государственные контракты заключаются с организациями и учреждениями, включенными в реализацию Программы, и по результатам проведения конкурсов.

При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной программой, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), как координатор, в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет других источников, а также проводит корректировку перечня первоочередных проектов для реализации Программы в установленные сроки.

Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодных рабочих документов:

организационного плана действий по реализации первоочередных мероприятий каждой подпрограммы;

перечня работ по подготовке и проведению программных мероприятий с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»