Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 28 февраля 2007 года N 4-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл

22 февраля 2007 года

{Действие акта приостановлено на 2010 год: Законом Республики Марий Эл от 27.11.2009 года N 58-З}

{Название в редакции: Закона Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}

{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}

{Действие статьи 2 приостановлено на 2009 год Законом Республики Марий Эл от 01.12.2009 года N 61-З}


Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007 - 2010 годы".

{Статья 1 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}


Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007 - 2010 годы" начиная с 2007 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.

{Статья 2 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл Л.МАРКЕЛОВ


УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 4-3

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007-2010 годы"

{Название в редакции: Закона Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007-2010 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- основные направления государственной, социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года.
 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р

Руководитель Программы (государственный заказчик)

- Министерство образования Республики Марий Эл

Основные разработчики Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл;

 Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;

 Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл

Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели

- разработка стратегии и тактики создания республиканской системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении и оказания ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их семьям

Основные задачи Программы

- организация современного программного и учебно-методического сопровождения образовательного процесса в специализированных (образовательных) учреждениях (классах, группах);

 создание и развитие реабилитационных моделей с ориентацией на раннюю коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, профессиональную реабилитацию и интеграцию в социум детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
материально-техническое оснащение учреждений системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

 оптимизация структуры управления и финансирования республиканской системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

 повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров, осуществление профессиональной поддержки специалистов, работающих в системе ранней помощи;

 создание республиканского ресурсно го центра по проблемам ранней помощи на базе лаборатории ранней комплексной помощи ребенку и его семье на базе государственного образовательного учреждения Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения (далее - Центр)";

 создание условий для профилактики и раннего выявления нарушений в развитии детей в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях;

 разработка и внедрение новых организационных форм и современных технологий психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям

Сроки и этапы реализации Программы

- 2007-2010 годы.
 I этап - 2007-2008 гг. - организационное, материально-техническое и методическое развитие механизмов системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

 II этап - 2009-2010 гг. - проектирование, организация и развитие моделей ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в лаборатории ранней комплексной помощи Центра;

 совершенствование работы по реабилитации детей в учреждениях системы комплексной реабилитации и сопровождению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Перечень основных мероприятий Программы

- осуществление организационных мероприятий по развитию сети специализированных реабилитационных учреждений, созданию единого реабилитационного пространства;

 разработка и осуществление научно-методического обеспечения системы раннего выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и подростков и реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты;

 формирование материально-технической базы учреждений системы комплексной реабилитации и сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

 кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Исполнители основных мероприятий Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию,
 Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования мероприятий Программы - 15163,8 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Марий Эл.
 Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканско м бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

- государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы.
 Исполнители основных мероприятий Программы представляют ежеквартально и по итогам года государственному заказчику сведения о ходе выполнения программных мероприятий.
 Государственный заказчик ежеквартально и по итогам года направляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл доклад о ходе реализации Программы и эффективного использования финансовых средств. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл совместно с руководителем программы до 1 марта каждого года представляет в Государственное Собрание Республики Марий Эл и Правительство Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Программы за отчетный год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение численности детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

 снижение доли детей с задержкой психического развития в структуре нарушений развития детей школьного возраста с 35 процентов до 18 процентов - 484 человека
 2008 г. - на 200 человек (7 процентов),
 2010 г. - на 284 человека (10 процентов);

 снижение контингента интернатных учреждений: 2008 г. - на 120 человек;
2010 г. - на 320 человек;

 обеспечение доступности услуг по раннему выявлению и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и подростков;

 создание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не менее трех организационно-методических центров для оказания методической помощи общеобразовательным учреждениям;

 значительное улучшение образовательной и социальной адаптации детей-инвалидов;

 увеличение не менее чем на 50 процентов количества детей, возвращенных из социально-реабилитационных учреждений в родные семьи;

 увеличение показателя реабилитированных детей-инвалидов с 7,3 процента до 8,5 процента от общего числа переосвидетельствованных детей;

 снижение роста психических заболеваний к дошкольному и школьному возрасту детей: 2008 г. - на 350 человек (3,5 процента);
уменьшение количества детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями;
снижение уровня детской сурдологической и неврологической инвалидности (2009 г. - на 45 человек)

{Паспорт в редакции: Закона Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни российского общества более всего страдает семья. Ослабляются сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских и подростковых эмоциональных недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и подростков. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи.

Другой серьезной проблемой становится ухудшение состояния здоровья детей. Доля здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3 процента до 36,5 процента. Сегодня в Российской Федерации 80 процентов новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 процентов имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.

В результате принятых в последние годы органами здравоохранения неотложных мер удалось стабилизировать показатели младенческой и материнской смертности. Повысился процент выживаемости недоношенных детей, составляющих группу высокого риска по слуховой и зрительной патологии, интеллектуальной недостаточности, детскому церебральному параличу и сложным нарушениям развития. 17 процентов детей в возрасте от 0 до 3-х лет имеют выраженные нарушения психофизического развития, 40 процентов составляют дети "группы риска", которые при неблагоприятных условиях развития, отсутствии первичной педагогической, психологической профилактики и коррекции также перейдут в "группу патологии". В 2006 году среди детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство не имеет физических нарушений, но имеет недостатки в развитии, связанные с познавательной сферой. Так, в специальных (коррекционных) школах из 235,4 тыс. учащихся 81,5 процента имеют нарушения в познавательной сфере. В специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ из 187,9 тыс. учащихся 93,4 процента (175,4 тыс.) - дети с задержкой психического развития (приложение N 1).

В настоящее время в Республике Марий Эл проживает около 15 тыс. детей (18 процентов) с ограниченными возможностями здоровья. Детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих выраженные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, 3,8 процента, детей "группы риска" более 7 тыс. человек (32 процента). Эти данные свидетельствуют о выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья в период, когда они идут в школу. Анализ обращения родителей в различные службы показал, что возраст ребенка в момент первого обращения часто превышает 3 - 4 года, когда время эффективной коррекции во многом упущено. Основная причина позднего обращения за помощью недостаток информации, поскольку не обеспечен должный обмен информацией между организациями. Системой специального образования охвачено более 12 тыс. детей и подростков - около 8 процентов от общего числа детей в республике и 80 процентов от числа нуждающихся. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 13 процентов от общего количества детей школьного возраста. Специальную помощь они получают в 9 специальных (коррекционных) школах-интернатах, в республиканском Центре, 142 специализированных группах в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, 157 специальных (коррекционных) классах, 86 логопунктах в общеобразовательных учреждениях, 3 специальных (коррекционных) школах. Около 400 детей школьного возраста находятся на индивидуальном обучении по медицинским показаниям.

По данным Министерства, социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл на 1 июля 2006 г. в республике 2975 инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, из них:

от 0 до 3 лет - 259 человек (268 человек в 2004 г.);

от 4 до 6 лет - 358 человек (424 человека в 2004 г.);

от 7 до 18 лет - 2358 человек (2583 человека в 2004 г.).

Количество обучающихся детей данной категории составляет 2021 человек (67 процентов). Из них 370 - обучаются на дому, 926 - в образовательных учреждениях, 169 - в системе специального образования.

По данным Министерства здравоохранения Республики Марий Эл за 2005 год, число детей с проблемами в состоянии здоровья по республике среди новорожденных составило 199,7 человека на 1 тыс. человек, родившихся живыми. Растет число детей со множественными нарушениями в развитии.

Отсутствие своевременной коррекционной помощи детям приводит к тому, что имеющийся дефект у ребенка усложняется в школьном возрасте, на первое место выходят нарушения, связанные с проблемами в умственном развитии. Из обследованных на психолого-медико-педагогических комиссиях детей от 7 до 18 лет с умственной отсталостью выявлено 378 человек (30 процентов), с задержкой психического развития - 258 человек (20,5 процента).

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья за последние 4 года составил 24 процента. В связи с этим политика Министерства образования Республики Марий Эл направлена на консолидацию усилий специалистов различной ведомственной принадлежности по обеспечению комплексного подхода к реабилитации детей раннего возраста.

В республике разработаны методики обследования детей от 0 до 3-х лет. Совместно с государственным учреждением Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" и государственным учреждением Республики Марий Эл "Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" раз в месяц специалисты Центра проводят обследование уровня развития детей раннего возраста, дают рекомендации родителям и педагогам, но дальнейшее сопровождение осуществлять не в силах. Не хватает ни кадровых, ни материальных ресурсов.

В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующего звена - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений развития ребенка. Научные эксперименты показали, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных нарушений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток, в том числе в дошкольное образовательное учреждение, на более раннем этапе возрастного развития в группах кратковременного пребывания, исключив необходимость дорогостоящего специального образования.

Учитывая опыт, накопленный в России и за рубежом, необходимо создание в республике научно-методической лаборатории ранней диагностики и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе деятельности республиканской лаборатории предполагается реализация методологической концепции педагогической реабилитации, а именно: раннее начало, индивидуальный подход, этапность и дискретность с определением направленности воздействия каждого реабилитационного метода в сочетании с организацией специальных развивающих условий окружающей среды.

Для обеспечения системного, комплексного подхода к организации реабилитации ребенка и его семьи в структурные подразделения учреждений ранней помощи должны войти специалисты учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты.

Эффективность работы указанных структур, на которые возлагаются функции осуществления ранней помощи, будет оцениваться по следующим критериям:

время включения ребенка в практику ранней помощи;

интенсивность ранней помощи - чем активнее оказывается поддержка, тем значительнее результаты развития ребенка;

сформированность всех необходимых навыков у ребенка;

охват коррекционно-развивающей помощью различных сфер развития ребенка;

учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;

поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.

Как показывает опыт работы в этом направлении городов Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и других регионов, при раннем выявлении и оказании своевременной комплексной помощи детям уже к 1,5 годам 20 процентов детей достигают нормы развития; к 3-м годам - 60 процентов, а 20 процентов имеют не резко выраженные нарушения и могут быть включены в воспитательный процесс в дошкольных специализированных учреждениях, и только 20 процентов имеют выраженную патологию, но и у них имеется положительная динамика в развитии. К 7 годам уже 80 процентов детей достигают нормы и идут в общеобразовательные школы. При отсутствии же своевременной помощи 100 процентов детей к школьному возрасту имеют нарушения развития различной степени.

Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Необходимо подчеркнуть, что реализация программы единой системы раннего выявления как нового приоритетного направления развития системы образования на уровне республики возможна только при скоординированном взаимодействии республиканских органов исполнительной власти, различных структур, учреждений науки, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов.

Создание республиканской системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение ее методами комплексной помощи не предусматривает полный отказ от ранее созданных учреждений, так как именно в них реализуется конституционное право на образование. Реформирование системы специального образования нуждается в государственной поддержке и направлено на создание в коррекционных учреждениях организационно-методических центров, которые смогут оказывать методическую помощь педагогам общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное образование.

В существующей системе учреждений системы образования имеется ряд проблем, существенно снижающих эффективность ее деятельности:

1. Программно-методическое оснащение коррекционных образовательных учреждений (классов, групп) не отвечает современным требованиям. От 30 до 90 процентов учебников в библиотеках образовательных учреждений составляют ветхий фонд.

2. Эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков требует применения прогрессивных коррекционно-образовательных, воспитательных и развивающих технологий, которыми владеют педагоги узких специальностей. Однако получение второго высшего образования и переподготовка работников образования производятся на платной основе и недоступны работающим педагогам.

3. Специальное реабилитационное оборудование образовательных учреждений Республики Марий Эл морально и физически устарело. Необходимо переоборудование медицинских блоков специализированных образовательных учреждений, так как дети с ограниченными возможностями здоровья в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, подвержены различным заболеваниям. При этом воспитанники специальных (коррекционных) интернатных учреждений сельской местности не всегда имеют возможность получать своевременную медицинскую помощь вследствие удаленности от районных центров.

4. Сложившаяся система трудовой, профессиональной реабилитации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях ориентирована на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности на оборудовании, которое уже не используется в современном пространстве, что приводит к несостоятельности в изменившихся экономических условиях. Оснащение учебных мастерских специализированных образовательных учреждений современным технологическим оборудованием и расходными материалами позволит своевременно включаться в рыночные отношения и предупредит формирование у них потребительского отношения к жизни. Оптимальной формой включения детей данной категории в производственные отношения является участие их в ежегодных республиканских ярмарках ремесел и реализация изделий воспитанников специализированных реабилитационных учреждений населению.

Помимо мероприятий по материально-техническому оснащению процесса социально-трудовой и профессиональной абилитации и реабилитации воспитанников специальных (коррекционных) учреждений Программа включает мероприятия по разработке и апробации специальных программ, методик реабилитационной работы с детьми и молодежью данной категории.

{Раздел I в редакции: Закона Республики Марий Эл от 25.10.2007 года N 57-З}

II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основной целью настоящей Программы является разработка стратегии и тактики создания республиканской системы раннего выявления детей, с ограниченными возможностями здоровья и их психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии, обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод и успешной интеграции в общество.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

разработать организационно-методическую базу для осуществления модельной реализации создаваемой системы;

разработать и внедрить новые организационные формы и современные технологии ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;

разработать механизмы взаимодействия специалистов республиканских органов исполнительной власти, закрепленных на нормативно-правовом уровне;

повысить качество профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и психологических кадров, осуществить профессиональную поддержку специалистов для эффективного функционирования создаваемой системы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»