Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 19 декабря 2006 года З N 819-III

О государственной целевой программе "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2010 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 874-З N 641-IV
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего Закона приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 709-З N 289-IV.

____________________________________________________________________     

     

Принят
Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 19.12.2006

Статья 1


Утвердить государственную целевую программу "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".

Статья 2


Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" утверждаются ежегодно законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Статья 3


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров

г.Якутск

19 декабря 2006 года

З N 819-III

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

     

ПАСПОРТ

Наименование программы

"Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- Распоряжение Президента РС(Я) N 302-РП от 27 июля 2006 года "О целевых программах Республики Саха (Якутия)";

 - Указ Президента РС(Я) N 2234 от 9 июля 2005 года "О Плане мероприятий по реализации рекомендаций тематической проверки контрольной комиссии аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе в Республике Саха (Якутия)";

 - Постановление Правительства РС(Я) N 712 от 22 декабря 2005 года "О Плане действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2006 год и основных направлениях до 2008 года".

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство охраны природы РС(Я)

Основные разработчики программы

Министерство охраны природы РС(Я); Ленское бассейновое водное управление МПР РФ; Департамент биологических ресурсов МОП РС(Я); ГУ Республиканский зоопарк "Орто-Дойду"

Цели и задачи программы

Основная цель программы - сохранение и восстановление природной среды, обеспечивающей экологическую безопасность населения Республики Саха (Якутия) и переход региона к устойчивому развитию.

 Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач:

 - создание государственной системы экологического мониторинга РС(Я);

 - снижение выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

 - улучшение обеспечения населения республики качественной питьевой водой и снижение сброса загрязненных сточных вод;

 - создание системы управления отходами;

 - консервация хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий;

 - улучшение экологической обстановки улусов "алмазной провинции";

 - обеспечение радиационной безопасности на территории республики;

 - совершенствование республиканской системы особо охраняемых природных территорий;

 - обеспечение сохранности биологического разнообразия республики;

 - развитие республиканского зоопарка "Орто-Дойду", как уникального природоохранного и туристического комплекса;

 - совершенствование системы экологического образования и просвещения населения.

Сроки и этапы реализации программы

Начало - I квартал 2007 года

 Окончание - IV квартал 2011 года

 Мероприятия будут проводиться в два этапа.

 Первый этап - 2007 год - планируется создать основу для развития систем и инструментов экологического контроля и мониторинга на основе итогов реализации РЦП "Охрана окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 годы".

 Второй этап Программы предусматривает реализацию запланированных мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой, снижению сброса загрязненных сточных вод, созданию системы экологического мониторинга, развитию особо охраняемых природных территорий и биологического разнообразия, экологической реабилитации территорий.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий программы

1. "Создание государственной системы экологического мониторинга РС(Я)":

 - функционирование и управление государственной системой экологического мониторинга (ГСЭМ) РС(Я);

 - создание Республиканского информационно-аналитического центра экологического мониторинга (РИАЦЭМ);

 - совершенствование аналитической базы экологического контроля;

 - развитие сети наблюдений и контроля с учетом физико-географических особенностей территорий и специфики объектов мониторинга.

 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия":

 - строительство и реконструкция водохранилищ, водозаборов, водоочистных станций;

 - поставка и монтаж модульных установок очистки питьевой воды;

 - строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод, ливневой канализации;

 - берегоукрепительные работы.

 3. "Отходы":

 - строительство новых современных полигонов хранения твердых бытовых отходов;

 - рекультивация и обустройство существующих полигонов промышленных и бытовых отходов;

 - установка оборудования по термодемеркуризации люминесцентных ламп в населенных пунктах республики.

 4. "Консервация хвостохранилищ":

 - завершение проектно-исследовательских работ по пассивной консервации хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий;

 - консервация хвостохранилищ.

 5. "Оздоровление экологической обстановки "Алмазной провинции":

 - обеспечение населения качественной питьевой водой;

 - радиоэкологическое обследование территории;

 - сохранение биологического разнообразия и развитие сети ООПТ.

 6. "Радиоэкологическая обстановка на территории РС(Я)":

 - введение системы радиоэкологического мониторинга промплощадок буровых скважин мест мирных подземных ядерных взрывов для предотвращения развития чрезвычайных радиационных ситуаций на территории РС(Я);

 - разработка технологий реабилитации загрязненных территорий;

 - обеспечение информированности населения улусов, городов о состоянии радиационной обстановки в регионе.

 7. "Развитие системы особо охраняемых природных территорий РС(Я)":

 - проведение землеустроительных работ на ООПТ и постановка на кадастровый учет;

 - строительство инспекторских кордонов, баз ООПТ, обустройство территории, материально-техническое обеспечение;

 - заповедно-режимные и биотехнические мероприятия, учет численности промысловых животных (авиа, наземный).

 8. "Биологические ресурсы РС(Я)":

 - развитие питомников растений и животных;

 - содержание лесных бизонов;

- мониторинг биологических ресурсов;

- организация и проведение мониторинга, биотехнических мероприятий по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных.

9. "Развитие ГУ Республиканский зоопарк "Орто-Дойду":

- строительство комплекса вольеров крупным млекопитающим, водоплавающим и хищным птицам;
- тепло- и водоснабжение, газификация и электрификация зоопарка.

10. "Экологическое образование и просвещение":

- организация семинаров, тренингов для госинспекторов, руководителей и специалистов - экологов предприятий;

- организация летних экологических лагерей, учебно-исследовательских экологических экспедиций школьников;

- грантовый конкурс по экологии;

- организация постоянных телепрограмм "Природа и мы", радиопрограмм "Для нас и будущих поколений", рубрик в газетах "Якутия", "Саха сирэ" и журнале "Байанай", рекламных роликов, документальных фильмов.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Министерство охраны природы РС(Я), администрации муниципальных образований, а также ведомства, научные и производственные организации на основании конкурсного отбора, проводимого Государственным заказчиком - Министерством охраны природы РС(Я).

Объем и источники финансирования

На весь срок 2007-2011 годы: 2217691,1 тыс.руб.,

 в т.ч. по годам:

 2007 год - 669126,2 тыс.руб.;

 2008 год - 361611,6 тыс.руб.;

 2009 год - 426563,1 тыс.руб.;

 2010 год - 412849,2 тыс.руб.;

 2011 год - 347541 тыс.руб.

 в т.ч. по источникам финансирования:

 федеральный бюджет - 391702,5 тыс.руб.;

 республиканский бюджет - 751030,0 тыс.руб.;

 внебюджетные источники - 536900,0 тыс.руб.;

 прочие источники - 538058,6 тыс.руб. (по согласованию)

 в т.ч. по видам расходов:

 капитальные вложения - 1383850,8 тыс.руб.;

 прочие текущие затраты - 799160,3 тыс.руб.;

 НИОКР - 34680,0 тыс.руб.

 По подпрограммам на 2007-2011 годы:

 - "Создание государственной системы экологического мониторинга РС(Я)" - 74000,0 тыс.руб.;

 - "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия" - 959289,2 тыс.руб.;

 - "Отходы" - 179903 тыс.руб.;

 - "Консервация хвостохранилищ" - 78000,0 тыс.руб.;

 - "Оздоровление экологической обстановки Алмазной провинции" - 696500 тыс.руб.;

 - "Радиоэкологическая обстановка на территории РС(Я)" - 19000 тыс.руб.;

 - "Развитие системы особо охраняемых природных территорий РС(Я)" - 74655,6 тыс.руб.;

 - "Биологические ресурсы РС(Я)" - 89064,1 тыс.руб.;

 - "Развитие ГУ Республиканский зоопарк "Орто-Дойду" - 89064,1 тыс.руб.;

 - "Экологическое образование и просвещение" - 21629,2 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

От реализации мероприятий Программы ожидается сохранение качества окружающей природной среды и биологического разнообразия, обеспечение экологической безопасности населения.

 Реализация Программы позволит:

 - организовать эффективную и действенную государственную систему экологического мониторинга Республики Саха (Якутия);

 - улучшить обеспечение населения питьевой водой нормативного качества и уменьшить сброс неочищенных сточных вод в водный бассейн;

 - снизить вредное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;

 - обеспечить экологическую безопасность населения в районах расположения хвостохранилищ;

 - улучшить экологическую обстановку улусов "алмазной провинции";

 - получить объективную информацию о радиационно-опасных объектах республики и снизить социальную напряженность населения республики в вопросах связи здоровья человека и радиационной обстановки;

 - повысить эффективность функционирования системы особо охраняемых природных территорий республики, сохранить типичные и уникальные природные объекты;

 - обеспечить сохранение и обогащение биологического разнообразия республики, рациональное использование и сохранение ресурсов живой природы;

 - организовать оптимальные условия для сохранения в неволе редких видов животных, занесенных в Красную книгу РФ и РС(Я), и повысить привлекательность зоопарка, как уникального природоохранного и туристического объекта республики;

 - способствовать повышению экологической культуры и рациональному природопользованию;

 - снизить потенциальный ущерб природным экосистемам и уменьшить нарушения природоохранного законодательства.

 В социальном аспекте эффективность реализации Программы достигается за счет улучшения качества жизни и здоровья населения, сохранения природной среды.

 В экономическом аспекте - повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, экономия природных ресурсов, предотвращение или снижение возможного ущерба в результате ухудшения экологической обстановки.

 В экологическом аспекте - достижение экологически безопасного развития региона.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы

Количество случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения на территории республики за период, всего: в 2007 году - 25/5, в 2008 году - 25/4, в 2009 году - 20/3, в 2010 году - 20/2, в 2011 году - 20/2. Пороговое значение - 0/ за исключением природных факторов.

 В том числе:

 водные объекты - в 2007 году - 10/5, в 2008 году - 10/4, в 2009 году - 10/3, в 2010 году - 10/2, в 2011 году - 10/2. Пороговое значение - 0/ за исключением природных факторов. Атмосферный воздух - в 2007 году - 15, в 2008 году - 15, в 2009 году - 10, в 2010 году - 10, в 2011 году - 10. Пороговое значение - 0.

 Демеркуризация люминесцентных ламп - 2009 год - 100 тыс.шт.; 2010 год - 300 тыс.шт.; 2011 год - 500 тыс.шт.

 Введение радиационно-опасных объектов в систему государственного учета и контроля: в 2007 году - 30%, в 2008 году - 40%, в 2009 году - 50%, в 2010 году - 60%, в 2011 году - 90%.

 Введение радиационно-экологического мониторинга на радиационно-опасных объектах республики: в 2007 году - 30%, в 2008 году - 50%, в 2009 году - 60%, в 2010 году - 70%, в 2011 году - 80%.

 Охват территории республики системой экологического мониторинга: в 2007 году - 20%, в 2008 году - 45%, в 2009 году - 65%, в 2010 году - 80%, в 2011 году - 100%.

 Количество случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения водных объектов в результате аварий на хвостохранилищах ликвидированных предприятий (Депутатского ГОКа и ГОКа Куларзолото): в 2007 году - 0/0, в 2008 году - 0/0, в 2009 году - 0/0, в 2010 году - 0/0, в 2011 году - 0/0.

Система организации контроля за исполнением программы

Министерство охраны природы РС(Я) совместно с Министерством экономического развития РС(Я), Министерством финансов РС(Я) и другие органы исполнительной власти в установленном порядке.

     

Введение


Якутия является сегодня одним из наиболее благополучных в экологическом плане регионов Российской Федерации, за исключением экологически напряженных участков в урбанизированных и промышленных зонах. На территорию Республики приходится 10 процентов нетронутого ландшафта мира, 1/3 зарезервированы под систему особо охраняемых природных территорий. Между тем, имеются локальные проблемы в обеспечении населения питьевой водой, в области решения проблем бытовых отходов, ухудшается качество атмосферного воздуха в городах Якутск, Мирный, Нерюнгри, где проживают более 1/3 населения. Эти проблемы непосредственно отражаются на здоровье населения.

Для повышения уровня и качества жизни населения, сохранение баланса между хозяйственной деятельностью и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы, а также гармонизации взаимоотношений общества и природы за счет переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные разработана в соответствии с распоряжением Президента РС(Я) N 302-РП от 27 июля 2006 года "О целевых программах Республики Саха (Якутия)", Указом Президента РС(Я) N 2234 от 9 июля 2005 года "О Плане мероприятий по реализации рекомендаций тематической проверки контрольной комиссии аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе в Республике Саха (Якутия)" и постановлением Правительства РС(Я) N 712 от 22 декабря 2005 года "О Плане действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2006 год и основных направлениях до 2008 года" Государственная целевая программа "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" (далее именуется Программа).

Срок реализации Программы рассчитан на 2007-2011 годы и предусматривает реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере охраны окружающей среды республики, сохранения и дальнейшего восстановления природной среды, обеспечивающей экологическую безопасность населения Республики Саха (Якутия) и переход региона к устойчивому развитию.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


В 2006 году заканчивается реализация республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 годы", которая была принята постановлением Правительства РС(Я) N 644 от 26.12.2002.

Программный подход позволил проводить планомерную работу по сохранению окружающей среды Республики Саха (Якутия) и достигнуть определенных результатов. В целях сохранения чистой и здоровой окружающей среды для будущих поколений в республике создана система особо охраняемых природных территорий "Ытык кэрэ Сирдэр", это 28,4% всей территории Якутии или 900 тыс.кв.км первозданных природных экосистем. Реализуется ряд крупных, в т.ч. и международных, проектов по сохранению и обогащению биоразнообразия. На территории Якутии сформированы устойчивые популяции овцебыков, проводится работа по зарыблению водоемов, в 2006 году из Канады переселены 30 лесных бизонов. В республике заложены основы системы экологического образования и просвещения. Разработаны подходы к созданию системы экологического мониторинга Республики Саха (Якутия). Мероприятия программы дали возможность контролировать радиационную обстановку на территории республики и поддерживать экологическую безопасность в районе хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий. В рамках программы поставлены 61 установка по очистке питьевой воды в 49 детских учреждений и школ в 14 улусах. В 18 улусах проведены работы по объектам водоснабжения и очистке канализационных стоков, в т.ч. сливная станция г.Якутска. Профинансированы работы по берегоукреплению и строительству гидротехнических сооружений в Амгинском, Кобяйском, Чурапчинском и других улусах. Фактическое финансирование программных мероприятий РЦП "Охрана окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 годы" составило 22,7% от запланированного (табл.1).

Таблица 1

     

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
РЦП "Охрана окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 годы"


N

Наименование

Запланированный объем финансирования, тыс.руб.

Фактически профинансировано

% исполнения

Всего, тыс.руб.

в т.ч. из республиканского бюджета, тыс.руб.

ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ в т.ч. по подпрограммам

4856350,0

1131694,0

170050,0

23,3

"Обеспечение населения Якутии питьевой водой"

4066600,0

994139,0

52542,0

24,4

"Развитие системы особо охраняемых природных территорий"

68490,0

35952

18105,0

52,5

"Создание Территориальной государственной системы экологического мониторинга"

115000,0

2993,0

2993,0

2,6

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования"

55180,0

0

0

0

"Отходы"

223000,0

942,52

942,52

0,4

"Сохранение охотничье-промысловых и редких видов животных"

44072,0

14061,8

14061,8

31,9

"Экологическая безопасность"

33345,0

0

0

0

"Оздоровление экологической обстановки Алмазной провинции"

157800,0

44865,9

44865,9

28,4

"Экологическое образование и воспитание"

20079,0

494,3

494,3

2,7

"Мероприятия по переработке вторичных отходов и консервации хвостохранилищ"

65564,0

33498,1

33498,1

51,1

"Радиоэкологическая обстановка на территории РС(Я)"

7220,0

4747,5

2547,5

65,8


Неполное финансирование мероприятий республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы", ежегодное секвестирование бюджетных расходов на природоохранные мероприятия не позволили реализовать весь комплекс природоохранных мероприятий, что способствовало усугублению ряда экологических проблем республики. Определенную сложность в решении экологических проблем республики внесли постоянные изменения в природоохранном законодательстве и полномочиях разных уровней исполнительной власти.

В Республике Саха (Якутия) наблюдается позитивная динамика увеличения инвестиции в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Но ухудшение ряда показателей воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду показывает необходимость целенаправленных программных мер по обеспечению экологической безопасности Якутии (табл.2).

Таблица 2

     

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и истощение природных ресурсов в Республике Саха (Якутия) (2000-2005 годы)*


2000

2001

2002

2003

2004

2005

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн.руб.

230,4

225,9

365,7

1688,3

659,6

1330,4

Сброс загрязненных сточных вод, млн.куб.м

85,3

86,8

82,9

86,6

79,2

78,5

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс.тонн

134,2

130,3

131,0

134,3

154,2

162,6

Количество источников выбросов загрязняющих веществ (единиц)

5856

5786

6625

6947

9125

10182

Нарушено земель, га

3110

6574,7

1288,6

2397,0

3181,0

2687,0

Рекультивировано земель, га

2319

1601

1915

2535

4575

4600

Образовалось отходов производства и потребления, млн.тонн

43,9

120,3

193,2

217,5

Наличие отходов на конец отчетного года, млн.тонн

55,1

734,5

929,5

1025,0

Вырублено древесины, тыс.куб.м

1261

1301,4

1195,2

1234,7

1176,5

1060,3

Газ, млн.куб.м

1621

1619

1608

1604

1646,7

1566,2

Нефть, тыс.тонн

344,8

358,6

341,6

287,4

274,4

334,4

Уголь, тыс.тонн

10071

9721

9878

10548

11065

11171,0

________________

* - по данным Государственных докладов о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) и сборника "Природные ресурсы и охрана окружающей среды в Республике Саха (Якутия)" (г.Якутск, 2006 год).

Приоритеты промышленного развития Республики Саха (Якутия), строительство железной дороги и трансконтинентального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, развитие транспортной инфраструктуры, освоение Талаканского и Эльгинского месторождений, расширение южно-якутского энергетического комплекса, возрождение золотодобычи, переход на подземную добычу алмазов ставят на первый план задачу совершенствования государственной системы охраны окружающей среды и увеличения доли экологической составляющей в социально-экономическом развитии территории.

Государственная целевая программа "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" значительно отличается от действующей ныне:

- мероприятия программы синхронизированы с направлениями развития базовых отраслей экономики на среднесрочный и долгосрочный период, схемой комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). На период 2007-2011 годов основными промышленными предприятиями республики запланирован комплекс мероприятий природоохранного характера, предусматривающий ежегодное вложение средств на охрану окружающей среды.

- по объему финансирования. Если в действующей программе на 4 года финансирования было предусмотрено порядка 4 млрд.руб. из республиканского бюджета, то в Программе на 2007-2011 годы на 5 лет реализации программы из бюджета Республики Саха (Якутия) предусматривается 0,7 млрд.руб. Таким образом, по сравнению с действующей программой ежегодная нагрузка на республиканский бюджет снижена в пять раз.

- изменилась и структура бюджетного финансирования программы. Если ранее основная финансовая нагрузка ложилась на республиканский бюджет - это более 80% от общего финансирования программы, то в Программе на 2007-2011 годы доля финансирования из бюджета республики уменьшена до 33,9%. А также в качестве источников финансирования предусмотрены средства из федерального бюджета (17,7%), привлечены внебюджетные источники - на их долю приходится 24,3% общего объема финансирования программы.

- внесены изменения в состав подпрограмм и приоритеты реализации программных мероприятий. Основными приоритетными направлениями Программы стали: обеспечение населения качественной питьевой водой; создание единой системы экологического мониторинга; сохранение биологического разнообразия, решение проблем бытовых отходов. Программой предусматривается полное юридическое закрепление земель ООПТ республики, создание Республиканского информационно-аналитического центра экологического мониторинга. Впервые разработана и включена подпрограмма "Развитие ГУ Республиканский зоопарк "Орто-Дойду".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»