ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2002 года N 644
О республиканской целевой программе Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы
СНЯТО С КОНТРОЛЯ - постановление Правительства РС(Я) от 24.03.2007 N 114
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 24.11.2005 г. N 641)
В целях принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы республики для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы. Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы".
2. Государственным заказчиком-координатором Программы определить Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Алексеев В.Г.) при формировании проектов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной Программы Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Алексеев В.Г.) согласовать с Министерством природных ресурсов Российской Федерации объемы финансирования мероприятий республиканской Программы на 2003-2006 годы из средств федеральной целевой Программы "Экология и природные ресурсы".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) И.Н.Долинина.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С.Назаров
г.Якутск - 2002 год
С о д е р ж а н и е
стр.
Паспорт Программы..................................... 3
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами........................ 8
2. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы........... 11
3. Система программных мероприятий................... 12
4. Ресурсное обеспечение Программы................... 13
5. Механизм реализации Программы.................... 13
6. Организация управления Программой и контроль за ходом
ее реализации............................. 15
7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий от реализации Программы, прогноз показателей,индикаторов
по проблеме целевых программ по годам реализации............. 15
8. Подпрограмма "Обеспечение населения Якутии питьевой водой".. 38
9. Подпрограмма "Развитие системы особо охраняемых природных
территорий
Республики Саха (Якутия)"......................... 92
10. Подпрограмма "Создание Территориальной государственной системы
экологического мониторинга Республики Саха (Якутия)"..... 99
11. Подпрограмма "Гидрометеорологическое обеспечение безопасности
жизнедеятельности и рационального природопользования"...107
12. Подпрограмма "Отходы"...................... 111
13. Подпрограмма "Сохранение охотничье-промысловых и редких
животных Якутии"............................ 117
14. Подпрограмма "Экологическая безопасность Якутии".......... 131
15. Подпрограмма "Оздоровление экологической обстановки
"алмазной" провинции......................... 135
16. Подпрограмма "Экологическое воспитание и образование"...148
17. Подпрограмма "Мероприятия по переработке вторичных отходов
и консервации хвостохранилищ"...................... 159
18. Подпрограмма "Радиоэкологическая обстановка на территории
Республики Саха (Якутия)"....................... 167
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы
Наименование Программы | "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | |
Перечень подпрограмм | 1. "Обеспечение населения Якутии питьевой водой" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия); |
Цели и задачи Программы | Цель Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2006 годы |
Исполнители подпрограмм | Министерства, ведомства, научные и производственные |
Объемы и источники финансирования | Для полной реализации Программы в 2003-2006 годах |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Общее улучшение здоровья населения от употребления доброкачественной питьевой воды и связанное с этим уменьшение расходов на здравоохранение; |
Важнейшие целевые показатели (индикаторы) | 1. Площадь территории, загрязненной вредными отходами, в % к общей площади: фактическое состояние в 1997 г. - 0,0004, оценка в 2000 г. - 0,0003, прогноз в 2002 г.- 0,0004, в 2003 г. - 0,0004. Пороговое значение - 0,001. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Министерство охраны природы РС(Я) совместно с Министерством экономического развития РС(Я), Министерством финансов РС(Я) и другими заинтересованными министер ствами и ведомствами. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Природные комплексы Республики Саха (Якутия) из-за экстремальных климатических и мерзлотных условий отличаются особой уязвимостью, слабой устойчивостью к внешним воздействиям, пониженной способностью к восстановлению и самоочищению. Именно поэтому отсутствие должного учета экологических требований и ограничений со стороны природопользователей привело к деградации природной среды Севера, ухудшению состояния здоровья населения. Десятилетиями без достаточного экологического обоснования функционировала горнодобывающая промышленность, коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, широким фронтом велись геологоразведочные работы, включая глубокое бурение.
В результате нерациональной эксплуатации природных ресурсов, представленных в основном минеральным сырьем, экологическая ситуация во всех регионах функционирования горных предприятий стала весьма напряженной. Это, прежде всего, связано со сложившейся системой хозяйствования, а именно: расточительными, хищническими способами добычи и переработки невозобновляемых природных ресурсов, устаревшими технологиями их переработки.
Основные экологические проблемы. Главными были и остаются проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность населения региона:
Обеспечение населения качественной питьевой водой. В связи с ухудшением общей экономической и экологической ситуации обеспечение населения республики качественной питьевой водой является одной из наиболее острых проблем.
Отсутствие единой системы контроля и наблюдения за состоянием природной среды, а также эффективной системы прогноза развития экологической ситуации только усугубляют катастрофические последствия стихийных бедствий. Это говорит о том, что необходим прогноз развития ситуации по конкретным территориям и организации системы регулярных наблюдений за основными показателями среды.
Таким образом, выходом из создавшегося положения является формирование программным методом Территориальной государственной системы экологического мониторинга - мониторинга окружающей природной среды, природных ресурсов и антропогенных источников воздействия на них, как базы для получения информации.
В настоящее время пользование биологическими ресурсами республики далеко нерационально, без учета особенностей физико-географических условий регионов, что приводит к качественному и количественному обеднению биологического разнообразия. Этот процесс по многим аспектам может перейти черту, за которой восстановление ресурсов многих биологических объектов потребует значительных капиталовложений. Более того, сдвиги экосистем могут приобрести необратимый характер, нарушая экологическое равновесие, тем самым приводя к невосполнимому культурному и социально-экономическому ущербу.
Решение проблемы сохранения биологических ресурсов и среды их обитания - первостепенная задача любого общества. Это не только моральный долг общества перед будущими поколениями, но и условие его выживания, как залог здоровой жизни и сохранения генофонда человека. Проблема приобретает особую актуальность в условиях Крайнего Севера, где экосистемы имеют относительно простую структурно-функциональную организацию с низким самовосстановительным потенциалом, с чем связана их высокая ранимость, ограниченная биологическая продуктивность окружающей живой природы.
Развитие сети особо охраняемых природных территорий. Развитие горнодобывающей промышленности, сопровождающееся ростом населения, вырубкой огромной площади лесного массива с целью строительства дорог, ЛЭП и пр., также чрезмерная нагрузка в виде неконтролируемого изъятия охотничьих и рыбных ресурсов, нарушения поверхности почвенного покрова под тяжелой техникой оказывает влияние не только на непосредственный район месторасположения разработок и добычи полезных ископаемых, но и на сопредельные территории. Поэтому сохранение девственной природы, ресурсов дикой природы, их рациональное использование имеет первостепенное значение. Одним из наиболее эффективных методов сохранения живой природы является создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), как важнейшего индикатора социального, экономического и экологического аспектов устойчивого развития региона.
Создание сети ООПТ региона является приоритетным в стабилизации экологической обстановки, с ее гибким режимом природопользования, сохранением уникальных и типичных ландшафтов, развитием природосберегающих традиционных форм хозяйствования коренных народов, экологического просвещения и воспитания на благо будущих поколений.
В последнее десятилетие проблема утилизации бытовых отходов приобретает особую актуальность. Лавинообразный рост отходов от разнообразных упаковочных материалов, различных моющих синтетических средств, в том числе и хлорсодержащих, приводит к интенсивному загрязнению окружающей природной среды.
Ежегодно в Республике Саха (Якутия) образуется более 250 тыс. тонн отходов. На территории республики в отвалах и хранилищах накоплено около 2 млн. тонн твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных и экологически опасных отходов, общее количество которых превысило 150 тонн.
На территории республики организовано более 500 санкционированных свалок, почти столько же стихийно образуемых свалок.
Существующие свалки, полигоны твердых бытовых отходов переполнены, не отвечают ни санитарно-гигиеническим, ни экологическим требованиям.
Идет постоянное разрастание площадей свалок, при этом уже используются земельные участки лесов I категории. Особенно такое положение характерно для улусов республики.
Остро стоит вопрос обезвреживания и хранения жидких бытовых отходов.
Проведение долгосрочной политики в области обращения с отходами особенно актуально для республики в настоящее время, когда формируется рыночная экономика.
Учитывая сложность экономического положения предприятий и улусов, огромные объемы накопленных и вновь образующихся отходов, отсутствие системы управления обращения с отходами, структурные преобразования управления народным хозяйством, остро необходима государственная поддержка, главным образом финансовая, для крупномасштабного использования отходов в качестве альтернативного источника сырья взамен первичного и снижения загрязнения ими окружающей среды.
Для сокращения отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов, необходимы пилотные проекты по переработке и обезвреживанию отходов, максимально соответствующих природно-климатическим условиям региона.
В горнодобывающем секторе природоохранные мероприятия практически не финансируются, что создает предпосылки для крупномасштабных экологических катастроф.