За последние пять лет на территории республики сложилась сложная криминальная ситуация, которая характеризуется значительным увеличением массива зарегистрированных преступлений, а с прошлого года наметилась негативная тенденция роста тяжких и особо тяжких преступлений.
В общем объеме преступности корыстные преступления занимают львиную долю - это порядка 60-70%.
Начиная с 2003 года, неуклонно растет количество разбойных нападений, а также краж, число которых с каждым годом увеличивается почти на одну тысячу преступлений. В 2005 году в 1,3 раза, относительно 2004 года, увеличилось число грабежей.
С 2001 по 2005 годы прослеживается устойчивая негативная тенденция увеличения числа краж (с 5912 до 8354), мошенничеств (с 373 до 538), грабежей (в 2 раза; с 964 до 1938), разбоев (с 257 до 284), неправомерных завладений автомототранспортом (более чем в 2 раза; с 431 до 886).
Анализ итогов за последние пять лет отмечает стабильно высокие статистические показатели преступлений против личности. В прошлом году их число возросло на четверть (+24,8%; 2365/2951).
С 2001 года отмечается значительный рост выявленных фактов умышленных причинений среднего и легкого вреда здоровью (в среднем с 600 до 900), а также побоев (в среднем с 300 до 600), что способствует тому, что число таких наиболее тяжких преступлений против личности, как умышленные убийства с покушениями, остаются на уровне с некоторыми колебаниями в отдельные годы. Однако их количество достаточно высоко (от 310 до 320 в год).
В течение пяти лет почти в 5 раз увеличилось количество преступлений, совершенных в общественных местах (с 552 до 2503). По итогам 11 месяцев текущего года число таких преступлений достигло 4,5 тысяч, что почти на две тысячи преступлений больше, чем за весь 2005 год.
Наиболее острой данная проблема остается в г.Якутске, на долю которого приходится свыше 70% всех преступлений данного вида.
В последнее время, а именно с 2003 года, на криминогенную ситуацию в республике значительное влияние оказывают лица, не имеющие постоянного источника дохода. Так, число совершенных ими преступлений возросло с 3623 до 4486, а это почти половина от всех расследованных преступлений.
Несмотря на снижение числа преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения (с 3185 в 2001 году до 2239 в 2005 году), обращает на себя тот факт, что ими совершено каждое четвертое преступление. В среднем одно противоправное деяние из трех совершенных под воздействием алкогольных напитков относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
Ежегодно фактически каждое четвертое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступные деяния, хотя с 2001 года прослеживается снижение общего количества таких преступлений (2802/2215).
В динамике последних 5 лет несовершеннолетними совершено уголовно наказуемых деяний больше на 4,4% (с 1105 до 1154). При незначительном колебании числа преступлений возросла тяжесть совершаемых деяний. Подростки стали больше совершать умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (31/35), грабежи (95/136), кражи (525/594).
Также отмечается процесс "феминизации" преступности, о чем говорит значительный рост (с 2001 года - почти в 2 раза; 568/1112) преступлений, совершенных женщинами. Ими совершено больше умышленных убийств (16/24), причинений тяжкого вреда здоровью (19/54), краж (111/168), грабежей (5/26), а также мошенничеств (89/109).
Актуальной остается проблема обеспечения экономической безопасности. Свидетельством этого являются серьезные изменения, произошедшие в последние годы в структуре и динамике экономической преступности. Интересы криминальной среды активно устремляются именно в сферу экономики, где все еще сохраняются неограниченные возможности для быстрого обогащения.
Основные экономические, социальные, организационные, политические и правовые причины существования преступности, как правило, очень ограниченно подвластны правоохранительным органам, меры борьбы с ней нельзя свести к какому-то отдельному рычагу. Именно поэтому задача борьбы со всеми проявлениями преступности должна носить государственный характер.
Основным базовым моментом для поступательного укрепления правопорядка и ужесточения борьбы с преступностью на территории республики станет Государственная программа Республики Саха (Якутия) по укреплению правопорядка на 2007-2011 годы, которая является логическим продолжением реализованной Президентской программы РС (Я) по усилению борьбы с преступностью на 2000-2004 годы и завершающей свою работу в текущем году Государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы.
Данная Программа предусматривает комплексные мероприятия, направленные на снижение уровня преступности, повышение эффективности профилактики правонарушений, расследования и раскрытия преступлений, обеспечение общественного порядка и безопасности, противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму и незаконному обороту наркотиков, преодоление криминализации экономики, а также создание организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий для полноценной и эффективной работы органов внутренних дел и федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Кроме того, одной из приоритетных задач Программы является консолидация усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и общества в борьбе с преступностью.
Основанием для разработки указанной Государственной программы является указ Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2006 года N 302-РП "О целевых программах Республики Саха (Якутия)", указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2006 года "О Комплексном плане мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) на 2006 год", стратегический план действий по реализации предвыборной программы Президента и вице-президента Республики Саха (Якутия) "Будущее в наших руках", распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2006 года N 781, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 619 "О Плане действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2005 год и основных направлениях до 2007 года", протокол Совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова от 8 февраля 2006 года N 239 "О состоянии борьбы с преступностью по итогам 2005 года и мерах по обеспечению законности и правопорядка в Республике Саха (Якутия)", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2006 года N 139 "О разработке прогноза социально-экономического развития республики на 2005-2009 годы и проекта государственного бюджета на 2007 год", распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2006 года N 781-р "О создании рабочей группы по разработке проекта Государственной программы по укреплению правопорядка на 2007-2011 годы", распоряжение Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С.Тимофеева от 13 марта 2006 года "О проведении парламентских слушаний на тему: "О ходе реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы".