Железнодорожный транспорт. Правительством Российской Федерации принято решение с 01.08.2001 оплачивать железнодорожные перевозки экспортно-импортных грузов по ставкам прейскуранта 10-01, что привело к увеличению объемов их перевозок по сравнению с 2000 г. в 2,1 раза.
Рост грузопотока позволил Калининградской железной дороге получить дополнительные финансовые поступления от перевозки, увеличить заработную плату, обеспечить социальные гарантии, создать дополнительные рабочие места, ликвидировать задолженность по налогам перед областным бюджетом.
В период с 2001 по 2004 год объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом возросли на 70%, однако в 2005 году имеет место незначительное снижение (на 1%) объема перевозок железнодорожным транспортом по сравнению с 2004 годом, который составляет 18,4 млн. рублей.
В соответствии с решением комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте с 1 января 2003 года на поездах, следующих из Калининградской области в другие регионы Российской Федерации и обратно, снижены железнодорожные тарифы до уровня стоимости проезда на аналогичное расстояние по России.
В связи с введением визового транзита (или транзита по УПД-ЖД) многие пассажиры предпочли отказаться от услуг железной дороги и воспользовались воздушным транспортом, что особенно характерно для граждан России, проживающих на основной территории России, не имеющих заграничных паспортов и не сталкивавшихся с порядком пересечения границ.
Объем перевозок пассажиров поездами дальнего следования в 2005 году сократился на 9,2% по сравнению с 2004 годом и составляет 652 тысячи человек.
С 2002 года за счет средств ОАО "РЖД" идет строительство пограничной железнодорожной станции "Чернышевское".
Проложен железнодорожный путь в район многоцелевого грузопассажирского автомобильного паромного комплекса в 3-м бассейне порта Балтийск, стоимость проекта - 20 млн. рублей.
Совместно с немецкими железными дорогами продолжается работа по осуществлению нового международного проекта "Тальго" для обеспечения курсирования между Берлином, Калининградом и Санкт-Петербургом высококомфортабельного туристического поезда. Уникальность данного проекта заключается в возможности непосредственно в движении переходить с европейской колеи на российскую.
Портовый комплекс и морской транспорт. Вследствие протекционистской политики Правительства Российской Федерации в отношении российских портов с 2002 г. идет стабильный рост грузооборота в портовом комплексе области. Полученные дополнительные средства вкладываются в модернизацию предприятий для увеличения перегрузочных мощностей.
В 2005 году грузооборот портового комплекса составил 14,6 млн. тонн, что в 3,3 раза больше, чем в 2000 году.
Рисунок 13. Обработка грузов портовым комплексом Калининградской области, 2000-2005 гг.
С 27 декабря 2002 года открыто регулярное паромное сообщение "Калининград - Санкт-Петербург".
Воздушный транспорт. В настоящее время аэропорт "Храброво" Калининграда осуществляет обслуживание пассажирских и грузовых авиационных перевозок на внутренних и международных авиалиниях.
На калининградском рынке воздушных перевозок успешно работают российские авиационные перевозчики: ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", ОАО "КД Авиа", ФГУАП "Пулково", ГУАП "Авиалинии Кубани", авиакомпания "Ют Эйр", белорусские авиакомпании "Белавиа" и "Аэропорт Гомельавиа"; польская авиакомпания "ЛОТ".
Выполняются прямые регулярные авиарейсы в 8 городов России, три областных центра Республики Белоруссии, Варшаву, Берлин. В летний период в аэропорту ежедневно обслуживается до 30 рейсов.
Идет стабильный рост объемов перевозок пассажиров авиационным транспортом. В 2005 году объем перевозок пассажиров воздушным транспортом составляет 664,9 тыс. человек, что в 2,74 раза больше по сравнению с предыдущим годом.
Автомобильные грузовые перевозки.
1. Для улучшения условий осуществления международных автомобильных перевозок грузов в 2005 году снижена ставка транспортного налога для транспортных предприятий области - действительных членов АСМАП. Аналогичные льготные условия предусмотрены на 2006 год.
2. Предприятиями АСМАП приобретено более 1685 автопоездов импортного производства, соответствующих европейским стандартам Евро-2 и Евро-3. Развитию новой отрасли способствовал Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
3. Оказывается содействие в решении проблемных вопросов при пересечении транспортными средствами границ сопредельных государств, в том числе Республики Белоруссии.
В 2005 году объем перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2004 годом и составляет 925 тыс. тонн.
Пассажирские перевозки.
Предприятия области выполняют рейсы по 20 регулярным международным пассажирским маршрутам в страны Балтии, Республику Белоруссию, Республику Польшу, Федеративную Республику Германию.
Перевозку пассажиров внутри области осуществляет 27 предприятий на 179 маршрутах, на балансе которых числится более 600 автобусов импортного производства.