Основную долю фактических доходов консолидированного бюджета Калининградской области составляют налоговые доходы (доля налоговых доходов в консолидированном бюджете Калининградской области составляет около 70%) (см. рис. 2).
Рисунок 2. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области (за 7 месяцев 2006 года), %
Структура налоговых доходов характерна для большинства регионов Российской Федерации. Диаграмма свидетельствует о значительной зависимости доходов консолидированного бюджета от финансовых результатов деятельности экономических субъектов: более 60% доходов консолидированного бюджета составляют налоги на доходы - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
Средняя начисленная заработная плата работающих в Калининградской области, включая организации малого предпринимательства, в 2005 году составила 7187,8 рубля, что составляет 84,3% от среднероссийского уровня. По сравнению с соответствующим периодом 2004 года она выросла на 22,8%.
Крупнейшими налогоплательщиками являются предприятия холдинга "Лукойл". Наряду с нефтедобывающей отраслью налоговые доходы консолидированного бюджета формируют отрасли, деятельность которых связана с импортными операциями, в том числе на базе сборочных производств. В Калининградской области имеется ряд современных предприятий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции (портовые краны, легковые автомобили, мебель, телевизоры, электропылесосы, продукты питания, рапс). Многие из них используют и ресурс предпринимательских связей с сопредельными государствами (Германией, Литвой), и фактор налоговых и таможенных преференций, предоставленных как областным, так и федеральным законодательством. Налоговые преференции позитивно влияют на темпы развития производства.
Темпы прироста промышленного производства в регионе по итогам развития за 2001-2004 годы (когда наиболее активно реализовывались возможности режима ОЭЗ) составили 85,9 процентных пункта (по РФ в целом - 23,6). В 2005 году этот показатель составил 118,9%.
Наиболее высокие и устойчивые среднегодовые темпы роста (около 40%) наблюдаются в машиностроении и металлообработке - за 4 года рост составил 426%. Высокими темпами развивается электроэнергетика - 230,1%, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов имеют темпы роста на уровне 175-180%. Роль режима ОЭЗ отразилась не только на темпах развития отраслей промышленности, но и в структуре выпускаемой продукции.
Серьезно изменилась структура обрабатывающей промышленности, которая увеличила выпуск конкурентоспособных потребительских товаров. Резко повысилось качество выпускаемой продукции, которая пользуется спросом не только на региональном и общероссийском рынке, но и в значительной своей части при поставках за рубеж. Качественные изменения в промышленности региона заключаются в обновлении номенклатуры и более высоком качестве продукции, изменившихся источниках сырья и рынках сбыта товаров.
Большая часть продукции калининградских предприятий, около 90%, вывозится на основную территорию России.
В общих объемах промышленного производства в области сейчас около одной пятой части промышленной продукции выпускается предприятиями, относящимися к категории малого бизнеса.
В то же время такая экономическая политика имеет и негативную сторону. По оценкам специалистов Министерства финансов Калининградской области, выпадающие доходы только федерального бюджета Российской Федерации на основании Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" составляют примерно 3,6 млрд. руб.
Кроме того, фактором риска являются не прогнозируемые на региональном уровне изменения федерального законодательства. Например, готовящееся изменение перечня простых сборочных операций может привести к нерентабельности одного из крупнейших налогоплательщиков Калининградской области - автосборочного предприятия ЗАО "Автотор". Планируемое Правительством РФ повышение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию делает низкорентабельным выращивание на территории региона рапса и его экспорт.
Учитывая соотношение основных налогоплательщиков и отраслевую структуру занятости в региональной экономике (таблица 3), можно сделать вывод о значительной доле малого бизнеса в структуре налогоплательщиков Калининградской области. Этот факт обусловлен особым вниманием Правительства области к развитию малого предпринимательства. С целью оказания консультаций по юридическим и экономическим вопросам в области организовано 12 центров поддержки малого предпринимательства.