Основным инструментом управления территорией Калининградской области со стороны Правительства РФ является инструмент Особой экономической зоны.
Постановлением Правительства Калининградской области от 30 марта 2006 года N 182 "О возложении на Министерство экономики Калининградской области функций администрации Особой экономической зоны в Калининградской области" на Министерство экономики Калининградской области возложены функции администрации Особой экономической зоны. В рамках работ по реализации основных положений ФЗ от 10.01.2006 N 16 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" администрацией ОЭЗ осуществлены или проводятся следующие мероприятия:
1. Издано более 10 распоряжений по вопросам ведения хозяйственной деятельности в Особой экономической зоне. С федеральными структурами исполнительной власти ведется активное согласование вопросов применения норм Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
2. В рамках взаимодействия с РосОЭЗ по вопросам функционирования ОЭЗ в Калининградской области:
- разработана и согласована форма инвестиционной декларации резидента ОЭЗ;
- определена и согласована организация, выдающая сертификаты происхождения товаров, подвергнутых достаточной переработке в Особой экономической зоне в Калининградской области (Постановление Правительства Калининградской области от 30.03.2006 N 189 "Об организации, выдающей сертификаты происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке в Особой экономической зоне в Калининградской области").
3. Разработан и утвержден Порядок оформления, выдачи и отзыва годовых сертификатов происхождения товаров, подвергнутых достаточной переработке в Особой экономической зоне в Калининградской области. Данный Порядок согласован с Северо-Западным таможенным управлением (Калининградский регион) и Калининградской торгово-промышленной палатой.
4. До настоящего времени не выполнено поручение Президента Российской Федерации от 10.01.2006 N Пр-49, касающееся:
- внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ в части установления порядка применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах к юридическим лицам, исключенным из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
- разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации об упрощенном порядке оформления приглашений и виз для въезда в Калининградскую область иностранных граждан - представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в ОЭЗ.
5. При разработке проекта N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации ставилась цель увеличения доли экспортно - ориентированных производств в Калининградской области, что подразумевало стимулирование экспорта.
Вместе с тем положения ст. 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ исключают возможность экспорта продукции, произведенной на территории ОЭЗ из российского сырья и комплектующих, без уплаты таможенных платежей. Примером может служить ситуация, сложившаяся в деревообрабатывающей отрасли и на агропромышленных предприятиях, выращивающих рапс, где при наличии глубокой степени переработки и стопроцентного производства продукции на территории области должны быть уплачены экспортные пошлины, тогда как до 1 апреля т.г. законодательство этого не предусматривало.
В этой связи находим целесообразным внесение поправки в ст. 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ, изложив ее в следующей редакции: "При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, или товаров, произведенных в Особой экономической зоне либо ввезенных с остальной таможенной территории Российской Федерации, за исключением нефти, природного газа и продуктов их переработки, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 настоящего Федерального закона".
6. Кроме того, одним из препятствий ведения хозяйственной деятельности в ОЭЗ явилось принятие Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 183 "О критериях достаточной переработки мяса" и от 31 марта 2006 г. N 184 "Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области", что сделало невозможным вывоз на территорию других регионов России мяса домашней птицы механической обвалки и привело к остановке большинства из существующих мясоперерабатывающих предприятий.
Требуют незамедлительного решения проблемы автоперевозчиков, связанные с осуществлением перевозок между основной территорией России и странами Западной Европы, минуя Калининградскую область, автотранспортными средствами, ввезенными в режиме свободной таможенной зоны. Причиной возникшего кризиса явился тот факт, что до вступления в силу с 1 апреля т.г. Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ из 10 тыс. автопоездов переоформить в режим внутреннего потребления успели лишь 2,5 тыс. единиц.
В этой связи несколько десятков транспортных средств задержаны таможенными органами Российской Федерации как нарушители действующего законодательства.
Опыт применения вышеуказанных Постановлений Правительства Российской Федерации показал, что любые действия федеральных органов, направленные на регламентирование деятельности местных производителей, должны осуществляться только во взаимодействии с Правительством субъекта РФ и обязательным установлением переходного периода, который позволит завершить выполнение заключенных контрактов.
Изменения в действующие нормативные правовые акты, ухудшающие хозяйственную деятельность предприятий в Особой экономической зоне, могут быть внесены не ранее чем через год действия того или иного нормативного акта. В противном случае ставится под сомнение стабильное функционирование ОЭЗ, что может привести к существенному сокращению поступлений инвестиций в регион.
В настоящее время данный вопрос актуален в связи с готовящимся Минэкономразвития России по поручению Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 N МФ-П11-1375 проектом постановления Правительства Российской Федерации о дополнении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории ОЭЗ в Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 184, пунктом, содержащим перечисление не отвечающих критериям достаточной переработки простых сборочных и иных операций, используемых при изготовлении автомобилей из импортных комплектующих.
Принятие указанного постановления может приостановить намерения двух инвесторов реализовать в Калининградской области проекты по производству сельскохозяйственной техники и автобусов. В связи с этим нормативная правовая база, регламентирующая особенности применения режима ОЭЗ в отдельных видах экономической деятельности, требует совершенствования с учетом особенностей региона.