Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы

Кластерная политика


Кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Организационным механизмом реализации Программы для малого и среднего бизнеса является формирование кластеров. Эта форма организации предпринимательской среды обеспечивает для малых и средних предприятий конкурентные преимущества и благоприятную среду, позволяющие им успешно интегрироваться в макрорегиональные и международные рынки сбыта.

Кластеры дают возможность реализовать резервы регионального и местного развития. Это связано с тем, что кластеры формируются с учетом не только отраслевых, но также региональных и местных интересов.

С учетом межрегиональной конкуренции создание благоприятного бизнес-климата за счет формирования разветвленной сети поставщиков и потребителей может стать решающим фактором инвестиционного выбора.

4.2. Экономические механизмы реализации Программы

Принципиальное значение для успешной реализации Программы имеет использование механизмов привлечения внебюджетных средств. Основными нормативными инструментами привлечения инвестиций из внебюджетных источников являются: Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также Закон Калининградской области от 15 июля 2002 года N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области".

Экономические механизмы, предусмотренные действующим законодательством, включают:

- субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам;

- сопровождение приоритетных инвестиционных проектов.

В качестве каналов привлечения средств из внебюджетных источников предполагается использовать финансово-кредитные рычаги управления, предусматривающие:

- рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решении приоритетных социально-экономических проблем.

В качестве основных механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств предполагается использовать бюджетирование, ориентированное на результат, и механизм докладов об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

- федеральные и областные целевые программы;

- максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлечение частного отечественного и иностранного капитала на территорию области, активное участие в проектах международных организаций;

- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на конкурсной основе в соответствии с федеральными законами;

- повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся в области возможностях для вложения средств, создание и ведение банка данных инвестиционных проектов, организация рекламы, выставок и аукционов, в том числе через систему Интернет;

- помощь хозяйствующим субъектам (обучение, консультирование и др.) при разработке инвестиционной документации, развитие информационной инфраструктуры аудиторских, консалтинговых и рекламных компаний.

Для получения средств из федерального бюджета исполнительный орган государственной власти Калининградской области, государственные заказчики программ ежегодно в установленном порядке представляют в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации бюджетные заявки с обоснованием потребности в ассигнованиях из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы по всем направлениям расходования средств, включая адресную инвестиционную программу в составе бюджета Российской Федерации на очередной календарный год.

Финансирование работ по программным мероприятиям за счет средств консолидированного бюджета области предусматривается через государственных заказчиков - орган государственной власти Калининградской области в рамках межбюджетных отношений. Средства бюджетов всех уровней, направляемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии законов об областном бюджете.

Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку заключаемых государственными заказчиками с соответствующими исполнителями программных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказы на строительство объектов для государственных нужд размещаются государственными заказчиками на конкурсной основе с проведением в установленном порядке подрядных торгов.

Инвестиционная поддержка за счет средств областного бюджета предоставляется исполнителям Программы при условии включения в областную адресную инвестиционную программу (бюджета развития). Областная инвестиционная программа является основным механизмом реализации приоритетов социально-экономического развития области в инвестиционной сфере, поскольку концентрирует инвестиции областного бюджета на наиболее важных направлениях.

Финансирование из областного бюджета объектов муниципальной собственности осуществляется после подтверждения органами местного самоуправления объемов их софинансирования из местных бюджетов в соответствии с Программой.

Ежегодно производится уточнение (с учетом выделенных на очередной год бюджетных ассигнований и привлеченных внебюджетных средств) распределения объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию Программы. Объемы финансирования мероприятий Программы в следующем финансовом году определяются при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.

Предоставление бюджетных инвестиций исполнителям Программы, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет за собой возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества этих юридических лиц и оформляется как участие Калининградской области в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц.

4.3. Правовые механизмы реализации Программы

Правовые рычаги реализации Программы включают совокупность нормативных правовых документов федерального и областного уровней, способствующих деловой и инвестиционной активности, формированию активной социальной политики, а также регулирующих отношения федеральных, областных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы.

Программа социально-экономического развития Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области "Об организации стратегического планирования в Калининградской области" официально представляется Правительством Калининградской области в Калининградскую областную Думу для утверждения законом Калининградской области.

Исполнительные органы государственной власти Калининградской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, подготавливают и представляют на рассмотрение Правительства области: