Приблизительно те же пропорции наблюдаются в сфере потребления газа, который является самым "критическим" предметом транзита с территории России. Перспективы, связанные с реконструкцией существующего и строительством нового газопровода (а также со строительством газохранилища на территории Калининградской области), могут считаться определяющими с точки зрения эффективности и доступности инфраструктур для потенциальных инвесторов.
Рисунок 15. Динамика потребления природного газа в Калининградской области (млн. куб. м)
Газоснабжение области осуществляется природным и сжиженным газом. В результате проведенных мероприятий по реконструкции газопровода его мощность увеличилась с 700 до 1050 млн. куб. м газа в год. Вместе с тем для обеспечения региона природным газом в необходимых объемах необходимо в 2006 году довести мощность действующего газопровода до уровня 1270 млн. куб. м, а в 2007 году до уровня 1400 млн. куб. м. <1>
--------------------------------
<1> В пиковую нагрузку отопительного сезона 2006 года газопровод обеспечивал посуточную пропускную способность, соответствующую годовой мощности 1400 млн. куб. м.
Проблемными точками развития энергетики Калининградской области являются, по мнению экспертов, следующие обстоятельства:
1. Использование местных источников энергии позволит в перспективе обеспечить не более 20% топливно-энергетических потребностей Калининградской области. <2>
--------------------------------
<2> Это важно, с учетом того обстоятельства, что Балтийские государства выступили с планами создания общего рынка электроэнергии, с отделением от единой энергосистемы РФ (IPS/UPS) и параллельной эксплуатацией объединенной западноевропейской энергосистемой UCTE. Эстония и Финляндия приступили к реализации проекта Estlink, предусматривающего прокладку по дну Финского залива энергокабеля, который впервые напрямую соединит энергосистемы Эстонии и Финляндии. Это должно уменьшить зависимость энергосистемы прибалтийских государств от России. В проект Estlink входят энергетические концерны прибалтийских государств Eesti Energia, Latvenergo, Lietuvos Energija, а также предприятия Pohjolan Voima и Helsingin Energia из Финляндии. Данный проект должен быть завершен к концу 2006 года и обеспечит интеграцию прибалтийского рынка электроэнергии в энергосистему ЕС.
2. Достижение плановой мощности ТЭЦ-2 и связанное этим эффективное обеспечение региона электроэнергией предполагает строительство ответвления в Калининград от Северо-Европейского газопровода, прокладка которого должна быть завершена уже к 2010 году. Пока не удалось достигнуть согласованного всеми участниками (в том числе Газпромом) экономического обоснования этого проекта. <3>
--------------------------------
<3> Правда, пока регион обладает достаточными ресурсами генерации и не относится к энергодефицитным. Эксперты даже при закрытии Игналинской АЭС прогнозируют дефицит электроэнергии только к 2015-2016 годам, когда значительно возрастет потребление электричества в Балтии. Хотя эта позиция не поддержана рядом российских экспертов.
3. При вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ТЭЦ-2 собственная потребность в электроэнергии будет удовлетворена на 100% лишь до 2008-2010 гг. при росте экономики 8-9% в год. Эти ограничения становятся еще более жесткими при увеличении миграции в Калининградскую область.
4. Перспективы развития нефтедобывающей отрасли связаны с введением в эксплуатацию в 2004 г. морского месторождения "Кравцовское". Однако после 2010 г. прогнозируется спад нефтедобычи, связанный с истощением этого месторождения.
Кроме того, существуют сложности реализации Калининградского варианта БТС (Балтийская трубопроводная система), в котором может быть заинтересована область. Страны Балтии, напротив, заинтересованы в сохранении уже имеющихся направлений экспорта нефти. Конкурентный с БТС проект строительства нефтепровода Полоцк (или Невель) - Вентспилс с ежегодной пропускной способностью 18-20 млн. т прорабатывают "Лукойл" и ряд латвийских компаний. Ведутся также переговоры о создании консорциума "Западная система трубопроводов" (ЗСТ) с участием американской "Эксон" и ЕБРР.
1.2.5. Ограничения транспортной инфраструктуры
По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуре Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении.
На транспорт и логистику в настоящий момент приходится порядка 8% ВРП, что является далеко не полным использованием потенциала этого сегмента экономики. При этом за последние годы наблюдается благоприятная динамика роста, позволяющая рассчитывать на качественные изменения уже в кратко- и среднесрочной перспективе.