Географическая структура экспорта Ростовской области свидетельствует о предпочтении организаций-экспортеров к работе на территориально близких рынках, в радиусе двух-трех тысяч километров, преимущественно бассейнах Азовского, Черного и Средиземного морей. Диверсификация географии экспорта незначительна: 63 процента организаций-экспортеров, включая 90 процентов индивидуальных предпринимателей, поставляют товары на рынок только одной из стран.
Логистические возможности современной мировой торговли практически не используются малыми и средними организациями-экспортерами, в силу чего обучение способам входа на новые рынки сбыта в целях географической диверсификации экспорта является приоритетной задачей Программы.
За 1999-2005 годы соотношение объемов экспортных поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья практически не претерпело изменений: около четверти товаров поставлялось в страны СНГ, три четверти - в страны вне СНГ. Взаимодействие с ответственными партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой бизнеса остается приоритетным для организаций-экспортеров. Потенциально привлекательными представляются рынки развивающихся стран Ближнего Востока, Северной Африки, СНГ и Азии.
Изменения структуры и объема экспортных поставок Ростовской области на среднесрочном тренде связаны с динамикой мировых рынков и адаптационной гибкостью экспортеров. Вместе с тем для обоснованности административных усилий и принимаемых решений по поддержке экспортеров на рынках приоритетных стран-партнеров необходимо учитывать их перспективность по ведущим для Ростовской области товарным позициям.
По данным Центра маркетинговых исследований (г. Москва), состояние рынков по доминирующим товарным группам экспорта, осуществляемым из Ростовской области, характеризуется следующими тенденциями.