ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2006 года N 311-П
О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Астраханской области от 16.05.2016 N 113-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.05.2016).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 22 февраля 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Астраханской области от 28 сентября 2007 года N 416-П (Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области, N 44, 04.10.2007);
постановлением Правительства Астраханской области от 22 февраля 2008 года N 73-П (Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области, N 9, 28.02.2008).
____________________________________________________________________
Во исполнение требований Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Астраханской области от 04.05.2005 N 83-П "О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Астраханской области от 28 сентября 2007 года N 416-П, - см. предыдущую редакцию)
Правительство Астраханской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области и перечень организаций, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области.
2. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (Жигин А.О.) подготовить проект постановления Губернатора Астраханской области о признании утратившими силу постановлений Главы Администрации Астраханской области от 28.03.96 N 102 "О совершенствовании организации работы сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Астраханской области" и от 01.09.99 N 305 "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области в военное время".
3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А.Жилкин
ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Астраханской области (далее - СНЛК) при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях своевременного выявления радиационной, химической, биологической обстановки для принятия экстренных мер по защите населения и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
2. СНЛК функционирует в составе территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в военное время функционирует в составе Единой автоматизированной системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕАСВОП).
3. Основу СНЛК области составляют: территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области; федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области", федеральное государственное учреждение здравоохранения "Астраханская противочумная станция", государственное учреждение "Областная ветеринарная лаборатория", федеральное государственное учреждение "Государственный центр агрохимической службы "Астраханский", федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Астраханской области", управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области, Астраханский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, центр лабораторного анализа и технических измерений по Астраханской области федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу". Данные организации являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
4. СНЛК имеет три уровня: территориальный (областной), местный (районный) и объектовый.
Территориальный (областной) уровень СНЛК формируется на основе головных организаций СНЛК, организаций, функционирующих на территории Астраханской области и решающих задачи в ее интересах. Координацию деятельности СНЛК на областном уровне осуществляет главное управление МЧС России по Астраханской области.
Местный (районный) уровень СНЛК формируется на основе организаций, функционирующих на территории соответствующего района области. Координацию деятельности на местном (районном, городском) уровне СНЛК осуществляют районные, городские органы управления по делам ГО и ЧС.
Объектовый уровень СНЛК состоит из производственных лабораторий министерств и ведомств, акционерных обществ и ассоциаций. Координацию деятельности СНЛК на объектовом уровне осуществляют соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС объектов.
5. Непосредственное руководство подведомственными СНЛК осуществляют руководители организаций, включенных в структуру СНЛК.
6. Наблюдение и лабораторный контроль в Астраханской области организуются и проводятся в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами;
- принятия управленческих решений и экстренных мер по защите населения и территорий.
7. Основными задачами СНЛК являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах применения противником современного оружия;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного, химического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
8. Главное управления МЧС России по Астраханской области организует и координирует деятельность организаций, включенных в СНЛК; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций; контролирует состояние готовности СНЛК к действиям; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
9. Повседневное руководство деятельностью СНЛК в военное время возлагается непосредственно на химико-радиометрическую лабораторию главного управления МЧС России по Астраханской области. Головные организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При проведении эвакуационных мероприятий головные организации СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода организаций с мирного на военное время.
10. В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК решением руководителя гражданской обороны области головным организациям СНЛК назначаются дублеры.
11. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
а) в режиме повседневной деятельности (нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данной организации вышестоящим органом. Организации СНЛК создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации;
б) в режиме повышенной готовности (прогноз об угрозе возникновения ЧС) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновое значение или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается организациями СНЛК в вышестоящие организации по подчиненности и одновременно в главное управление МЧС России по Астраханской области.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются каждой организации СНЛК вышестоящей организацией, главным управлением МЧС России по Астраханской области и закрепляются соответствующими инструкциями;
в) в режиме чрезвычайной ситуации и при применении противником современных средств поражения наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, воде, почве), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражениях) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается организациями СНЛК в вышестоящие организации по подчиненности и одновременно в главное управление МЧС России по Астраханской области.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
12. На территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Астраханской области возлагаются:
- организация и ведение наблюдения на территории Астраханской области, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки;
- осуществление предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности, охраны здоровья населения и среды обитания;
- организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций с учетом сил и средств ведомственных формирований повышенной готовности, расположенных на территории Астраханской области;
- организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций.
13. На федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области" возлагаются:
- выявление в зонах применения противником современных средств поражения биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля и ее прогнозирование;
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях;
- проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств;
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, с выдачей заключения о пригодности к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами.
14. На федеральное государственное учреждение здравоохранения "Астраханская противочумная станция" и ее отделения возлагаются:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;
- осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индексации;
- доставка (при получении сомнительных результатов) в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов людей;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в окружающей среде химически опасных веществ и проведение индексации.
15. На Астраханский филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" возлагаются:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными и химически опасными веществами, и доставка их в федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области" для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.