Недействующий

Об утверждении окружной целевой программы "Административная реформа в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006-2008 годы"

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Федерации. Установление системы органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа самостоятельно в соответствии с общими принципами, определенными Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Основываясь на Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в 1999-2005 годах совершенствовалась правовая база Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Федерации и была проведена значительна я работа по направлениям административной реформы в 2003-2004 годах.

В Ямало-Ненецком автономном округе по направлению административной реформы в 2003-2004 гг. "Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования" выполнен значительный объём работ:

В 2003 году был создан и успешно действовал Координационный совет по развитию малого и среднего бизнеса при главном федеральном инспекторе в Ямало-Ненецком автономном округе. Основной целью которого, являлась разработка предложений и рекомендаций органам власти всех уровней, направленных на устранение правовых, административных, экономических и организационных препятствий развитию предпринимательства, обеспечение единого экономического пространства и свободной конкуренции.

Для выявления фактов нарушения прав предпринимателей контролирующими органами, на территории автономного округа ежеквартально проводится Мониторинг государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательства.

Для возможности выявления и анализа проблем, препятствующих развитию предпринимательства, проводились мероприятия на тему: "Малый бизнес. Проблемы и перспективы развития" с участием органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов малого предпринимательства, в рамках которых организовывались общественные приёмные для возможности обращения предпринимателей по фактам нарушения их прав.

В целях выявления мнений представителей малого бизнеса и представителей властных структур относительно проблем развития малого предпринимательства, путей и средств повышения эффективности социального и делового партнёрства предпринимателей и власти. В августе 2004 года по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и при взаимодействии с Фондом поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа в 2004 году в муниципальных образованиях округа было проведено социологическое исследование по проблемам развития малого предпринимательства и их делового сотрудничества с органами власти.

Для возможности сбора обращений по фактам нарушения прав и интересов предпринимателей на базе Торгово-промышленной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа создана горячая линия "Телефон доверия".

В целях реализации Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении функций контроля (надзора)" был изготовлен и распространён среди субъектов малого бизнеса "Журнал учёта проверок субъекта малого предпринимательства". А также сформирован перечень органов государственной власти, имеющих полномочия на осуществление контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого предпринимательства и разработана памятка для предпринимателя о контрольно-надзорных органах и их полномочиях.

В результате административной реформы в Ямало-Ненецком автономном округе по направлению административной реформы в 2003-2004 гг. "Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики" было признано, что уполномоченным органом по представлению Ямало-Ненецкого автономного округа в делах о несостоятельности (банкротстве) и в процедурах банкротства является департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2005 года N 79 "Об уполномоченном органе Ямало-Ненецкого автономного округа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства").

В результате административной реформы в Ямало-Ненецком автономном округе по направлению административной реформы в 2003-2004 гг. "Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам" была проведена работа по координации и регулированию деятельности окружных государственных унитарных предприятий. Нормативно-правовые акты, закрепляющие данное мероприятие административной реформы: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. N 20-ЗАО "Об управлении государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа" и постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 229 "О мерах по повышению эффективности управления окружными государственными унитарными предприятиями".

Реформирование системы государственного управления в Российской Федерации является одним из важнейших условий социально-экономического развития страны.

В настоящее время в Российской Федерации начата реализация следующего этапа административной реформы. Основные задачи, которые должны быть решены в ходе реализации этого этапа - реформирование системы государственного и муниципального управления. Цели и направления административной реформы на современном этапе определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренной Правительством Российской Федерации от 25 октября 2005 года. Условия реализации Концепции определяются действующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В результате реализации начального этапа административной реформы в Ямало-Ненецком автономном округе к 2006 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления. Для придания планомерного, организованного характера этой работе и в целях создания системы управления мероприятиями административной реформы образована комиссия по проведению административной реформы в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).

В соответствии с комплексным планом, главным направлением работы Администрации автономного округа, в части выполнения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по повышению эффективности государственного управления, является реформирование государственного управления автономного округа, повышение его эффективности, чёткое разделение функций между органами федерального, регионального и муниципального уровней.

Важно отметить, что формирование органов исполнительной власти проводится в автономном округе с учётом принципов реформирования системы федеральных органов исполнительной власти, закреплённых в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

В марте-апреле текущего года были проведены заседания комиссии при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам совершенствования государственного управления, на которых детально рассматривались функции и полномочия, исполняемые структурными подразделениями Администрации автономного округа, закреплённые за автономным округом как субъектом Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.

По итогам работы данной комиссии руководителям структурных подразделений Администрации автономного округа, на основании проведённого анализа функций и полномочий и с учётом рекомендаций комиссии поручено разработать и представить на рассмотрение комиссии проекты положений о возглавляемых структурных подразделениях Администрации автономного округа (органах исполнительной власти автономного округа).

При этом, в целях соблюдения единообразных подходов к подготовке данных положений аппаратом Губернатора автономного округа были разработаны и направлены в адрес руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа типовые положения о департаменте, агентстве и службе автономного округа.

В июле 2005 года, в автономном округе сформирован высший исполнительный орган государственной власти автономного округа - Администрация автономного округа и утверждена структура органов исполнительной власти автономного округа (постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июля 2005 года N 275 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа"). В соответствии с указанным постановлением структуру органов исполнительной власти автономного округа составляют Администрация - коллегиальный высший исполнительный орган государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и формируемые Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа департаменты, службы и агентства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Также, в целях повышения качества государственного управления и результативности работы исполнительных органов государственной власти принято постановление Администрации автономного округа от 4 июля 2005 года N 1 "О формировании исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа", которым преобразованы, реорганизованы в форме слияния, разделения органы исполнительной власти автономного округа.

Устранение избыточных функций является одной из основных задач по совершенствованию органов исполнительной власти автономного округа.

В ходе работы по формированию исполнительных органов власти, были устранены несвойственные функции исполнительных органов власти автономного округа, к которым относятся необходимые, но не соответствующие основному профилю деятельности конкретного органа исполнительной власти.

Также, следует отметить, что Государственной Думой автономного округа принят Закон автономного округа от 4 октября 2005 года N 57-ЗАО "О внесении изменений в Устав (Основной закон) автономного округа", который вносит необходимые изменения, касающиеся новой системы и структуры исполнительной власти в автономном округе.

Одной из мер, направленных на повышение качества и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти является совершенствование контрольной работы. Важно отметить, что в автономном округе органы контроля интересуют не только нарушения органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства, но и правильность, целесообразность и эффективность использования предоставленных им полномочий.

Для повышения эффективности контроля за деятельностью органов исполнительной власти автономного округа по исполнению федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава, законов и иных нормативных правовых актов автономного округа в аппарате Губернатора разработаны методические рекомендации по порядку подготовки, проведению и анализу проверок по вопросам деятельности этих органов. Проводятся регулярные проверки в соответствии с утверждёнными планами с выездами в муниципальные образования автономного округа.

Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках административной реформы за 2003-2006 годы по мероприятию Концепции административной реформы "Управление по результатам" и Бюджетной реформе проведена следующая работа:

1. Проведён анализ по итогам реализации действующих окружных целевых программ 2005 года. Его результаты показали, что цели и планируемые результаты некоторых программ сформулированы недостаточно точно. Отсутствуют количественно определённые целевые параметры, позволяющие объективно контролировать ход реализации программы на всех этапах её реализации. Не проработаны механизмы управления программами, отсутствуют расчёты эффективности мероприятий программ. В связи с этим значительное число программ нуждается в переработке или уточнении.