Принят Законодательным Собранием области
12 июля 2006 года
Статья 1
Внести в закон области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (с последующими изменениями и дополнениями) изменения, изложив его в следующей редакции:
ЗАКОН ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О выборах депутатов Законодательного собрания Вологодской области
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Вологодской области
Депутаты Законодательного Собрания Вологодской области (далее - депутаты Законодательного Собрания области) избираются гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах соответствующего избирательного округа, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Законодательного
Собрания области
1. Законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания области составляют , Федеральный закон от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устав области, настоящий закон области, другие законы области.
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим законом.
Статья 3. Выборы депутатов Законодательного Собрания области
1. В соответствии с Уставом области в Законодательное Собрание области избирается 34 депутата.
2. 17 депутатов Законодательного Собрания области избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Средняя норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории области и зарегистрированных в области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (17) одномандатных избирательных округов.
3. 17 депутатов Законодательного Собрания области избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.
Статья 4. Избирательные права гражданина Российской Федерации на выборах депутатов Законодательного Собрания области
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах территории области, имеет право избирать депутатов Законодательного Собрания области по областному избирательному округу.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутата Законодательного Собрания области по одномандатному избирательному округу.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания области, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим законом, иными законами.
4. Депутатом Законодательного Собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
5. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания области, если голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания области состоится до истечения установленного судом срока.
Статья 5. Назначение выборов
1. Выборы депутатов Законодательного Собрания области очередного созыва назначаются Законодательным Собранием области.
2. Решение о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания области должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования и официально опубликовано не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Днем голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания области является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий депутатов Законодательного Собрания области.
4. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта.
Статья 6. Назначение досрочных выборов
1. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области в соответствии со статьей 47 Устава области выборы депутатов Законодательного Собрания области назначаются Избирательной комиссией Вологодской области (далее - Избирательная комиссия области) не позднее чем за 80 дней до дня голосования и проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
2. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Статья 7. Назначение повторных выборов
1. Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными по основаниям, предусмотренным статьями 74 - 76 настоящего закона, либо их результаты аннулированы в соответствии с частью 3 статьи 79 настоящего закона, Избирательная комиссия области назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим законом. Повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. Если основные выборы в Законодательное Собрание области проводились во второе воскресенье марта и по их результатам Законодательное Собрание области не было сформировано в правомочном составе, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в Законодательное Собрание области, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий Законодательного Собрания области либо депутатов Законодательного Собрания области, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Избирательной комиссии области могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.
2. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Законодательного Собрания области не может быть избран на срок более одного года.
3. При проведении повторных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем Законодательном Собрании области не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом Законодательного Собрания области.
4. Если повторные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящим законом, были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным пунктами 1 или 2 части 2 статьи 74 настоящего закона, следующие повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий двух лет.
Статья 8. Дополнительные выборы
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания области, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе Избирательная комиссия области назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Законодательное Собрание области осталось в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению Избирательной комиссии области могут быть сокращены на одну треть.
2. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Законодательного Собрания области не может быть избран на срок более одного года.
3. При проведении дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем Законодательном Собрании области не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом Законодательного Собрания области.
4. Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия при проведении дополнительных выборов осуществляются в соответствии с настоящим законом.
5. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Законодательное Собрание области осталось в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с частью 2 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, с учетом сроков, предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего закона.
Статья 9. Назначение выборов в особых случаях
1. Если Законодательное Собрание области не назначит выборы депутатов Законодательного Собрания области очередного созыва, выборы назначаются Избирательной комиссией области не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение Избирательной комиссии области о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 статьи 5 настоящего закона срока официального опубликования решения о назначении выборов.
2. Если Избирательная комиссия области не назначит выборы депутатов Законодательного Собрания области в установленный частью 1 настоящей статьи срок или Избирательная комиссия области отсутствует и не может быть сформирована в порядке, установленном настоящим законом области, выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 10. Порядок исчисления сроков
Порядок исчисления сроков применяется в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 11. Право выдвижения кандидатов в депутаты
Законодательного Собрания области
1. Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания области (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе областного списка кандидатов.
Областной список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного Собрания области по областному избирательному округу.
2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения избирательным объединением.
3. Выдвижение кандидатов в составе областного списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.
Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 12. Образование одномандатных избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания области на территории области образуются 17 одномандатных избирательных округов на основании представленных в Избирательную комиссию области данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:
1) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного избирательного округа не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего пункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образования избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания области могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом области, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
2) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
3. При соблюдении требований к образованию одномандатных избирательных округов, указанных в части 2 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство области, территории муниципальных образований.
4. Избирательная комиссия области на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с действующим законодательством, разрабатывает и не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы, представляет на рассмотрение Законодательного Собрания области схему одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме одномандатных избирательных округов должны быть указаны:
1) название каждого одномандатного избирательного округа и его номер;
2) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ административно-территориальных единиц или муниципальных образований. Если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта;
3) место нахождения каждой территориальной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия территориальной избирательной комиссии, ее наименование;
4) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе.
5. Схема одномандатных избирательных округов утверждается постановлением Законодательного Собрания области не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. При этом Законодательное Собрание области до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
6. Схема одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, должна быть официально опубликована Законодательным Собранием области не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
7. Если постановление Законодательного Собрания области, указанное в части 5 настоящей статьи, включая схему одномандатных избирательных округов, не опубликовано в срок, установленный частью 6 настоящей статьи, либо Законодательное Собрание области отсутствует, Избирательная комиссия области принимает одно из следующих решений:
1) о проведении выборов депутатов Законодательного Собрания области по схеме одномандатных избирательных округов, которая была использована при предыдущих выборах депутатов Законодательного Собрания области по одномандатным избирательным округам (далее - прежняя схема округов), если эта схема соответствует требованиям части 2 настоящей статьи. В этом случае прежняя схема округов официально публикуется Избирательной комиссией области не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 6 настоящей статьи;
2) если прежняя схема округов не соответствует требованиям части 2 настоящей статьи и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с частью 2 настоящей статьи Избирательной комиссией области и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Утвержденная схема округов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после ее утверждения. При определении указанной схемы Избирательная комиссия области уточняет численность избирателей и вносит в прежнюю схему округов изменения, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям части 2 настоящей статьи. Если указанные изменения повлекли за собой необходимость изменения границ иных округов в прежней схеме, Избирательная комиссия области вправе также изменить границы таких округов в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи.