АССОЦИАЦИЯ "СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ)
ПРЕЗИДИУМ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2006 года N 212-ПП/44
г.Екатеринбург
Об итогах социально-экономического развития Свердловской области в 2005 году и задачах на 2006 год
2005 год отмечен дальнейшим подъемом экономики и социальной сферы Свердловской области.
В 2005 году в Свердловской области поддерживалась положительная динамика роста объемов промышленного производства, инвестиций, внешнеторгового оборота, оборота розничной торговли, ввода жилья, стабильно увеличивались заработная плата и реальные денежные доходы населения.
Постановлением Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) и президиума Федерации профсоюзов Свердловской области от 18.03.2005 N 211-ПП/36 "Об итогах социально-экономического развития Свердловской области в 2004 году и задачах на 2005 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, N 3, ст.182) в целях выполнения задачи удвоения валового регионального продукта к 2010 году и борьбы с бедностью в 2005 году предполагалось обеспечить темпы роста валового регионального продукта 107,5-108,2 процента в сопоставимых ценах к уровню 2004 года; рост реальных располагаемых денежных доходов населения - на 10-11 процентов к уровню 2004 года.
По оценке, в 2005 году валовой региональный продукт в Свердловской области составил 460,9 млрд.рублей, или 108,3 процента к уровню 2004 года.
Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2005 году на 12,9 процента.
Развитие Свердловской области осуществляется в соответствии со Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года (далее - Схема развития), определившей макроэкономические параметры и основные направления развития экономического комплекса Свердловской области и социальной сферы (постановление Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области от 31.12.2002 N 1481-ПП/12 "О Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 12-3, ст.1855)).
В основном все параметры контрольных показателей Схемы развития выполняются. Анализ итогов социально-экономического развития Свердловской области в 2001-2005 годах показывает, что первый этап Схемы развития выполнен.
Весь этот период экономика Свердловской области динамично развивалась, превышая среднероссийские темпы, что свидетельствует о достаточной устойчивости экономического комплекса Свердловской области.
Объем валового регионального продукта Свердловской области в 2005 году вырос по сравнению с 2000 годом в сопоставимых условиях (по оценке) на 43,7 процента (в Схеме развития предполагался рост около 30 процентов), объем промышленного производства увеличился на 34 процента (в Схеме развития - на 23-28 процентов), объем инвестиций (с учетом иностранного капитала) - в 2,3 раза (в Схеме развития предполагался рост в 2-2,2 раза), оборот розничной торговли - в 2,3 раза вместо роста в 1,3-1,4 раза, запланированного в Схеме развития.
Рост номинальной начисленной заработной платы в 2005 году составил 3,8 раза по сравнению с уровнем 2000 года (в Схеме развития - 3,1-3,3 раза), реальной заработной платы - 1,9 раза (в Схеме развития - 1,6-1,7 раза).
В 2005 году объем отгруженной продукции в текущих ценах увеличился по всем основным производствам: по добыче полезных ископаемых - в 1,4 раза к уровню 2004 года и составил 33 млрд.рублей; по обрабатывающим производствам - на 26 процентов и составил 447,7 млрд.рублей; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 17 процентов и составил 58,8 млрд.рублей.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в действующих ценах в 2005 году составило 32,1 млрд.рублей, в сопоставимой оценке - 104 процента к уровню 2004 года.
На поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей из областного бюджета в 2005 году было направлено 1120 млн.рублей, или в 1,3 раза больше, чем в 2004 году, из федерального бюджета - 90,5 млн.рублей.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 96,4 млрд.рублей, темп роста к уровню 2004 года в действующих ценах 127,1 процента. Объем иностранных инвестиций достиг 1,1 млрд.долларов США, что в 2,1 раза превышает уровень 2004 года.
2 декабря 2005 года мировое рейтинговое агентство "Стандард энд Пурс" (Standard & Poor's) в очередной раз повысило кредитный рейтинг Свердловской области. Его уровень составил "BB-" с прогнозом изменения "Стабильный" по международной шкале.
В 2005 году за счет всех источников финансирования построено 1101,3 тыс.кв.метров жилья, что на 23,6 процента больше, чем в 2004 году. На территории 46 муниципальных образований в Свердловской области уровень ввода в эксплуатацию жилья превысил показатель 2004 года.
Возросли масштабы газификации городов и населенных пунктов области. Протяженность газопроводов и газовых сетей, построенных в 2005 году, составила более 430 километров, из них около 160 километров - в сельской местности.
Мероприятия по газификации в 2005 году выполнялись на территориях более 55 муниципальных образований в Свердловской области.
Грузооборот предприятий всех видов транспорта в 2005 году по сравнению с 2004 годом вырос на 6,6 процента, пассажирооборот снизился на 0,9 процента.
Предприятиями и организациями связи всех отраслей экономики в 2005 году предоставлено услуг связи на сумму 18 млрд. рублей, что в текущих ценах в 1,2 раза больше, чем в 2004 году. Введено 115,2 тыс. телефонных номеров связи, емкость сотовой связи возросла по сравнению с уровнем 2004 года на 10 процентов. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне всем инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в соответствии с их заявлениями установлены телефоны.
В 2005 году осуществлялась активная внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций области. В 2005 году внешнеторговый оборот составил 7462,2 млн.долларов США, что на 19,9 процента превышает уровень 2004 года. Объем экспорта составил 5939,2 млн.долларов США (увеличение на 21 процент к уровню 2004 года), импорт - 1523 млн.долларов США (увеличение на 15,7 процента).
В 2005 году по учитываемому кругу организаций в Свердловской области получено прибыли (за вычетом убытков) 86,5 млрд.рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2004 года.
Доходы консолидированного бюджета в 2005 году составили 67,6 млрд.рублей против 53,2 млрд.рублей в 2004 году.
Оборот розничной торговли в 2005 году составил 229,8 млрд.рублей, что в текущих ценах на 32,3 процента, а в сопоставимых - на 20,8 процента выше уровня 2004 года.
Оборот общественного питания сложился в сумме 12,4 млрд.рублей, что в фактических ценах на 26,8 процента, а в сопоставимых - на 16,7 процента выше уровня 2004 года.
В 2005 году населению области оказано платных услуг на сумму 70,4 млрд.рублей, или 105,7 процента к уровню 2004 года в сопоставимых ценах.
В 2005 году снизилась доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Если в 2003 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 17,8 процента, в 2004 году - 15,9 процента, то в 2005 году, по оценке, - 14 процентов.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Свердловской области в декабре 2005 года составила 11123,6 рубля, что на 31,3 процента выше уровня декабря 2004 года.
В 2005 году существенно - почти в 4 раза - снизился объем задолженности по выплате средств на заработную плату.
В течение 2005 года отсутствовала задолженность по заработной плате работникам учреждений, финансируемых из областного бюджета.
В 2005 году в срок и в полном объеме осуществлялись выплаты текущих ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей.
В 2005 году численность родившихся в Свердловской области (по оценке) составила 46,3 тыс.человек, что на 2,4 процента ниже уровня 2004 года. Смертность населения повысилась на 0,5 процента против уровня 2004 года, младенческая смертность снизилась на 6,5 процента.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2006 года составил 1,65 процента.
В течение 2005 года на предприятиях области проводилась активная работа по совершенствованию трудовых отношений и развитию социального партнерства.
Вместе с тем в экономике и социальной сфере Свердловской области имелись негативные явления.
В 2005 году замедлились темпы направленных в экономику и социальную сферу инвестиций - 124,6 процента в действующих ценах против 130,4 процента в 2004 году. Снизились инвестиции в текстильное и швейное производство, целлюлозно-бумажное производство, производство резиновых и пластмассовых изделий.
В агропромышленном комплексе уменьшается количество сельскохозяйственной техники, ощущается недостаток собственных оборотных средств, нехватка квалифицированных специалистов. Доля убыточных предприятий превышает 30 процентов. Сохраняется тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе молочного стада. Не в полной потребности заготовлено семян зерновых и зернобобовых культур.
Несмотря на высокие финансовые показатели развития экономики Свердловской области, растет число убыточно работающих организаций. За 2005 год их количество увеличилось на 55 единиц. По сравнению с уровнем 2004 года снизилась прибыль на предприятиях транспорта.
В целях закрепления позитивных тенденций в экономике и социальной сфере и создания благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития Свердловской области в 2006 году Правительство Свердловской области, Ассоциация "Совет муниципальных образований Свердловской области", Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и президиум Федерации профсоюзов Свердловской области
постановляют:
1. Отметить, что задачи, определенные на 2005 год постановлением Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей и президиума Федерации профсоюзов Свердловской области от 18.03.2005 N 211-ПП/36 "Об итогах социально-экономического развития Свердловской области в 2004 году и задачах на 2005 год", в основном выполнены (основные показатели социально-экономического развития Свердловской области в 2005 году прилагаются).
2. Считать важнейшими задачами совместной деятельности Правительства Свердловской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Свердловской области", Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) и Федерации профсоюзов Свердловской области в 2006 году осуществление мероприятий, направленных на:
1) динамичное устойчивое развитие экономики, обеспечивающее выполнение задачи удвоения валового регионального продукта к 2010 году.
Для этого необходимо достижение темпов роста валового регионального продукта в 2006 году - 107,2 - 107,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2005 года; объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) по кругу крупных и средних организаций: по добыче полезных ископаемых - 115,3-116,1 процента в действующих ценах; по обрабатывающим производствам - 113,9-114,6 процента; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 115,4-116,0 процента; валовой продукции сельского хозяйства - 109,5-110,5 процента; объема инвестиций - 120-123 процента; оборота розничной торговли - 128,6-129,1 процента;
2) снижение бедности, повышение жизненного уровня населения, рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2006 году на 7,5-9 процентов к уровню 2005 года; сокращение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2006 году до уровня 12,5-13 процентов, повышение уровня оплаты труда;
3) эффективную реализацию приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье - гражданам России" и "Развитие АПК";
4) совершенствование системы содействия занятости населения, включая поддержку малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест, обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций.
3. Считать важнейшими задачами Правительства Свердловской области, исполнительных органов государственной власти Свердловской области на 2006 год:
1) обеспечение выполнения контрольных параметров экономических и социальных показателей развития Свердловской области, установленных исполнительным органам государственной власти Свердловской области на 2006 год, а также государственных целевых программ Свердловской области и областных инвестиционных программ;
2) выполнение в полном объеме и в установленные сроки плана мероприятий Правительства Свердловской области на 2006 год по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на 2006-2009 годы и постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2005 N 532-ПП "О плане мероприятий Правительства Свердловской области на 2005-2006 годы по реализации Послания Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Свердловской области, 2005, N 7, ст.1012);
3) выполнение планов мероприятий и сетевых планов-графиков по реализации приоритетных национальных проектов в Свердловской области;
4) реализацию на территории Свердловской области реформы бюджетного процесса, предусматривающей переход от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами, в том числе совершенствование программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов; разработку и обеспечение реализации комплекса мер, направленных на формирование бюджетов поселений в Свердловской области на 2007 год;
5) практическое внедрение новой системы межбюджетных отношений, в том числе деятельности фондов финансовой поддержки (региональных и районных), системы перечисления субвенций и предоставления дотаций и субсидий, организации муниципального финансового контроля;
6) повышение эффективности государственных расходов Свердловской области в таких отраслях, как здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура; обеспечение стабильного функционирования социальных учреждений, перешедших из муниципальной собственности в собственность Свердловской области;
7) совершенствование управления земельными ресурсами Свердловской области;
8) реализацию запланированных на 2006 год мероприятий административной реформы, включая организационное, информационное, правовое обеспечение выполнения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд Свердловской области;
9) создание условий для повышения технического и технологического уровня производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции; содействие развитию наукоемких производств и технологий, активизацию инновационной деятельности;
10) обеспечение опережающего роста инвестиционной активности; закрепление за Свердловской областью статуса региона высокой инвестиционной привлекательности; активизацию работы по привлечению инвестиций на территорию Свердловской области;
11) стратегическое планирование социально-экономического развития Свердловской области на перспективу до 2020 года;
12) корректировку Концепции сбережения населения Свердловской области с учетом реализации национальных проектов;
13) активизацию работы по вовлечению имеющихся ресурсов в расширение производства строительных материалов на территории Свердловской области;
14) разработку программы создания дополнительных энергетических мощностей для обеспечения развития экономики Свердловской области.
4. Считать основными направлениями совместной деятельности на 2006 год органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Свердловской области" во взаимодействии с управляющими управленческими округами Свердловской области осуществление мероприятий, направленных на:
1) реализацию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований в Свердловской области, организацию работы по пролонгации комплексных программ развития в случае окончания срока их действия в 2006 году; достижение положительной динамики показателей социально-экономического развития муниципальных образований в Свердловской области;
2) выполнение мероприятий, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и региональных компонентов приоритетных национальных проектов на территориях муниципальных образований в Свердловской области;
3) реализацию мероприятий по увеличению собираемости налогов в целях повышения доходной части местных бюджетов; достижение сбалансированности бюджетной обеспеченности территорий, обеспечение доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, роста налогового потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов;
4) обеспечение стабильного функционирования социальных учреждений, перешедших из собственности Свердловской области в муниципальную собственность, обеспечение учета и отчетности в разрезе новых муниципальных образований - городских и сельских поселений;
5) обеспечение своевременной выплаты заработной платы, недопущение возникновения задолженности по выплате средств на заработную плату в организациях муниципальной бюджетной сферы;