ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2006 года N 305-А
г.Салехард
О порядке рассмотрения инновационных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
____________________________________________________________________
Утратило силу с 4 мая 2013 года на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 апреля 2013 года N 259-П
____________________________________________________________________
В целях стимулирования активности субъектов инновационной деятельности, действующих в приоритетных направлениях развития экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, повышения эффективности использования средств окружного бюджета, направляемых на реализацию инновационных проектов ускоренного развития малого и среднего бизнеса, в целях своевременного рассмотрения инновационных проектов, поступающих в Администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения инновационных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ф.Г.Сайфитдинов
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке рассмотрения инновационных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа и определяет порядок рассмотрения инновационных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Инновационный проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих в течение определенного периода времени создание, внедрение в производство и реализацию на рынке нового вида продукции, в основе которого использованы результаты научных исследований, защищенные как интеллектуальная собственность или создание и использование в практической деятельности технологии с целью получения прибыли или иного полезного результата (эффекта).
Инновационный проект должен содержать следующую основную информацию:
2.1. Наименование, цели, задачи и актуальность инновационного проекта.
2.2. Назначение, сферы использования инновационного проекта.
2.3. Краткое описание с раскрытием сущности используемых в инновационном проекте изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ ЭВМ и других решений, имеющих официальную защиту (регистрацию), но без раскрытия сущности решений, на которые еще не поданы заявки на выдачу охранных документов или которые планируется сохранить в качестве "ноу-хау" (секретов производства).
2.4. Преимущества инновационного проекта по сравнению с проектами и инновационными разработками аналогичного назначения в Российской Федерации и за рубежом:
технические (повышение производительности, увеличение выхода получаемого продукта, улучшение его качества, экономия материалов, возможность использования);
отечественных, в том числе местных материалов, снижение энергоемкости, упрощение и ускорение производственного цикла и другие;
социальные (создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, охрана окружающей среды, повышение эффективности медицинского обслуживания и другие).
2.5. Основные гарантируемые технико-экономические характеристики разработки (производительность, мощность, энергоемкость, материалоемкость, себестоимость изделия и другие), а также показатели оценки эффективности инвестиций: экономическую эффективность инновационного проекта, срок окупаемости, предполагаемые результаты и риски, объем необходимых инвестиций, в том числе из окружного бюджета.
2.6. Стадия освоения инновационного проекта (только идея, наличие конструкторско-технологической документации, изготовление и испытание опытного или опытно-промышленного образца, результаты испытаний, разработано художественно-конструкторское решение), данные по внедрению (объем внедрения, используемые материалы и комплектующие изделия и другие). Информация о том, что необходимо сделать для доработки инновационного проекта и его освоения или для расширения производства, где используется (выпускается) продукция, где она может использоваться (выпускаться), имеется ли техническая и экономическая возможность выпуска продукции на существующих предприятиях автономного округа. Предполагаемый объем инвестиций для освоения или расширения объема использования.
2.7. Потенциальная потребность рынка в инновационном проекте, перспективы расширения географии рынков и объемов реализации.
2.8. Готовность разработки для демонстрации на отечественных или международных выставках (ярмарках) потенциальным инвесторам или покупателям. Указание на то, в каком виде наиболее целесообразна его демонстрация (натурный образец, макет, схема, фото, каталоги и другие).
2.9. Результаты работ по продвижению инновационного проекта на рынок (наличие сертификатов, технических условий и других документов, необходимых для реализации (использования), информации, подтверждающей наличие спроса, копии заключенных договоров на внедрение (продажу) и другие).
2.10. Сведения о патентной чистоте (наличие охранных документов Российской Федерации или стран предполагаемого экспорта).
2.11. Сведения о патентной защите с указанием имеющихся охранных документов (номер, дата приоритета, страна, наименование), значимости каждого охранного документа для всей разработки в целом. Документы, подтверждающие действие охранных документов. Сведения о заявках на регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, программ для ЭВМ, поданных в Патентное ведомство, стадии их рассмотрения, значимость для разработки.
2.12. Наличие в разработке "ноу-хау" (секретов производства), без знания которых невозможно или затруднительно его несанкционированное использование.
2.13. Информация о том, планируется ли продажа лицензий на инновационный проект или входящие в него объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, "ноу-хау"), предполагаемая цена лицензии.
2.14. Бизнес-план инновационного проекта.
Примерный объем инновационного проекта должен составлять не более 10 страниц текста с приложением фотографий, диаграмм, таблиц, схем, графиков и других иллюстративных материалов, не раскрывающих сущность незапатентованных решений и "ноу-хау".
3.1 Экспертиза инновационных проектов проводится в целях оказания государственной финансовой поддержки за счет средств окружного бюджета.
3.2. Экспертиза представленных в Администрацию автономного округа инновационных проектов осуществляется департаментом экономики автономного округа (далее - департамент) в несколько этапов:
3.2.1. Предварительный этап.
Департамент в недельный срок со дня подачи заявления предприятием-инициатором проводит предварительную экспертизу на предмет соответствия документов установленному перечню.
Общая оценка инновационного проекта (соответствие проекта программе социально-экономического развития автономного округа, место предприятия в структуре отрасли, влияние на окружающую среду, масштаб организационных мероприятий, технические характеристики и др.), позволяющая сделать заключение о необходимости и возможности реализации проекта для решения конкретных региональных проблем и целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта.
3.2.2. Комплексная экспертиза.
1) Комплексная экспертиза инновационных проектов проводится в целях проверки представленных расчетов, срока окупаемости инновационного проекта и его финансово-экономической эффективности, предотвращения инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
2) Оценка финансового состояния предприятия-инициатора проекта.
На данном этапе проводится оценка платежеспособности предприятия и его финансовой устойчивости по следующим показателям:
- коэффициент общей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.
На данном этапе делается вывод о платежеспособности и устойчивости предприятия и в установленный срок (21 рабочий день с момента подачи заявления) заявителю выдается письменное заключение о порядке дальнейшей работы над представленным инновационным проектом.
3.3.3. Этап совместной проработки инновационного проекта.
На этом этапе проводится всесторонняя проработка инновационного проекта с учетом всех его особенностей. При необходимости департамент вправе привлекать к экспертизе научно-исследовательские, другие организации, отдельных специалистов, имеющих необходимую квалификацию или лицензию на соответствующие виды деятельности, для уточнения технологических, технических, патентных и других вопросов. Оплата, произведенных экспертами работ осуществляется за счет средств заявителя- инициатора инновационного проекта.
Итогом работы этого этапа является составление формы подготовки исходных данных для финансовой и экономической оценки инновационного проекта в системе "Проджект-эксперт" или аналогичных программ.
Оценка инновационного проекта (приложение к настоящему Положению) осуществляется с использованием метода дисконтирования на основе следующих показателей:
- неотрицательное значение сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока действия инновационного проекта и в любом из выбранных временных интервалов;
- срок окупаемости инновационного проекта не превышает 3 (трех) лет;
- чистая текущая стоимость инновационного проекта является положительной;
- внутренняя норма прибыли превышает установленную кредитную ставку Центрального банка.
Служебная записка-заключение о целесообразности (или нецелесообразности) вложения средств в инновационный проект на определенных условиях, которая передается на рассмотрение для принятия решения в конкурсную комиссию о включении инновационных проектов в Программу по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
К инновационным проектам прилагаются следующие документы:
- официальное обращение на имя заместителя Губернатора автономного округа, директора департамента экономики автономного округа о рассмотрении инновационного проекта;
- заполненный файл, необходимый для анализа и расчета экономической и бюджетной эффективности, составления и анализа инновационного проекта и заполнения базы данных по предварительно предоставленному департаментом программному продукту или электронному документу;
- заключение профильного исполнительного органа государственной власти автономного округа;
- пояснительная записка (должна содержать основные технико-экономическое расчеты и обоснование, в том числе экономическую целесообразность внедрения, объема капитальных вложений и сроков строительства и общих данных о проекте);
- отчет об освоении капитальных вложений с начала создания инноваций на дату подачи инновационного предложения (при освоении);
- объемы, условия и источники внебюджетного финансирования (при наличии).
Материалы представляются на электронных и бумажных носителях.
ОЦЕНКА
инновационного проекта
Смысл общей оценки инновационного проекта (далее - проект) заключается в представлении всей информации с целью принятия решения о целесообразности (или нецелесообразности) осуществления проекта, включении его в Программу по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проблема адекватной оценки привлекательности проекта, связанного с вложением капитала, заключается в определении того, насколько будущие поступления оправдывают сегодняшние затраты. Поскольку принимать решение приходится сегодня, все показатели будущей деятельности инновационного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения ценности (значимости) денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением. Практически корректировка заключается в приведении всех величин, характеризующих финансовую сторону осуществления проекта, в масштаб цен, сопоставимый с имеющимися сегодня. Операции такого пересчета называются "дисконтированием" (уценением).
Оценка проекта осуществляется по двум направлениям, использующим методы дисконтирования - это финансовая состоятельность (финансовая оценка) и эффективность инвестиций (экономическая оценка), которые взаимодополняют друг друга.
Основная задача, решаемая при определении финансовой состоятельности проекта, - оценка его ликвидности. Под ликвидностью понимается способность проекта (предприятия) своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам (всем выплатам, связанным с осуществлением проекта).
С позиции бюджетного подхода (планирование движения денежных средств по интервалам) ликвидность означает неотрицательное сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока жизни проекта. Отрицательное значение накопленной суммы денежных средств свидетельствует об их дефиците.
Нехватка наличности для покрытия всех имеющихся расходов в каком-либо из временных интервалов фактически означает банкротство проекта и, соответственно, делает недостижимым все возможные последующие успехи.
Оценка финансовой состоятельности инновационного проекта основывается на трех формах финансовой отчетности: отчета о прибыли, отчета о движении средств, балансового отчета. Структура указанных базовых форм обеспечивает возможность проследить динамику проекта в течение всего срока его жизни.
Отчет о прибыли характеризует эффективность текущей деятельности проекта, устанавливая соотношение между доходами и расходами, связанными с получением этих доходов. Отчет о движении денежных средств описывает источники и направления использования финансовых ресурсов проекта. Балансовый отчет иллюстрирует структуру имущества и соотношение между последним и источниками финансирования проекта.