ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 28 июня 2006 года N 29-ЗРХ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 21 июня 2006 года
(фактически утратил силу)
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
Правительству Республики Хакасия осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
к Закону Республики Хакасия
"Об утверждении республиканской
целевой программы
"Сейсмобезопасность территории
Республики Хакасия"
на 2006-2010 годы"
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ" НА 2006-2010 ГОДЫ
(действие программы приостановлено с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. Законом Республики Хакасия от 25.12.2007 N 109-ЗРХ, НГР RU19000200700409) ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия" на 2006 - 2010 годы
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия" на 2006 -2010 годы | |
Государственные заказчики Программы | - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия; Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия | |
Координатор Программы | - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия | |
Основной разработчик Программы | - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия | |
Основные цели Программы | - максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Хакасия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к землетрясениям силой более 6 баллов | |
Основные задачи Программы | - осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов; проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах. Формирование: - научно-методической базы и механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий; - нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений; - научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов; применение новейших технологий сейсмоизоляции и других систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов; создание системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений; совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям | |
Сроки реализации Программы | 2006 -20 10 годы | |
Основные мероприятия Программы | - обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных районах; создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий; проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов | |
Исполнители Программы | - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия; Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия | |
Объемы и источники финансирования Программы | - в 2006 - 2010 годах - всего 144,4 млн. руб., в том числе предположительно средства федерального бюджета - 74,7 млн. руб., республиканского бюджета - 69,7 млн. руб.; из них: - 2006 г. - всего 19,0 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 10,0 млн. руб., республиканского бюджета - 9,0 млн. руб.; - 2007 г. - всего 24,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 12,8 млн. руб., республиканского бюджета - 11,8 млн. руб.; - 2008 г. - всего 28,2 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 14,6 млн. руб., республиканского бюджета - 13,6 млн. руб.; - 2009 г. - всего 33,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 17,3 млн. руб., республиканского бюджета- 16,3 млн. руб.; - 2010 г. - всего 39,0 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 20,0 млн. руб., республиканского бюджета- 19,0 млн. руб. | |
Реализация Программы и контроль за ее исполнением | - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия как государственный заказчик Программы обеспечивает реализацию программных мероприятий и контроль за исполнением Программы в пределах компетенции, установленной действующим законодательством | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 60 - 70 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе и от вторичных эффектов землетрясений. Затраты на сейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены. |
Поскольку значительная часть территории Республики Хакасия характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечение сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по территории Республики Хакасия.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
По приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
1. Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Хакасия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.
2. Основными задачами Программы являются:
- осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
- проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
- формирование:
научно-методической базы и механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
- применение новейших технологий сейсмоизоляции и других систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
- создание системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
- совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.
1. Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных районах
В рамках Программы необходимо осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений на наиболее сейсмоопасных территориях. Экспертная оценка уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территории Республики Хакасия согласно федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690, установлена индексом сейсмического риска и составляет 0,75.
Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов.
Республика Хакасия имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7-8 баллов и ниже, но могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока.
Таким образом, при определении районов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитываются также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.
2. Создание научно-методической базы
Создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя:
приобретение нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;
уточнение исходной информации по сейсмичности для городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
разработку карт сейсмического микрорайонирования для площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
приобретение эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, систем сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;
использование эффективной методики паспортизации зданий и сооружений и методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений;
внедрение новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов;
применение новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах;
разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерно-сейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении;
паспортизацию существующих сооружений.
3. Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов Республики Хакасия
Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя:
разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риск, и технологий его снижения;
разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям;
разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;
разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска.
4. Совершенствование нормативной правовой и информационной базы
Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:
формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности;
внедрение нормативных правовых документов по страховой деятельности.
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия.
1. За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:
осуществление первоочередных мероприятий в населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений;
создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности по Республике Хакасия;
подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности по Республике Хакасия.
2. За счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия планируется финансировать:
осуществление мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;
разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для Республики Хакасия;
разработку и реализацию проектов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений;
подготовку населения к действиям при землетрясениях;