ЗАКОН
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 26 ноября 2001 года N 224-ЗАО
Об участии граждан в охране общественного порядка в Агинском Бурятском автономном округе
Принят окружной Думой 22 ноября 2001 г.
{Утратил силу:
Закон Забайкальского края от 05.10.2009 года N 232-ЗЗК НГР: ru92000200900690}
{Изменения и дополнения:
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 25.09.2002 года N 290-ЗАО НГР: ru80000200200105
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО НГР: ru80000200600025}
Настоящий Закон направлен на формирование сознательности и чувства ответственности каждого гражданина перед обществом, обеспечения дисциплины и организованности, всемерного укрепления правопорядка, законности и устанавливает принципы, формы и правовые основы добровольного участия граждан в охране общественного порядка в Агинском Бурятском автономном округе (далее - автономный округ), оказания содействия органам внутренних дел и другим правоохранительным органам. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.
1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав автономного округа, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты автономного округа.
2. Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Граждане могут участвовать в охране общественного порядка в следующих формах:
1) содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
2) членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в распространении правовых знаний и проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений;
3) работа в составе добровольной народной дружины;
4) участие в деятельности общественного Совета охраны порядка (Совета профилактики);
{пункт "г" статьи 2 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа N 290-ЗАО от 25.09.2002 года}
5) оказание иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.
{статья 2 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
1. Добровольные народные дружины создаются по месту жительства для профилактики, предотвращения правонарушений и охраны общественного порядка.
2. Основными задачами добровольных народных дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений.
3. Добровольная народная дружина осуществляет свою деятельность под руководством органов местного самоуправления, отчитывается перед органами местного самоуправления и населением муниципальных образований не реже 2-х раз в год. Деятельность добровольной народной дружины рассматривается на заседаниях общественного Совета охраны порядка (Совета профилактики).
{второе предложение пункта 3 статьи 3 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа N 290-ЗАО от 25.09.2002 года}
4. Добровольную народную дружину возглавляет командир, назначаемый представительным органом местного самоуправления из числа дружинников.
{пункт 4 статьи 3 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа N 290-ЗАО от 25.09.2002 года}
5. Органы власти, правоохранительные органы, общественные организации, должностные лица и граждане оказывают всемерное содействие и помощь добровольным народным дружинам.
6. В добровольные народные дружины принимаются граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять задачи по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
7. Состав добровольной народной дружины формируется главой поселения на основании личного заявления и утверждается представительным органом местного самоуправления.
{пункт 7 статьи 3 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
8. Положение "О добровольной народной дружине" утверждается Главой Администрации автономного округа по представлению Координационного Совещания правоохранительных органов округа.
{пункт 8 статьи 3 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
1. Добровольные народные дружины осуществляют свою деятельность путем:
1) патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах;
2) проведение рейдов по выявлению правонарушений и правонарушителей.
{пункт 1 статьи 4 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
2. Добровольные народные дружины осуществляют свою деятельность в иных формах и методах, не противоречащих законодательством.
1. Народный дружинник имеет право:
1) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;
2) требовать от правонарушителей документ, удостоверяющий личность в случаях, когда необходимо установление личности для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
3) доставлять в милицию правонарушителей, когда исчерпаны другие меры воздействия.
{часть 1 статьи 5 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
2. Народный дружинник имеет удостоверение, подписанное главой поселения.
{часть 2 статьи 5 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
3. Дружинник, совершивший правонарушение или не выполняющий свои обязанности исключается из народной дружины по предложению главы поселения представительным органом местного самоуправления.
{часть 3 статьи 5 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
4. Дружинник может выбыть из народной дружины на основании личного заявления.
1. Для оперативного руководства работой, обобщения и распространения передового опыта, оказания необходимой методической помощи добровольным народным дружинам образуется окружной штаб добровольных народных дружин.
2. Порядок образования и деятельности окружного штаба устанавливается Положением, утвержденным Главой Администрации автономного округа по представлению Координационного Совещания правоохранительных органов округа.
{пункт 2 статьи 6 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
1. Для организации деятельности добровольных народных дружин органы местного самоуправления создают опорные пункты охраны порядка.
2. Опорные пункты охраны порядка создаются постановлением главы поселения в границах поселения. Опорные пункты охраны порядка могут создаваться в границах территориальных общественных самоуправлений по решению руководящего органа территориального общественного самоуправления.
{пункт 2 статьи 7 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
3. Деятельность опорного пункта охраны порядка осуществляется на общественных началах.
4. Для координации и руководства деятельности граждан по охране общественного порядка образуется общественный Совет охраны порядка (Совет профилактики), который возглавляет глава поселения. Членами общественного Совета охраны порядка (Совета профилактики) могут быть участковый уполномоченный милиции, командир добровольной народной дружины и представители общественности.
{пункт 4 статьи 7 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
5. Состав общественного Совета охраны порядка (Совета профилактики) утверждается представительным органом по предложению главы поселения. Численный состав устанавливается в зависимости от местных условий и объема работы.
{пункт 5 статьи 7 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
6. Общественный Совет охраны порядка (Совет профилактики) представляет отчет о состоянии общественного порядка на соответствующих территориях перед представительным органом местного самоуправления не реже 4 раз в год, перед населением - не реже 2 раз в год.
7. Для реализации своих полномочий общественный Совет охраны порядка (Совет профилактики) проводит заседания, на которых принимает решения рекомендательного характера.
{статья 7 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа N 290-ЗАО от 25.09.2002 года}
Органы государственной власти автономного округа в области охраны общественного порядка оказывают жителям автономного округа всемерную поддержку, в том числе путем:
1) издания нормативных правовых актов, регламентирующих участие граждан и их объединений в охране общественного порядка;
2) распространения правовых основ, форм и методов защиты и самозащиты от противоправных посягательств;
3) осуществления предусмотренных законодательством мер для участия граждан в охране общественного порядка;
4) морального и материального поощрения граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка;
5) правового регулирования вопросов охраны общественного порядка.
{статья 8 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
{статья 9 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
1. Гражданам, участвующим в охране общественного порядка, запрещается:
1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, а также при отсутствии законных оснований - за дружинников добровольной народной дружины;
3) создавать иные препятствия служебной деятельности правоохранительных органов.
{часть 1 статьи 10 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 26.04.2006 года N 622-ЗАО}
2. В случае нарушения гражданами указанных ограничений органами местного самоуправления, уполномоченными представителями милиции принимаются меры: взыскания, исключения из состава народной дружины, внесения представления в правоохранительные органы.
1. Для содействия гражданам, участвующим в охране общественного порядка может создаваться фонд добровольной народной дружины, образуемый за счет средств добровольно, выделяемых органами власти, организациями и физическими лицами.
2. Жизнь и здоровье дружинников могут быть застрахованы в период выполнения обязанностей по охране общественного порядка на случай вреда и возможных противоправных посягательств за счет средств фонда добровольных народных дружин. В случае постоянной или длительной потери трудоспособности, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, назначается пенсия по инвалидности в размере, установленном для работников, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.