Недействующий

Об окружной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 2010 годы"

Паспорт подпрограммы


Наименование подпрограммы

Развитие отраслей сельского хозяйства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы

Основания для разработки подпрограммы (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ;

 Закон автономного округа от 20 декабря 2004 года N 116-ЗАО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 постановление администрации автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"
 Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979/1-1 "О ветеринарии" (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )

Государственный
 заказчик подпрограммы (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800672.doc )

Служба ветеринарии автономного округа

Основные разработчики
 подпрограммы

Департамент по развитию агропромышленного комплекса автономного округа;

 (ТГСХА)
 служба ветеринарии автономного округа (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )

Ответственные
 исполнители
 подпрограммы (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800672.doc )

Органы местного самоуправления в автономном округе (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800672.doc )

Цель и задачи подпрограммы

Цель: создание условий для стабильного функционирования сельского хозяйства округа, развитие традиционных отраслей хозяйствования, являющихся этнообразующими отраслями, обеспечивающих занятость коренных малочисленных народов Севера.
 Задачи:
 устойчивое развитие традиционных отраслей сельского хозяйства автономного округа на основе улучшения материально-технической базы - оленеводства, звероводства;

 развитие производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования;

 Обеспечение на территории автономного округа эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 переоснащение факторий для улучшения социально-бытового обслуживания населения

Сроки реализации подпрограммы

2006 - 2010 годы

Целевые показатели и индикаторы подпрограммы

Оленеводство:
 сохранность взрослого поголовья;

 деловой выход молодняка;

 удельный вес маток в структуре стада;

 валовое производство мяса на 100 январских оленей.
 Звероводство:
 сохранность зверей;

 деловой выход щенят на 1 самку.
 Скотоводство:
 удой на 1 корову;

 выход телят на 100 коров

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Оленеводство:
 племенная работа в оленеводстве;
(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 зоотехнические мероприятия в оленеводстве;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 развитие мощностей переработки продукции оленеводства.
 Клеточное пушное звероводство:
 племенная работа;

 зоотехнические мероприятия в звероводстве;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 развитие и модернизация мощностей клеточного пушного звероводства.
 Скотоводство:
 племенная работа;

 зоотехнические мероприятия в скотоводстве;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 развитие и модернизация мощностей скотоводства.
 Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории автономного округа. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 Кадровое обеспечение отраслей сельского хозяйства.
 Научное, информационно-консультационное обеспечение.
 Развитие сельской потребительской кооперации

Объём и источники финансирования подпрограммы

Объемы финансирования - всего 383 355 тыс. руб., в том числе:
 2006 г. - 66 214 тыс. рублей;

 2007 г. - 69 195 тыс. рублей;

 2008 г. - 98 379 тыс. рублей;

 2009 г. - 82 080 тыс. рублей;

 2010 г. - 67 487 тыс. рублей.
 (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )

Ожидаемые конечные результаты подпрограммы

1. За счет модернизации и технического перевооружения отраслей сельского хозяйства, внедрения прогрессивных технологий:
 увеличится объем производства продукции оленеводства до 40423 ц.;

 увеличится объем производства продукции клеточного пушного звероводства до 15000 шкурок в год;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 увеличится объем производства молока до 2100 т. в год.
 2. Снижение заболеваемости сельскохозяйственных животных инфекционными и инвазионными болезнями и ущерб от переболевания и падежа животных. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700643.doc )
 3. Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров, консультационного, информационного и научного обеспечения сельского хозяйства агропромышленного комплекса автономного округа

Ямало-Ненецкий автономный округ - крупнейший в территориальном и экономическом отношении регион Севера России. Сельское хозяйство автономного округа в силу естественно-климатических условий ориентировано в первую очередь на традиционные отрасли - оленеводство, звероводство, промыслы, которые являются основной формой хозяйственной деятельности значительной части коренного населения, источником сохранения традиционного образа жизни, культуры, этнических и экологических традиций коренных малочисленных народов Севера.

Данная подпрограмма разработана на основе анализа современного состояния отраслей сельскохозяйственного округа, производственной деятельности ведущих отраслей. Программные мероприятия разработаны с учетом экономических и социальных возможностей округа и направлены на комплексное решение проблем агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство округа, являясь многоцелевым сектором экономики, объединяет целый ряд жизнеобеспечивающих функций государства: экономических, социальных, экологических и политических. В настоящее время уровень эффективности системы выдвигает на первый план проблему эффективного использования имеющегося экономического потенциала и мобилизации внутренних ресурсов.

Перевод экономики автономного округа на рыночные отношения, реформирование сельского хозяйства требуют новых методов для обеспечения устойчивого развития традиционных отраслей: оленеводства, звероводства и промыслов.

Несмотря на то, что доля отраслей сельского хозяйства в региональном валовом продукте имеет незначительный удельный вес и занимает всего 17% трудоспособного населения, оно играет важную роль в обеспечении занятости коренного населения автономного округа. Значение сельского хозяйства заключается в обеспечении жителей округа продуктами питания. Необходимо обеспечить условия для развития традиционных отраслей сельского хозяйства, которые позволяют сохранить традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера.

На 1 января 2005 года в округе функционировало 74 хозяйства с различной организационно-правовой формой, 15 общин и более 2,5 тыс. хозяйств оленеводов-частников.

В 2004 году объем производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах составил 117 млн руб.

Сельскохозяйственными организациями автономного округа в 2004 году было произведено мяса в живой массе более 4,3 тыс. т., добыто промысловой пушнины - 9,3 тыс. шкурок, произведено более 16 тыс. шкурок клеточных пушных зверей.

В четырех хозяйствах округа действуют цеха по переработке мяса оленя, которые производят до 20 наименований высокоценной деликатесной продукции. В Ямальском районе в 2002 году введен в эксплуатацию убойный комплекс, отвечающий требованиям евростандарта. В сельскохозяйственных предприятиях округа сохранены цеха по переработке оленьего сырья, пошивочные меховые мастерские.

Основными проблемами отраслей сельского хозяйства продолжают оставаться высокая себестоимость производства продукции при отсутствии спроса на производимую продукцию на внутреннем рынке, отсутствие кадрового потенциала, наличие кредиторской задолженности у сельскохозяйственных предприятий автономного округа сохранение стационарного неблагополучия по ряду инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных. (с изм. от 20.12.2007 г. N 149-ЗАО)

1. Оленеводство

Основной отраслью сельского хозяйства округа является оленеводство. В последнее десятилетие наблюдается рост поголовья. Численность северного оленя, выпасающегося в автономном округе, составляет на 1 января 2005 года 548,3 тыс. голов, в том числе в сельхозпредприятиях - 202,2 тыс. голов и в хозяйствах населения - 346,1 тыс. голов.

Ежегодно в округе производится 4630 - 5978 т. оленьего мяса, около 100 т. пантов северных оленей (на сумму около 50 млн руб.). Но практически не используются в коммерческих целях панты, ферментно-эндокринное сырье, кровь северных оленей и др. Следует отметить, что продукция оленеводства реализуется на внешнем рынке, по сравнению с аналогичными её видами в зарубежных странах, по более низкой цене.

Являясь этнообразующей отраслью, оленеводство выступает условием демографической устойчивости коренных малочисленных народов Севера, способствует сохранению языка, духовных ценностей местного населения, их самобытности как этноса.

На Ямале выпасается 42% общероссийского и более одной трети мирового поголовья одомашненных северных оленей. (с изм. от 20.12.2007 г. N 149-ЗАО)

Главная особенность оленеводства округа заключается в том, что 63,1% всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 36,9% голов в собственности сельхозпредприятий. В таких районах, как Тазовский (85,1%), Ямальский, Приуральский (50,8%) олени находятся в хозяйствах населения.

Практика показывает, что в автономном округе образовался своеобразный "симбиоз" между коллективным и личным оленеводством на основе взаимозависимости этих форм в вопросах совместного использования пастбищ, снабжения товарами народного потребления, производства и сбыта продукции. Эта модель не планировалась заранее, она возникла и развилась эмпирически в ходе многолетнего сосуществования этих форм.

В годы реформ она оказалась самой эффективной формой сохранения северного оленеводства на фоне его общего сокращения в Российской Федерации.

Анализ работы в оленеводстве свидетельствует о том, что производство мяса на 100 январских оленей - низкое во всех хозяйствах, а в среднем по округу - 8,8 ц. Только пять хозяйств имеют выход мяса на 100 январских оленей более 10 ц., а самый лучший - 14 ц. в муниципальном оленеводческом предприятии (далее - МОП) "Ярсалинское". Почти все сельскохозяйственные предприятия имеют низкие производственные показатели: деловой выход телят - 56,5%, сохранность взрослого поголовья - 88%. Только два сельхозпредприятия (МОП "Ярсалинское" и сельскохозяйственный производственный кооператив (далее - СПК) "Панаевский") имеют сохранность взрослого поголовья 92%. Самый низкий показатель в муниципальном сельскохозяйственном предприятии (далее - МСП) "Мужевское" (77,0%).

Причины низкого выхода мяса на 100 январских оленей связаны с высокой яловостью маток, значительным отходом молодняка, а также низкой упитанностью животных к моменту убоя из-за перезагруженности оленьих пастбищ.

Оценивая современное состояние оленеводства, следует отметить, что в отрасли происходит неконтролируемое увеличение поголовья оленей в частном секторе. Это ведет к снижению продуктивности пастбищ и даже к их полному уничтожению. При спаде поголовья в общественном секторе наблюдается его рост в личной собственности. Если на 1 января 1994 года в общественном секторе было 218 тыс. голов, а в личном - 263,5 тыс. голов, то на 1 января 2005 года поголовье общественного сектора составило 202,2 тыс. голов и личного - 346,1 тыс. голов.

По данным, представленным органами государственной статистики автономного округа, численность оленей в таких районах, как Ямальский и Тазовский, значительно превышает оленеёмкость пастбищ этих районов (таблица 1).