ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 01 марта 2006 года N 8-ЗАО
Об окружной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 2010 годы"
Документ утратил силу: - законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО
Документ с изменениями внесенными: - законом автономного округа от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО - законом автономного округа от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
15 февраля 2006 г.
Утвердить окружную целевую программу "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.Неёлов
г. Салехард
1 марта 2006 г.
N 8-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы"
Наименование Программы | Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные органы управления образованием Ямало-Ненецкого автономного округа (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc ) |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент образования); |
(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc ) | департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства); |
(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc ) | |
(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc ) | Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования (далее - ЯНОИПКРО); |
Цели и задачи Программы | Цель: создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынкатруда в качественном образовании путемсоздания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования,развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования, |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006 - 2010 годы. |
(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc ) | в 2006 году - 73,1%, |
четыре c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc | |
(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc ) | Всего - 12954871 тыс. руб., в том числе из средств областной целевой программы "Сотрудничество" - 4649440 тыс. руб.; |
Ожидаемые конечные | Повышение качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) путем укрепления материальной базы образовательных учреждений и проведения существенных изменений в его содержании за счет: |
Ответственные | Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные органы управления образованием и капитального строительства Ямало-Ненецкого автономного округа; |
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р (далее - Концепция развития образования), основными целями развития образования в России являются обеспечение необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования, то есть повышение его качества, доступности и эффективности.
В 2001 - 2005 годах в автономном округе реализовывалась "Комплексная программа развития образования автономного округа до 2005 года", разработанная Тюменским государственным университетом совместно с департаментом образования.
Выполнение вышеназванной программы позволило за период с 2001 по 2005 годы обеспечить достижение следующих количественных и качественных результатов в системе образования автономного округа:
значительно улучшить оснащение школ учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, за 4 года на 30% удалось обновить технологическое оборудование в учреждениях образования автономного округа;
произвести замену предметов длительного пользования в 50% школ;
в достаточной мере оснастить образовательные учреждения компьютерами, другими современными техническими средствами обучения и учебным оборудованием;
создать региональный центр интернет-образования, сегодня в округе продолжает развиваться дистанционное образование;
количество вакансий педагогов сократилось на 25% по сравнению с 2001 годом;
количество учащихся, выбывших из образовательных учреждений округа до получения основного общего образования, уменьшилось с 446 до 347 человек в 2000 и 2004 годах соответственно;
количество призеров в федеральном, окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады осталось стабильным (9 и 10 в 2000 и 2004 годах соответственно);
на 22,4% увеличился прием в 10 класс с 72,3% до 94,7% в 2000 и 2004 годах соответственно;
с 78,8% до 79,7% в 2002 и 2004 годах соответственно увеличилось количество выпускников, поступающих в высшие учебные заведения.
Несмотря на достигнутые результаты, в системе образования автономного округа остался нерешенным ряд проблем. Например:
необходимость укрепления кадрового потенциала учреждений образования, повышения квалификации педагогов, сокращения количества вакансий;
достижение соответствия образовательным стандартам качества образования в сельских школах;
необходимость укрепления материально-технической базы учреждений образования - строительство новых школ и интернатов, так как около 50% объектов образования на селе находится в ветхом и аварийном состоянии;
повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием, приборами, вычислительной и информационной техникой;
недостаточная эффективность управления в системе образования;
необходимость модернизации структуры и содержания образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования и внедрение моделей непрерывного профессионального образования.
Сегодня, несмотря на масштабность целей и задач, поставленных Федеральной целевой программой развития образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 (далее - Федеральная программа развития образования), есть задачи, решение которых требует принятия неотложных мер. Инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина определили национальные приоритеты в сфере образования. Это:
государственная поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
программа поддержки лучших учителей;
информатизация образования;
поддержка талантливой молодежи;
поддержка одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения - воспитания школьников;
и еще ряд направлений.
Все перечисленные направления тесно переплетаются с проблемами, требующими решения в автономном округе, и мероприятия, направленные на их решение, нашли отражение в подпрограмме "Меры по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы".
Автономный округ является территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Поэтому вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера традиционно уделяется большое внимание.
Спецификой системы образования автономного округа является наличие большого количества школ-интернатов в сельских территориях, где дети коренной национальности не только учатся, но и живут в течение всего учебного года вдали от родителей, родственников и привычного образа жизни. Поэтому создание хороших условий не только для учебы, но и для жизни является постоянной заботой системы образования на продолжении многих лет.
Работа по изменению содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях по переводу учебных заведений данного типа на семейный тип воспитания, начатая в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 7 февраля 2001 года N 80, продолжается уже в течение ряда лет и дает положительные результаты. Реализация Программы позволит завершить переход на семейный тип воспитания. Практически все национальные школы-интернаты расположены в сельской местности, а, как уже говорилось, около 50% объектов образования на селе находится в ветхом или аварийном состоянии. Многие здания постройки 60 - 70 годов прошлого века, износ - некоторых спальных корпусов составляет 80% и более. Из-за ветхости зданий ухудшается противопожарная безопасность, число предписаний органов государственного пожарного надзора год от года растет.
Как свидетельствует опыт предыдущего пятилетия, когда была принята и реализовывалась программа "Строительство первоочередных объектов образования в сельской местности до 2005 года", существенным образом изменить сложившуюся ситуацию возможно только путем реализации программы первоочередного строительства конкретных объектов образования в капитальном исполнении, а также ритмичного финансирования в необходимом объеме сооружаемых интернатных учреждений и выполнения сроков сдачи их в эксплуатацию. Поэтому в рамках Программы предлагается к реализации подпрограмма "Строительство первоочередных объектов образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы".
Стратегия социально-экономического развития автономного округа одной из определяющих целей развития предусматривает обеспечение более высокого уровня жизни населения автономного округа по сравнению со среднероссийским, а выделение округом инвестиций для целей строительства интернатных объектов в сельской местности автономного округа позволит обеспечить достойные условия обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов.
Еще одна задача, решаемая Программой, - это развитие системы начального и среднего профессионального образования автономного округа, где имеется ряд насущных проблем.
Одной из главных является старая материально-техническая база учреждений профобразования. Это касается учреждений профессионального образования городов Салехард, Лабытнанги, Губкинский. Площади учебных кабинетов и их количество не соответствуют требованиям действующих строительных санитарных норм. Ветхость зданий требует вложения значительных финансовых ресурсов на их содержание и ремонт. Кроме того, общежития этих образовательных учреждений требуют обновления и увеличения площадей, так как более 70% учащихся и студентов - иногородние.
Материальная база учреждений профобразования города Новый Уренгой немного лучше, но строительство учебно-профессионального комплекса здесь вызвано в первую очередь развитием стратегии становления системы непрерывного образования в округе, которая позволит перейти на новый, более качественный уровень подготовки специалистов для нефтяной, газовой, горнодобывающей, местной промышленности, строительства.
Еще одной актуальной проблемой является разработка направлений и претворение в жизнь политики подготовки специалистов в соответствии с прогнозируемой их потребностью на региональном рынке труда, учитывая специфику производства, динамику развития социальной, культурной сфер округа.
С каждым годом растет число неорганизованных детей, дошкольные образовательные услуги для многих семей стали недоступными. Причиной этого является как увеличение рождаемости и миграции в округе, в том числе и детского населения, так и устаревшая материальная база. Согласно статистическим данным за 2005 год, свыше 34% учреждений дошкольного образования имеют процент износа от 90 до 100. (в ред. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)
Кроме того, анализ состояния материально-технической базы дошкольных учреждений отчетливо показывает тенденцию к ее ухудшению в большинстве территорий автономного округа. Так, 55% учреждений построены в деревянном исполнении, по старым проектам. Срок эксплуатации зданий от 30 до 60 лет, поэтому большинство из них являются ветхими, не отвечают современным санитарно-гигиеническим и другим требованиям. В ряде детских садов отсутствуют спальные помещения, канализация (в 24 детских садах), водопровод (в 26), спортивные и музыкальные залы и другие многофункциональные помещения. (в ред. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)
Отсутствие строительства новых дошкольных учреждений в соответствии с современными требованиями не позволяет проводить качественно обновление содержания дошкольного образования и затрудняет процесс лицензирования. (в ред. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)
Таким образом, основные направления деятельности по развитию системы образования автономного округа на ближайшее пятилетие определены составом подпрограмм и мероприятий Программы. И сегодня, когда вопросам образования уделяется такое пристальное внимание, выполнение национальных проектов в сфере образования, с учетом региональной специфики, посредством программно-целевого метода реализации, при тесном взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных органов власти позволит наиболее полно и качественно разрешить основные проблемы системы образования автономного округа и обеспечить ее достойный вклад в социально-экономическое развитие автономного округа и всей страны.
Основные цели и задачи Программы определены исходя из направлений развития системы образования Российской Федерации, реализации национальных приоритетов в сфере образования, основных направлений социально-экономического развития автономного округа и ситуации, сложившейся в системе образования автономного округа на сегодняшний день.
Решению вопросов развития системы образования уделяется большое внимание со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Разработаны и реализуются национальные проекты в области образования, направленные на решение неотложных задач в реформе системы образования.
Поэтому основной целью Программы является создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Исходя из сказанного основными задачами, решаемыми данной Программой, являются:
1. Создание условий для повышения качества образования, стимулирование инновационных процессов. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)
2. Совершенствование содержания и технологий образования, в том числе развитие новых информационно-педагогических технологий и методов обучения. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)
3. Государственная поддержка талантливой молодежи. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)
4. Развитие всех типов образовательных учреждений для получения молодыми людьми доступа к образовательным услугам, соответствующим современным требованиям, в том числе обеспечение соответствующих условий обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов в сельской местности. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)