ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 1997 года N 50-п
Об утверждении Модели профессиограммы специалиста -
выпускника учреждения начального профессионального
образования
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2005 N 1107-ПП
____________________________________________________________________
В целях реализации Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ и в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.06.94 N 215 "О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить "Модель профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" в рамках национально - регионального компонента Государственного стандарта начального профессионального образования (прилагается).
2. Департаменту образования Правительства Свердловской области (Нестеров В. В.) в срок до 01.09.97 провести мероприятия по внедрению Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования в соответствии с планом действий (прилагается).
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на члена Правительства Свердловской области Нестерова В. В.
Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 27 января 1997 г. N 50-п
МОДЕЛЬ
ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА - ВЫПУСКНИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данный документ разработан в соответствии со статьей 7 Закона РФ "Об образовании": "Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования".
Для реализации Закона РФ "Об образовании" Постановлением Правительства РФ от 22.06.94 года утвержден Государственный стандарт начального профессионального образования, который представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях с целью "повышения качества профессиональной подготовки за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочение системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений".
В соответствии с Государственным стандартом начального профессионального образования и документы первой группы (первого уровня) входят стандарты общего характера, одним из которых является "перечень и описание стандартных параметров качества профессиональной подготовки", т. е. структура профессиональной характеристики. Структура профессиональной характеристики по федеральному стандарту включает в себя:
- паспорт профессии (название профессии и специальностей, порядковый номер профессии по Перечню профессий начального профессионального образования, уровень квалификации, уровень общего образования);
- назначение и сферу применения профессии;
- предметно - профессиональную компетентность (основные виды деятельности в рамках профессии или группируемых специальностей и теоретические основы профессиональной деятельности);
- специфические требования к субъекту профессии.
Эти положения отражают требования к работнику - профессионалу как достаточно узкопредметные квалификационные требования и не в полной мере обеспечивают реализацию концепции развития профессионального образования Свердловской области в части регламентации качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования.
Государственный стандарт начального профессионального образования предполагает наряду с федеральным компонентом наличие национально - регионального компонента стандарта, разрабатываемого и утверждаемого на региональном уровне и отражающего национально региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования, такие как необходимость учета социально профессиональных компетенций и специфических ценностных ориентаций личности в каждом типе профессии. Национально - региональный компонент стандарта "Модель профессиограммы специалиста выпускника учреждения начального профессионального образования" расширяет федеральный стандарт и включает дополнительно такие компоненты как "Ключевые ценности профессии" и "Социально - профессиональная компетенция", содержательно раскрывает все компоненты профессиограммы и определяет их структуру.
Введение в действие национально - регионального компонента стандарта начального профессионального образования Свердловской области "Модель профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" позволит:
- унифицировать требования, предъявляемые к выпускникам учреждений начального профессионального образования, реализующих образовательные программы одного уровня;
- получить ориентир при отборе содержания и способов организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования при подготовке специалистов соответствующей квалификации;
- осуществлять объективный контроль органам управления образованием качества подготовки выпускников в учреждениях начального профессионального образования.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно - модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно - модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
В качестве элементов стандартизации в Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования выступают:
- структурные компоненты профессиограммы;
- параметры профессиональной деятельности;
- компоненты профессиональной образованности специалиста;
- уровни профессиональной подготовки.
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики профессиональной подготовленности выпускника, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Данный стандарт является обязательным для выполнения в государственных и негосударственных учреждениях начального профессионального образования, предполагающих выдачу документов об образовании государственного образца и имеет рекомендательный характер для иных негосударственных образовательных учреждений.
Национально - региональный компонент Государственного стандарта начального профессионального образования определяет в качестве объекта стандартизации профессиограмму специалиста.
Профессиограмма является нормативным документом, отражающим конечные цели профессиональной подготовки специалиста.
Профессиограмма составляется в результате описания профессии в аспекте требований к работнику,
Основным предметом описания профессии в образовательных целях выступает субъект профессии, т. е. личность профессионала. Профессия изучается и описывается через призму возможностей и потенциала личности работника, обеспечивающей ему субъективность в профессиональной деятельности. При этом учитывается, что профессиональная деятельность представляет собой специфическую жизненную среду, в которой человек может удовлетворить свои материальные, психофизиологические, духовные и другие потребности, выразить свою индивидуальность, а также развить себя. Профессиональная деятельность для подавляющего большинства людей дает возможность утвердить себя как личность и достигать определенного социального статуса.
В профессиональной среде человек осуществляет всю полноту сложных и полинаправленных взаимоотношений личности и среды. Он включается в эту среду всеми своими личностными свойствами, жизненно важными функциями и реализует многообразие отношений, возникающих в процессе профессионального труда. Исходя из этого, профессия должна описываться не как что - то застывшее, статическое - необходимо учитывать ее динамические основы. Поэтому важно моделировать профессию через активность сознания ее субъекта.
Необходимо при описании профессии выделить такие составляющие субъекта профессии, целенаправленное развитие которых в ходе образовательного процесса приводит к формированию компетентного, активного и творческого работника. Чем полнее и разностороннее будут описаны составляющие субъекта профессии, тем качественнее профессиограмма будет отражать характеристики будущего специалиста.
В учреждениях начального профессионального образования профессиограммы разрабатываются и используются в следующих целях:
1. Профессиональная ориентация молодежи на соответствующие
профессии и специальности
Наиболее простая по форме, доступная для понимания профессиограмма составляется для профориентационных целей. Но для более содержательных профориентационных задач, как профконсультация или профдиагностика, используется вся полнота информации о профессии и ее требованиях к личности работника, которую может дать профессиограмма.
2. Диагностика, мониторинг профессионального становления
специалиста
Осуществление диагностики, мониторинга становления специалиста является важным условием своевременной оценки и корректирования уровня подготовки учащихся. Профессиограмма с разработанными критериально - диагностическими аспектами может позволить успешно реализовать эту задачу.
3. Окончательная аттестация выпускника образовательного
учреждения
Так как в документе отражены "выходные" параметры по всем требованиям профессии, с ее помощью можно определить уровень подготовленности выпускника к работе по профессиографированной специальности.
4. Создание или совершенствование учебно - программной
документации
Профессиограмма является исходной базой для разработки всей учебно - программной документации, используемой в образовательном учреждении, учебных планов, программ дисциплин, других образовательных программ и дидактических материалов (тестов, задач, заданий и т. д.). Это обусловлено тем, что данный документ представляет собой и модель специалиста, и модель содержания профессионального образования. В нем отражаются все аспекты необходимой подготовки будущего персонала.
5. Организация подготовки специалистов по проектируемым
профессиям и специальностям. Проектирование учебных
профессий
Модель профессиограммы структурно и содержательно позволяет создавать многообразие вариантов профессий и моделей подготовки. Можно проектировать и новые профессии.
В связи с тем, что профессиограмма реализует новые идеи: субъектность в профессии, учет рыночных факторов, идеологию успеха и др. - открывающие иной взгляд на интеллектуальное развитие личности профессионала, можно использовать ее для создания моделей содержания углубленного специализированного развития личности. Так, отдельные образовательные учреждения, провозглашая эту идеологию, могут усилить и реализовать модули, отражающие интеллектуальные ресурсы личности, самообразовательную ее деятельность и т. д.
7. Аттестация профессионально - педагогических кадров
Разработка содержания и технолигии профессионально -
педагогического образования
Профессиограмма дает полнейшую информацию для проектирования профессионально - педагогического образования. Каждый модуль профессии предполагает необходимость педагогических кадров, способных реализовать эти модули в учебном процессе. Предлагаемая ее модель выдвигает новые требования к аксиологической, интеллектуальной, в целом социальной и профессиональной компетентности педагогов. От них требуется новое мышление, новые взгляды и потенция по осуществлению образовательного процесса. Эти моменты должны стать основой и для аттестации этих кадров.
8. Аттестация образовательных учреждений, лицензирование,
сертификация образовательных программ
Профессиограммы, разработанные в образовательном учреждении, убедительно раскрывают концептуальную линию образовательного процесса, обеспечиваемый уровень подготовки специалистов. Поэтому результаты анализа разработанных в образовательном учреждении профессиограмм могут стать одним из показателей их работы.
В зависимости от цели, для реализации которой выполняется профессиографирование, содержание профессиограммы будет иметь различный уровень сложности, полноты и языка. Таким образом, меняя различные факторы, можно получить разные варианты профессиограммы и использовать их в решении многих образовательных задач.
Требования, представленные в профессиограмме, сформированы в блочно - модульном варианте, позволяющем избирательно наполнять профессиограмму на конкретную профессию.
Профессиограмма состоит из шести блоков:
- паспорт профессии;
- основной объект профессии;
- ключевые ценности профессии;
- предметно - профессиональная компетенция;
- социально - профессиональная компетенция;
- специальные психофизиологические требования.
Блок "Паспорт профессии" содержит краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии: "человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений и взглядов к предмету профессии.
Блок "Предметно - профессиональная компетентность" включает в себя характеристику профессиональной среды как полисистемного образования и должен быть представлен с достаточной полнотой.
В сознании специалиста должно быть полно и системно представлено, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что из себя представляют эти объекты, какое значение и место имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который осуществляется воздействие с целью получения результата, какие воздействия, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях это осуществляется.
Поэтому в профессиограмме учтены и включены эти взаимосвязи и отношения: результат труда, исходный предмет труда, средства производства и процесс производства.
Блок "Социально - профессиональная компетенция" обеспечивает следующие направления субъектности личности:
- развитие мыслительного потенциала;
- потенции саморегуляции и саморазвития личности;
- направленность личности на "стратегию успеха";
- гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
Начало профессиональной деятельности начинается с поиска работы и трудоустройства. Включение подраздела, связанного с этими вопросами, объясняется сложившимися рыночными условиями жизнедеятельности людей. То, насколько соответствует рабочее место или профессия стремлениям и профессиональным потребностям, зависит и от успешности трудоустройства.
Успешная деятельность стимулирует субъекта к профессиональным достижениям. К факторам и условиям профессиональных достижений относятся:
- развитость интеллекта и способности к творчеству;
- успешные коммуникации;
- профессиональное развитие.
Развитость интеллекта и творчество характеризуются интеллектуальными ресурсами и владением технологией творчества: