Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (ст.7, 9), Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 N 124), Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на 2004 год, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Концепцией формирования национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области, мероприятиями по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 N 386-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст.780).
Реализация до настоящего времени действующего регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечила:
1) формирование ориентаций педагогов на реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе;
2) создание условий для освоения учащимися основных представлений о конкретных особенностях социально-экономического и социокультурного развития Среднего Урала в прошлом и в настоящее время;
3) организацию повышения квалификации педагогических кадров Свердловской области;
4) возможность осуществления инновационной деятельности руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов и научно-педагогических кадров, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта на местах;
5) создание основы для реализации федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, предложенного в 2004 году.
С введением регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области были созданы условия для:
1) обеспечения права выбора обучающимися содержания образования и организации образовательного процесса в соответствии с их интересами и запросами;
2) реализации в образовательном процессе общечеловеческих гуманистических ценностей с учетом требований конкретной жизненной ситуации, складывающейся в регионе;
3) обеспечения субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
4) формирования критериев оценивания достижений обучающихся и выпускников в единстве предметной, деятельностной и ценностной составляющих образованности.
Однако в процессе его реализации выявлено следующее:
1) предложенное содержание регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области ограничивало освоение учащимися особенностей развития Свердловской области изучением набора специальных курсов. Отсутствовала ориентация педагогов на реализацию требований регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области через содержание всех предметов Базисного учебного плана и организацию комплексной воспитательной деятельности в учебном заведении;
2) не были четко определены различия в содержании предметно-ориентационной и ценностно-коммуникативной составляющей требований к учащимся;
3) не раскрывалась взаимосвязь содержания федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Сама форма подробного описания отдельных дисциплин, составляющих региональный (национально-региональный) компонент в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, не побуждала педагогов к творческому поиску таких вариантов его реализации, в которых бы максимально учитывались возможности конкретного образовательного учреждения, особенности социально-экономического развития отдельных территорий Свердловской области.
Корректировка и принятие новой редакции регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области вызваны требованиями современного этапа модернизации российского образования, определенного Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, разработкой новых федеральных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. Изменение образовательных потребностей, формирование нового социального заказа потребовали значительного обновления содержания регионального компонента образования для приведения его в соответствие с научно-техническим и социальным развитием региона, страны, мира в начале XXI века.
Новая редакция регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области определяет в дополнение к федеральному компоненту обязательный минимум содержания образовательных программ, современные требования к уровню подготовки обучающихся и отражает особенности и тенденции изменения социального заказа Свердловской области на современном этапе ее развития.
Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области строится на основе следующих принципов:
1) понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности ребенка. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает получение обучающимся знаний и навыков, которые позволяют им успешно адаптироваться к особенностям жизнедеятельности региона, страны, мирового сообщества в целом. Само образование рассматривается как единство обучения и воспитания, позволяющее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие практических навыков в повседневной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного общества;
2) трактовка образованности учащихся как совокупность просвещенности через предметно-информационную составляющую регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, обученности через деятельностно-коммуникативную составляющую стандарта, воспитанности через его ценностно-ориентационную составляющую;
3) взаимосвязь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает формирование у обучающихся понимания взаимосвязи событий и явлений, происходящих в мире, стране и регионе в сферах материальной и духовной культуры;
4) дополнительность. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области позволяет создать возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных экономических и социокультурных условиях Свердловской области;
5) многоаспектность в раскрытии специфики региона в различных аспектах: культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом и культуры здоровья;
6) сотрудничество на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса;
7) компетентностный подход, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;
8) преемственность в содержании и уровне образованности на различных ступенях образования;
9) реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;