ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 13 апреля 2006 года N 34-ЗС
Об утверждении краевой целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края" на 2006-2010 годы
Документ утратил силу с 5 февраля 2008 года на основании закона Алтайского края от 4 февраля 2008 года N 2-ЗС "О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае".
Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 10 апреля 2006 года N 167.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 27 апреля 2006 года N 119 с. 3; Сборник законодательства Алтайского края 2006 год N 120 часть 1 с. 104.
Вступил в силу 1 января 2006 года.
{ Изменения:
1. Закон Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 131-ЗС (вступление в силу 21 декабря 2006 года);
2. Закон Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 140-ЗС (вступление в силу 12 января 2008 года).
}
{ Новая редакция с изменениями от 24 декабря 2007 года. }
Утвердить краевую целевую программу "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края" на 2006-2010 годы (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Глава Администрации Алтайского края А.Б. Карлин
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края" на 2006-2010 годы
Наименование | краевая целевая программа "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края" на 2006-2010 годы (далее - программа) |
Основание для | c:\content\ngr\RU22DMJ200500185.doc "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае" |
Государственный | Администрация Алтайского края |
Основные | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; |
Цели | формирование обновленной, соответствующей условиям рыночной экономики системы работы с кадрами, призванной обеспечить агропромышленный комплекс Алтайского края (далее - АПК) кадровым потенциалом, способным эффективно работать в новых экономических условиях; |
Исполнитель | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Срок реализации | 2006-2010 годы |
Основные задачи | создание организационных, экономических, социальных и правовых условий подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, трудоустройства и закрепления их в АПК; |
Основные мероприятия | оказание практической помощи органам муниципальных образований и сельскохозяйственным организациям сельских районов в разработке районных программ по работе с кадрами; |
Объем и источники | Объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составляет 196,55 млн. рублей, в том числе в 2006 году - 26,35 млн. рублей, из них на возвратной основе 14,4 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные | укрепление кадрового потенциала АПК; |
Контроль | общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
В 2005 году завершилась реализация мероприятий, утвержденных постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 декабря 2000 года N 367 "О программе кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края на 2001-2005 годы".
Выполнение мероприятий указанной программы, в частности по организации целевой контрактной подготовки специалистов для села, оказанию государственной поддержки руководителей и специалистов АПК, организационной и экономической поддержке системы дополнительного профессионального образования, по моральному и материальному стимулированию труда работников сельского хозяйства, позволило за истекшие годы несколько стабилизировать кадровую обеспеченность АПК, не допустить ухудшения образовательного уровня работников аграрного сектора, добиться улучшения показателей трудоустройства и закрепления молодых специалистов на селе.
Заметную роль в стимулировании труда работников АПК играла организация трудового соревнования и проведение конкурсов профессионального мастерства по различным отраслям и подразделениям аграрного сектора. Вместе с тем принимаемые меры могли и должны были иметь большую эффективность в случае комплексного подхода к выполнению намеченных мероприятий и системного финансирования их реализации.
В последние 2 года отмечается ухудшение показателей по сменяемости кадров, образовательному уровню руководителей и главных специалистов. Начиная с 2003 года наметилась тенденция к увеличению среднего возраста отдельных категорий работников, в первую очередь механизаторских кадров. Несмотря на отмечаемую в последние годы в целом положительную динамику по трудоустройству в АПК молодых специалистов, общие показатели не отвечают возрастающей потребности в омоложении кадров, особенно по таким категориям работников, как экономисты и бухгалтеры, зоотехники и ветеринарные врачи. Требует коренного улучшения организация государственной поддержки руководителей и специалистов АПК, прежде всего молодых выпускников учебных заведений аграрного профиля. Необходимо продолжение и расширение практики работы по подготовке резерва кадров, прежде всего руководителей хозяйств, по государственной поддержке этого направления кадрового обеспечения АПК.
Приведенные выше, а также ряд других проблемных вопросов предопределяют необходимость принятия краевой целевой комплексной программы кадрового обеспечения АПК на 2006-2010 годы, которая заметно дополняет и расширяет систему мер по совершенствованию кадровой политики в АПК, предусмотренных действующей краевой целевой программой "Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края" на 2005 - 2007 годы.
Основными задачами программы являются:
создание организационных, экономических, социальных и правовых условий подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, трудоустройства и закрепления их в АПК;
организация государственной поддержки, морального и материального стимулирования руководителей и специалистов, а также рядовых работников организаций АПК всех форм собственности, обеспечивающих эффективное ведение производства, укрепление экономического потенциала организаций и развитие социальной сферы села.
Основными направлениями программы являются:
совершенствование системы работы по профессиональной ориентации учащихся сельских школ с целью привлечения их в аграрные образовательные учреждения края;
совершенствование и повышение эффективности функционирования системы целевой контрактной подготовки специалистов аграрного профиля и кадров рабочих профессий, дальнейшего их трудоустройства и закрепления на селе;
развитие и повышение эффективности системы переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров сельскохозяйственного производства АПК, а также преподавателей учебных заведений аграрного профиля;
формирование и обеспечение эффективного функционирования системы работы с кадровым резервом, прежде всего с резервом руководителей организаций АПК;
создание и эффективное применение системы государственной поддержки руководителей и специалистов АПК, в том числе молодых специалистов, предусматривающей комплекс социальных гарантий, льгот, компенсаций и доплат работникам организаций АПК всех форм собственности;
совершенствование системы мотивации и стимулирования труда работников АПК путем организации трудового соревнования, проведения конкурсов профессионального мастерства, обеспечения широкого освещения трудовых достижений во всех отраслях и на всех уровнях, повышение престижности сельского труда и сельскохозяйственных профессий.
Перечень и сроки реализации основных мероприятий программы приведены в таблице 1.
Целевая контрактная подготовка кадров в учебных заведениях аграрного профиля Алтайского края осуществляется с учетом фактической потребности АПК в специалистах соответствующих категорий в соответствии с утверждаемым ежегодно краевым заказом на подготовку специалистов для АПК.
Отмечаемые в последние годы показатели фактической потребности АПК в специалистах различного профиля, а также ежегодной закрепляемости молодых специалистов в аграрном секторе свидетельствуют о том, что оптимальное количество мест для целевой контрактной подготовки на 2006 и последующие годы: 400 мест (300 - на очном и 100 - на заочном отделениях) в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Алтайский государственный аграрный университет" и 500 мест (400 на очном и 100 - на заочном отделениях) в средних специальных учебных заведениях Алтайского края аграрного профиля.
Целевая контрактная подготовка специалистов высшего и среднего звена осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края с учебными заведениями аграрного профиля, а также на основе 4-сторонних договоров между студентами, организациями АПК, Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и учебными заведениями.
Основанием для заключения 4-сторонних договоров является наличие соответствующих ходатайств органов местного самоуправления, а также доведенных до районов квот на подготовку специалистов в соответствии с утвержденным в установленном порядке краевым заказом на подготовку кадров для АПК.
Условиями для заключения договоров и выделения средств краевого бюджета на финансирование целевой контрактной подготовки являются:
проведение на уровне района конкурсного отбора абитуриентов для поступления в учебные заведения аграрного профиля на условиях целевой контрактной подготовки;
выполнение организациями АПК и органами местного самоуправления своих обязательств по целевым договорам предыдущих лет (доплата к стипендиям, организация прохождения студентами практики, создание условий для трудоустройства и др.);
заключение между организациями АПК и студентами договоров на трудоустройство после окончания последними учебного заведения и с условием обеспечения их работой в течение установленного договором срока;
обеспечение показателя по трудоустройству выпускников предшествующих лет не ниже 40 процентов и 30 процентов (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный аграрный университет" и средние специальные учебные заведения соответственно);
наличие в районе (организации АПК) программы по работе с кадрами АПК;
обеспечение возврата бюджетных средств, направляемых на целевую контрактную подготовку, в случае невыполнения молодыми специалистами без уважительных причин своих обязательств по заключенным ранее договорам.
Основными показателями оценки результативности целевой контрактной подготовки специалистов аграрного профиля являются:
обеспечение ежегодного роста показателей в области трудоустройства и закрепления молодых специалистов в АПК;
обеспечение ежегодного улучшения показателей образовательного уровня специалистов высшего и среднего звена, работающих в АПК.
Переподготовка и повышение квалификации кадров в федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов "Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК"
Необходимость укрепления и поддержки системы дополнительного профессионального образования кадров АПК диктуется сокращением в последние годы контингента слушателей из-за увеличения стоимости затрат на обучение.
Исходя из практики прошлых лет по организации дополнительного образования кадров АПК на базе федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов "Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК" (далее - "АИПК"), с учетом необходимости обеспечения принципа непрерывности образования руководителей и специалистов (прохождения учебы не реже 1 раза в 3 года), фактическая потребность в переподготовке и повышении квалификации данных категорий работников составляет не менее 2 тысяч человек год.
Основной формой финансовой поддержки системы дополнительного образования является осуществление компенсации части затрат на обучение кадров на базе АИПК.
Компенсация части затрат осуществляется в соответствии с договором, заключаемым между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и АИПК.
Обязательными условиями для оказания финансовой поддержки являются:
обеспечение целевого использования выделенных средств;
наличие согласованных с Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края смет и расчетов затрат на обучение кадров, плана-графика учебы, а также учебных планов по различным категориям слушателей.
Основными показателями эффективности обучения кадров в АИПК являются:
рост профессионального уровня прошедших обучение кадров (профессиональных категорий), их служебное продвижение;
рост производственных и экономических показателей работы организаций или отдельных отраслей АПК, работники которых проходили учебу в АИПК.
Государственная поддержка за счет средств краевого бюджета руководителей и специалистов предприятий АПК оказывается в виде:
безвозмездных пособий работникам в установленном размере выплачиваемых ежегодно в первые два года работы в организации АПК { в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 140-ЗС (вступление в силу 12 января 2008 года) };
бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья { в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 140-ЗС (вступление в силу 12 января 2008 года) }.
Государственная поддержка предоставляется руководителям и специалистам, рекомендованным Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края или органами местного самоуправления на работу на договорной основе в организации АПК, а также молодым специалистам сельскохозяйственного профиля - выпускникам учебных заведений высшего и среднего специального образования, прибывшим на работу в организации АПК по завершению учебы, заключившим соответствующий договор с Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края сроком на 5 лет. Выплата субсидий на строительство (приобретение) жилья осуществляется в пределах социальных норм, установленных действующим законодательством. Условиями выделения средств на поддержку руководителей и специалистов являются:
{ Абзац четвертый изложен в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 140-ЗС (вступление в силу 12 января 2008 года). }
наличие ходатайства органа местного самоуправления на имя начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края об оказании государственной поддержки работнику организации АПК, с приложением документов, обосновывающих необходимость оказания поддержки;