Механизм реализации Программы включает в себя организационное, ресурсное, научное, правовое и, самое главное, финансовое обеспечение.
5.1. Организационное обеспечение
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, которое организует ее выполнение совместно с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Северная Осетия -Алания, Комитетом природных ресурсов по Республике Северная Осетия -Алания, Северо-Кавказским научно-исследовательским институтом горного и предгорного сельского хозяйства.
Организационное обеспечение Программы предусматривает реализацию намеченных мероприятий через районные органы местного самоуправления республики, соблюдение научно обоснованных систем земледелия в каждой зоне, осуществляемых через ландшафтное землеустройство, учитывающее особенности аграрной реформы.
Главным вопросом применения системы земледелия является обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв и высоких экономических показателей. Необходимо предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, продолжить совершенствование зональных научно обоснованных систем земледелия. Провести уточнение существующих систем, а где они отсутствуют - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих защиту почв от эрозии и повышение плодородия почв.
Непосредственная реализация землепользователями и собственниками земли предусмотренных Программой мероприятий, направленных на сохранение и недопущение дальнейшего снижения, поддержание и повышение плодородия почв, осуществляется на основе утвержденных проектов землеустройства, применения средств химизации, содержащих мероприятия по рациональному использованию и охране земель, разрабатываемых проектно-изыскательскими организациями по землеустройству, агрохимической службой и другими учреждениями,. имеющими соответствующие лицензии на проведение этих работ, по заказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания и его подразделений.
Координирующим органом выполнения программных мероприятий является созданный межведомственный консультативный совет по контролю реализации Государственной региональной программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2006-2010 годы".
5.2. Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение предоставляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, лесхозами и лесомелиоративными станциями, учреждениями и различными акционерными и другими предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ будет выполняться непосредственно землепользователями.
Имеющаяся производственная база в основном недостаточна для выполнения намеченных работ, так как за последние годы совершенно не пополнялся парк почвообрабатывающей мелиоративной техники, машин для проведения агрохимических работ. Оснащение подрядных организаций также низкое, поэтому требуется поставка большого количества техники. Необходимы также меры по укреплению производственной базы водохозяйственных эксплуатационных организаций, агрохимической службы и лесхозов.
Потребность в технике для реализации мероприятий и работ, предусмотренных Программой, приведена в таблице 12.
5.3. Научное обеспечение
Реализация Программы повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов наравне с ресурсным и финансовым обеспечением возможна при самом широком и надежном научном обеспечении.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости по РСО-Алания с участием заинтересованных органов исполнительной власти, учреждений и районов необходимо обеспечить в 2006-2010 гг. проведение исследований по следующим важнейшим проблемам:
система управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;
разработка научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов в системе земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасные энергосберегающие технологии воспроизводства плодородия почв и комплексы агрофильных технических средств для их осуществления;
методы комплексных мероприятий, экологически безопасные системы земледелия и интенсивные ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
экспертные и информационно-советующие системы управления плодородием почв и агротехнологии с учетом экологических и экономических ограничений;
технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющих на снижение поступления в природную среду радионуклидов и тяжелых металлов;
система ведения мониторинга агроэкологического, агрохимического и эколого-мелиоративного состояния земель;
разработка методических основ и экономического обоснования организации агрохимического сервиса сельхозтоваропроизводителей;
разработка биотехнологий для замены органических или минеральных удобрений, обеспечивающих производство экологически чистой продукции;
экономический механизм реализации Программы в условиях рыночных отношений;
подготовка и переподготовка кадров по проблемам повышения плодородия почв и ландшафтному земледелию.
К выполнению научно-исследовательских работ необходимо привлечь научный потенциал республики. Примерная стоимость научно-исследовательских работ -7,1 млн. рублей.
Результаты исследований будут использованы для проектирования и освоения систем земледелия первого поколения, обеспечивающих значительное и стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережение, охрану природной среды в условиях многоукладной экономики республики.
5.4. Нормативно-правовое обеспечение
Правовое обеспечение в области сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться по направлениям, определенным федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре", Земельным кодексом Российской Федерации, Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (ред. от 25 января 1999 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491 "О мониторинге земель", Положением о мониторинге земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491, Гражданским кодексом Российской Федерации.